Потери истребителей Люфтваффе в Заполярье. 1941

Олег Каминский
На фото: Знаменитый ас капитан Герхард Шашке и его сбитый Ме-110 с отметками побед на киле.

     Боевые действия в Заполярье в годы Великой Отечественной войны отличались от других участков советско-германского фронта тем, что почти всё время там происходила, можно сказать, позиционная война. Специфические условия местности и сложные погодные условия не позволяли задействовать здесь большое количество войск и практически исключили использование танков – главную ударную силу. Поэтому, после нескольких малоуспешных попыток наступления на Мурманск без поддержки танков, немецкая пехота вынуждена были остановиться перед рекой Большая Западная Лица, где фронт стабилизировался до октября 1944 года. 

     Тем не менее, война в воздухе над Заполярьем велась довольно активно, хотя поначалу у обеих сторон самолетов было не так уж много. Так, советская авиация к началу войны насчитывала 263 самолета, входивших в состав частей ВВС 14-й армии и ВВС Северного флота, в том числе 147 истребителей. К сожалению, практически все они были устаревших типов: 60 И-16, 51 И-153 и 36 И-15бис.

     Силы Люфтваффе составляли, по некоторым данным, всего 77 самолетов и по численности уступали советской авиации в 3,5 раза. А истребителей было всего 16, в том числе 10 – одномоторных Bf 109 из 1./JG.77 и 6 – двухмоторных тяжелых Bf 110 из Stab/ZG.76. Правда, довольно скоро к этим подразделениям добавились и другие: 4./JG.77, 14./JG.77 и 1.(Z)/JG.77.   

     Разумеется, в дальнейшем количество самолетов, авиационные части и типы самолетов обеих сторон постоянно менялись.

     Так, уже в июле 1941 года советская авиация в районе Мурманска пополнилась новыми истребителями – 30 МиГ-3 и 15 ЛаГГ-3. Ещё позже на вооружении советской истребительной авиации появились импортные «Харрикейны», «Киттихауки», «Томагауки», «Аэрокобры», ну, и конечно, отечественные самолеты.

     В свою очередь претерпевали изменения и истребительные части Люфтваффе. Так, 20 января 1942 года в Ставангере на основе I./JG.77 была сформирована I./JG.5. 25 января в Киркенесе на основе 4./JG.77 и 14./JG.77 была сформирована II./JG.5, a из 1.(Z)/JG.77 была сформирована 6.(Z)/JG.5, которая 16 марта была переименована в 10.(Z)/JG.5. В Тронхейме 10 марта 1942 года из бывшей IV./JG.1 немцы сформировали III./JG.5. И наконец, из всех этих частей в мае 1942 года была сформирована Jagdgeschwader 5 (JG.5) «Eismeer» (5-я истребительная эскадра «Айсмеер» — «Ледяное море»).

     Структурные изменения в 5-й эскадре происходили и в дальнейшем. Например, 26 июня 1942 года из JGr. Drontheim дополнительно была сформирована IV./JG.5, а 10.(Z)/JG.5 была переименована в 13.(Z)/JG.5. Ещё позже, в феврале 1943 года в Петсамо из 11./JG.5 был сформирован 14.(Jabo)/JG.5, который получил на вооружение истребители-бомбардировщики Fw 190A. 

     Впрочем, не будем вдаваться в организационные подробности. Для нас главное – знать, что за некоторым исключением, почти все из вышеперечисленных частей воевали против нас в Заполярье и понесли при этом чувствительные потери. Наверняка всем интересующимся историей воздушной войны на советско-германском фронте будет любопытно ознакомиться с данными о потерях лётчиков Люфтваффе в Заполярье. Правда, несколько пилотов было потеряно не в Заполярье, так как одна из групп эскадры – II./JG.5 – несколько месяцев – с ноября 1943 года по март 1944 года – действовала с аэродрома Псков. Всё же, думается, что рассматривая потери JG.5 на советско-германском фронте в целом, упомянуть о этих нескольких лётчиках, потерянных «не в том месте», не будет лишним. 

     Хронологически потери лётного состава немецких истребительных частей в Заполярье выглядят следующим образом:            

Oblt. Hans Kriegel, пилот, Stab/ZG.76.
Участвовал в боях над Англией, Советским Союзом.
Uffz. Kurt Kuhn, борт-радист, Stab/ZG.76.
Участвовал в боях над Англией, Советским Союзом.
28 июня 1941 года на Bf 110D-3 W.Nr. 3711 столкнулись с Bf 110C W.Nr. 2885 на аэродроме Киркенес, при этом радист погиб, а пилот был ранен.

Hptm. Alfred «Loje» von Lojewski, 30.09.1910, пилот/командир отряда, 14./JG.77.
Участвовал в боях над Испанией, Норвегией, Англией, Советским Союзом.
Сбил 3 самолета. Награжден Золотым крестом за Испанию, Железным крестом 2-го класса.
29 июня 1941 года на Bf 109E-3 W.Nr. 5164 «Rote 4» при сопровождении восьми бомбардировщиков был сбит в районе Мурманска зенитным огнем и попал в плен. После возвращения из плена проживал в Германии. Умер 2 февраля 1986 года.
По советским данным, был подбит зенитным огнем и произвел вынужденную посадку на озеро. Через два дня, пробираясь к линии фронта, вечером зашел в рыбачью избушку, после чего был взят в плен солдатами. 

Fw. Paul Hauser, пилот, 14./JG.77.
Участвовал в боях над Англией, Советским Союзом.
5 июля 1941 года на Bf 109E-7 W.Nr. 3785 «Rote 1» случайно был подбит огнем своих же зенитчиков, произвел вынужденную посадку на воду в районе Титовки и пропал без вести.

Lt. Dietrich Weyergang, 10.07.1918, пилот, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Англией, Советским Союзом.
Сбил 1 самолет. Награжден Железным крестом 2-го класса.
Uffz. Kurt Tigges, борт-радист, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Англией, Советским Союзом.
5 июля 1941 года на Bf 110C-4 W.Nr. 3235 (LN+ER) были подбиты зенитным огнем в районе Титовки и погибли при вынужденной посадке в 7 км северо-западнее бухты Лица.

Lt. Felix-Maria Brandis, пилот, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Англией, Советским Союзом.
Gefr. Matthias Gans, борт-радист, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
17 июля 1941 года в 19 часов на Bf 110D-3 W.Nr. 3710 (LN+AR) были подбиты зенитным огнем над полуостровом Рыбачий и произвели вынужденную посадку на воду в Петсамо-фьорде. Пилот был подобран немецким катером-тральщиком R-156, а радист не успел выбраться из самолета и утонул.
По советским данным, вероятно, подбиты истребителями 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота во время отражения массированного налета на аэродром Ваенга.

Lt. Dietrich Klappenbach, пилот, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
Gefr. Rudolf Methke, борт-радист, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
19 июля 1941 года на Bf 110C-4 W.Nr. 3588 (LN+DR) были подбиты зенитным огнем в районе аэродрома Варламово, произвели вынужденную посадку западнее Колы и пропали без вести.
По советским данным, были сбиты в воздушном бою истребителем МиГ-3 лейтенанта З. А. Сорокина (72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота).

Hptm. Gerhard «Karotten» Schaschke, пилот/командир штабного звена, Stab IV./ZG.76.
Участвовал в боях над Норвегией, Англией, Советским Союзом.
Совершил около 80 боевых вылетов, сбил 22 самолета, потопил 3 судна. Награжден Германским Золотым крестом, Почетным серебряным кубком, Железными крестами 2-го и 1-го класса, нарукавным знаком «За Нарвик», серебряным значком за боевые вылеты.
Uffz. Michael Widtmann, борт-радист, Stab IV./ZG.76.
Участвовал в боях над Англией, Советским Союзом.
4 августа 1941 года на Bf 110E-2 W.Nr. 3761 (M8+YE) в воздушном бою пилот сбил два ЛаГГ-3, но оба лётчика пропали без вести.   
По советским данным, в 17 часов 05 минут в районе аэродрома Шонгуй завязался воздушный бой, в котором участвовали с одной стороны четыре Ме-109 и четыре Ме-110, а с другой стороны – четыре ЛаГГ-3 и три И-16. Пилоту истребителя ЛаГГ-3 капитану А. П. Зайцеву (145-й истребительный авиационный полк) удалось повредить левый мотор Ме-110, который произвел вынужденную посадку на лес в районе Чирм-озера в 3 км от Шонгуя. Пилот при посадке сильно ударился головой и погиб, а тяжело раненный стрелок был взят в плен, но через несколько минут умер. 

Lt. Horst Wolter, пилот, 14./JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
Сбил 1 самолет.
9 августа 1941 года на Bf 109E-7 W.Nr. 4912 в воздушном бою в районе Ваенги сбил один И-16, но и сам погиб. По другой версии, был сбит зенитным огнем восточнее Варламово.
По советским данным, был сбит пилотами И-153 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота.

Uffz. Wilhelm Kastens, пилот, 1./JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
22 августа 1941 года на Bf 109E-1 W.Nr. 3620 «Gelbe 1» вылетел на штурмовку железной дороги в район Тайболы и пропал без вести.
По советским данным, предположительно, был сбит в воздушном бою лётчиками 145-го истребительного авиационного полка.

Lt. Hans Mahlkuch, 09.10.1915, пилот, 14./JG.77.
Участвовал в боях над Англией, Советским Союзом.
Сбил 16 самолетов. Награжден Почетным серебряным кубком, Железными крестами 2-го и 1-го класса, значком за боевые вылеты.
23 августа 1941 года на Bf 109E-3 W.Nr. 1118 «Rote 5» погиб в воздушном бою в районе Ура-губы.
По советским данным, около 19 часов 20 минут в воздушном бою четырех И-153 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота с шестью Ме-109 в районе Белокаменки он был сбит старшим лейтенантом Л. Ждановым или лейтенантом Д. Ф. Амосовым.

Gefr. Hans Kobold, пилот, 14./JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
31 августа 1941 года на Bf 109E-3 W.Nr. 6403 из-за боевых повреждений произвел вынужденную посадку на воду в районе Петсамо и погиб.
По советским данным, был сбит в воздушном бою истребителями ВВС Северного флота.

Lt. Eckhard (Eckehardt) von der Luhe, пилот, 1./JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
12 сентября 1941 года на Bf 109E-7 W.Nr. 1075 «Gelbe 10» погиб в воздушном бою с истребителями «Харрикейн» в 10 км восточнее бухты Западная Лица.
По советским данным, был сбит истребителями «Харрикейн» из английского 131 Sq. RAF.

Lt. Heinz-Horst Hoffmann, 29.06.1918, пилот, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
Сбил 2 самолета. Награжден Железным крестом 2-го класса, значком за боевые вылеты.
Gefr. Rudolf Boehm, борт-радист, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
Lt. Heinz Wenk, военный репортер из воздушного округа «Норвегия».
15 сентября 1941 года на Bf 110C-4 W.Nr. 2215 в групповом воздушном бою с семью И-16 и двумя МиГ-3 в 5 км восточнее бухты Западная Лица были сбиты, упали с небольшой высоты и взорвались.
По советским данным, был сбит истребителем И-16 капитана Б. Ф. Сафонова (72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота). 

Fw. Josef Stiglmair, пилот, 1./JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
17 сентября 1941 года на Bf 109E-3 W.Nr. 4004 «Rote 6» был сбит в воздушном бою истребителями в районе Алакуртти или Западная Лица и пропал без вести.
По советским данным, был сбит истребителями «Харрикейн» из английского 81 Sq. RAF.

Uffz. Eduard Keller, пилот, 14./JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
5 октября 1941 года на Bf 109E-7 W.Nr. 4815 «Rote 7» перелетал на другой аэродром, однако в результате обледенения разбился в районе Кемиярви (Киркенеса).

Uffz. Erich Kersten, пилот, 13./JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
Сбил 1 самолет.
29 ноября 1941 года на Bf 109E-7 W.Nr. 6363 «Gelbe 17» в паре с другим лётчиком вылетел на «свободную охоту» и пропал без вести в районе станции Лоухи, предположительно, будучи сбитым огнем ПВО. По некоторым данным, упал в озеро.
По советским данным, в районе аэродрома Мурмаши на высоте 150-200 метров ударом винта по хвостовому оперению был сбит истребителем И-153 лейтенанта Кайкова П. А. (147-й истребительный авиационный полк). Оба лётчика - немецкий и советский - погибли.

Lt. Eberhard Reichel, пилот, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
Gefr. Gunther Boehmer, борт-радист, 1.(Z)/JG.77.
Участвовал в боях над Советским Союзом.
15 декабря 1941 года на Bf 110E-2 W.Nr. 2548 (LN+KR) вылетели для сопровождения группы Ju 52, однако вскоре после взлета с аэродрома разбились в 5 км юго-восточнее Рованиеми, вероятно, из-за отказа двигателей.

     Продолжение следует…