9. Рим. Развалины

Анатолий Дудник
(Продолжение. Начало -http://www.proza.ru/2018/09/01/234)

Автобус остановился напротив парка. Гид, подняв что-то над головой для привлечения внимания автомобилистов, на зелёный сигнал светофора повела нас, как детсадовцев, через пешеходный переход. Сработал рефлекс и я крепко стиснул кисть моей спутницы.

- Мы в ответе за тех, кого приручили!

Что-то серое и огромное  виднелось у нас по курсу, когда группа остановилась, чтобы встретить местного гида. Туристов было много. Часть из них, как и мы, банально топтались на месте, другие маячили на развалинах или внутри Колизея, а третьи  переводили дух, сидя на больших камнях вдоль периметра площадки знаменитого сооружения.

К нашей группе подошёл невысокий стройный мужчина, наверное лет тридцати пяти, - Видно, что хорошо жару переносит!

 Классная дама передала ему, как медаль на шнурке, небольшой чёрного цвета передатчик. У наших туристов на шее болтались маленькие приёмнички тоже черного цвета. Связь с передатчиком заблаговременно была проверена ещё в автобусе. Выдавая эти замечательные устройства связи на руки, классная дама сказала, что каждое стоит миллион и его надо беречь как зеницу ока, а в случае разрядки своевременно передавать ей для зарядки.

- Полезная вещь! - думалось мне, так как, зайдя в расположенный рядом  туалет сполоснуть руки, я слышал в наушник  рассказ местного гида.

 Сигнал медленно затихал по мере удаления гида.
- Так и потеряться можно! - спохватился я, догоняя группу.

О грандиозности сооружения что толку говорить? Известный факт! Поразила технология строительства стен. Они были из крупных каменных блоков, я бы сказал величайшей степени шлифовки. Никакого связывающего раствора не было. Лишь металлические штыри. Группы в темпе вальса продвигались вокруг знаменитого сооружения. Некоторые группы заходили внутрь сооружения.

-Там, наверное ещё жарче?! - заходить не хотелось, да и временем мы не располагали.

- Обратите внимание на дорогу! Она сделана вот из таких камней  - сказал гид, показав на увесистые камни - валуны вытянутой формы, на которых поодаль от стен восстанавливали потраченные силы туристы.

- Когда  ремонтировали дорогу, то следующий ремонт производился не ранее, чем через пятьдесят лет. А знаете почему?... потому, что подрядчик был один - сказал с улыбкой гид. Надо признать, что своими аргументами он в ходе экскурсии завладел вниманием туристов.

 
Когда Колизей остался у нас по корме, группа пошла быстрее. Развалины виднелись слева. Гид продолжал свой увлекательный рассказ, не переставая проводить исторические параллели. Слева было ограждение, а на нём стенды с какими-то схемами. Наверное расположение знаменитых развалин. Встречный поток туристов мешал нашему движению.

Наконец перешли на другую сторону улицы - гид заботливо нас опекал, что грело душу.

- Неужели финал экскурсии? - начал, было, радоваться я.

Нет. Просто мы пришли на водопой - у дороги были две точки, где можно было с собой набрать водички, отстояв небольшую очередь из туристов

- Вот молодцы! - Я вновь кого-то похвалил в лице Правительства Итальянской республики и, утолив жажду, как много лет назад, в цеху Черноморского судостроительного завода, обречённо побрёл рядом с супругой.

Гид, снова нас отечески опекая, на пешеходном переходе перевёл  на исходную сторону улицы. А потом ещё и ещё, когда вдоль дороги стали видны скульптуры известных мастеров.

-Развалины слева стали к нам заметно ближе. Было видно, что древние сооружения были  зарыты в землю по самую маковку. Гид сказал, что это Тибр постарался  - за много лет занёс илом. Тут я что-то засомневался, но не возразил.

- Сколько не заряжай фотоаппарат и не экономь кадры, а в нужный момент патронов, т.е.  энергии на важный кадр не будет! - я вновь убедился в верности своего тезиса, когда группа вышла на огромную площадь, органично дополненную Дворцом Республики.

В силу вступил вариант Б.

- Зайка, твой выход! - сказал я.

Супруга вышла в свободную от туристов позицию, спокойно "прицелилась" и недрогнувшей рукой плавно нажала на спусковую кнопку своего смартфона.

Следом за неутомимым гидом мы поднялись по знаменитой лестнице - придёт время и я с ней тоже познакомлюсь. В верхней точке гид, собрав вокруг себя наиболее бодрых и любознательных туристов, вдруг взмахнул рукой поверх ступенек, тем самым указав на дом где живёт Софи Лорен.

- Жаль, что не успеем навестить... - моё перегретое воображение настигла хулиганская мысль.

Немного пройдя от ступеней в самый верх смотровой площадки, мы минут пять - десять рассматривали уже раскопанные здания.  Конечно, детали рассказа гида я  не запомнил, а лишь ощущения. Теперь ни я, ни супруга Рим без этих раскопанных зданий не представляем.

Вот мы спустились по лестнице, тепло поблагодарив, распрощались с местным гидом и, дождавшись автобуса, усталые и переполненные впечатлениями, отправились в Неаполь.

(Продолжение http://www.proza.ru/2018/09/02/218)