Что мы празднуем 1 сентября?

Друг Народа
С советских времен мы привыкли считать 1 сентября днем знаний. Хотя он не был и не является красным днем календаря, тем не менее, этот день считается праздником. Но он не является общечеловеческим праздником, так как во многих странах, например в Германии, занятия в школе начинаются с октября, а в  США  нет единого дня для начала учебного года. Но это их дело, а мы, бывшие советские люди, привыкли считать 1 сентября днем знаний и в этот день начинаем новый  учебный год. Можно, конечно, вспомнить, что советские студенты, после открытия учебного года, дружно отправлялись на месяц на картошку или на другие работы, совмещая учебу и трудовое воспитание. Но у всех, тогда было приподнятое настроение, так как  у первоклашек и у первокурсников начиналась новая жизнь, а кто был постарше,  успевали соскучиться, если и не по учебе, то, по крайней мере, по общению с одноклассниками и сокурсниками.

И получается, что отменив некоторые  праздники, введя вместо них новые, мы все еще считаем 1 сентября праздником, посвященным прославлению знания. Однако, если мы будем рассматривать не только ритуалы, но и содержание процессов, стоящих за ним, то, тогда насколько правомерно считать этот день праздником, посвященному знанию? Ведь для абсолютного большинства из нас знание не является особой  ценностью. Нет особо высокого статуса в обществе и у образованных людей. Они уступают по своим доходам, влиянию и престижу представителям социальных групп, мягко говоря, не блещущими знаниями. Конечно, образованные люди не занимают последние места в неофициальной  общественной иерархии. Они, хотя и не первые, но и не последние. Но, к сожалению, они не являются,  и в обозримом будущем не будут являться той общественной силой,  определяющей развитие страны. Образованные люди все больше превращаются в маргиналов, занимая промежуточное положение не только по своим социально-экономическим возможностям, но и по культурному статусу.

На такое положение образованные люди обречены из-за того, что основные общественные значения, смыслы и ценности, все то, что позволяет определять идентичности и статусы людей, не вырабатываются ими, а, к сожалению, вырабатываются и устанавливаются  малообразованными слоями. А малообразованные люди,   являясь не только самой многочисленной,  и, самое главное господствующей группой, имеют возможность влиять  не только на распределение социально-экономических благ. Они имеют возможность влиять на формирование культурного капитала общества, на выработку и воспроизводство его основных символов. А на основе господствующих общественных символов и ценностей  люди наделяются и различными степенями признания и уважения. Все мы знаем, кто наделен властью и почетом на просторах Евразии. И такое распределение власти и почета является порождением не только политики, но и состояния общественного сознания народов этого пространства. То, что образованные люди в этом распределении общественного престижа и влияния не могут  занимать верхние позиции, является следствием исторически сложившегося общественного строя. А общественное устройство формируется, прежде всего, под воздействием   культуры.  Поэтому, если мы хотим кардинальных изменений, то мы должны думать,  как изменить наши культурные нормы. Если они изменяться и достигнут уровня сложности, характерных для развитых стран, то, тогда у нас изменится и статус образованных людей. Тогда 1 сентября действительно станет днем знания. Но так будет только тогда, когда образованные люди смогут навязать обществу свои ценности и стандарты.