В Новом Иерусалиме

Виктор Некрасов
 

 Воскресенский собор. Фото автора.

«Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе
возсия…»


                Старинные храмы, монастыри - это визитная карточка нашей страны. Куда бы ты ни приехал, в любом уголке нашей Родины, обязательно  найдется святое место со своей историей, которое посещают не  только верующие люди, но и те, кто интересуется культурой нашей страны. Одним из самых значимых и посещаемых является    Новоиерусалимский монастырь.

                В начале мая 2018 года сбылась наша мечта: мы с женой посетили  этот монастырь. Всем известно, что Иерусалим, город мира, расположен в Палестине. Но не все знают, что у него есть тезка в подмосковном городе Истра. И это не просто храмовый комплекс с  аналогичным названием, а почти детальное воспроизведение  израильского оригинала с мельчайшими деталями…Духовное небо России сияет множеством звёзд, отражающих вечный  свет Царства Божия. Из них ярчайшим созвездием славится Русская Палестина – пространственный образ Святой Земли, созданный под  Москвой по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и   всея России. Сейчас значительную часть этой территории занимает  город Истра (до 1930 года – Воскресенск).

                По земле Русской Палестины течёт река Истра, очень похожая на Иордан, чьи воды освящены Крещением Господним. История  христианского мира знает немало примеров воспроизведения  палестинских святынь. Но только в Новом Иерусалиме образ Святой  Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами  земной жизни Христа Спасителя. Создание близ Москвы Русской  Палестины свидетельствовало, что Святая Русь является верной  хранительницей «закона и слова Господня» - земного наследия Царя  Небесного.

А теперь, уважаемый читатель, обратимся к истории создания Ново- иерусалимской святыни. Святейший Патриарх Никон хорошо знал  северо-запад Подмосковья. По пути из Москвы в основанный им  Иверский монастырь на Валдае он останавливался в селе  Воскресенском – Сафатове, принадлежавшем боярину Роману  Фёдоровичу Боборыкину, где находилась построенная в 1636 году  церковь Воскресения Христова. Вотчину Романа Боборыкина  Патриарх купил 3-го июня 1656 года. В 1657 году в Воскресенском  монастыре в присутствии царя Алексея Михайловича был освящён  первый деревянный храм, после чего государь в сопровождении  Патриарха дошёл до Елеонского холма, осмотрел с него окрестности  и признал их подобными Иерусалиму и предуготованными Богом для  устроения монастыря.
Царь Алексей Михайлович, как «второй Константин», назвал новую  обитель Воскресенским монастырём Нового Иерусалима, что нашло  отражение в нескольких документах.

27 апреля 1658 года в Воскресенском монастыре началось строительство храма Воскресения Христова. При сооружении  Воскресенского собора Патриарх Никон использовал кипарисовую  модель храма Гроба Господня, гравюры по рисункам Бернардино  Амико, выполненным в 1596 году, и рукописный «Проскинтарий»
(«Поклонник святых мест») иеромонаха Арсения (Суханова),содержащий описание и обмеры великой святыни.

В какой мере удался замысел воспроизвести Палестину на Русской Земле, судить не буду, я не эксперт, но на меня весь комплекс произвел неизгладимое впечатление. Своей архитектурой, красотой,  святостью, масштабами, ухоженностью. Это необыкновенное место,где приятно находиться, прогуливаться, впитывать и пропускать через  себя эту атмосферу.

Когда я вошёл в ворота, у меня перехватило дух. Белоснежные стены, бирюзовые шапки Воскресенского собора просто ошеломили, сбили с  ног, заставили смотреть и любоваться, наслаждаться. В таком  оцепенении я пребывал несколько минут.
Фотографируя окружающие виды и впитывая в себя необычайную красоту, наша группа паломников шаг за шагом погружалась в идиллическую атмосферу незнакомого, но такого близкого библейского мира. Никакими словами не описать. Лучше один раз
увидеть и оставить в себе частичку, кристаллик душевной памяти.


Пишу эти строки спустя три месяца после посещения монастыря и осознаю, что простое описание, без фотографий, не даст полной картины той красоты, что предстала перед нами. По техническим причинам не могу поместить все сделанные снимки, а посему постараюсь рассказать о своих впечатлениях предельно коротко.

А сейчас вновь обращусь к истории монастыря. В 1658 году Алексей  Михайлович, боясь усиления роли церкви, выслал Никона в  Белозерский монастырь, а затем опальный Патриарх был переведен в  Кириллово - Белозерский монастырь. Пока Патриарх был в ссылке,  дальнейшее строительство монастыря было на время прекращено.

После смерти Алексея Михайловича царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. Но Патриарх умер в повозке по дороге в Москву и позже был похоронен в приделе под Голгофой. В 2003 археологи предприняли попытку вскрыть захоронение Никона. При вскрытии выяснилось, что могила была разграблена ранее и до сих пор неизвестно, где находятся  сейчас останки Никона.

Впоследствии Воскресенскую церковь многократно перестраивали.
Через тридцать лет после постройки каменной церкви тяжелый шатер  из-за ошибки в расчетах рухнул. И вплоть до 1761 года грандиозное  здание Воскресенской церкви реставрировалось и перестраивалось  по проекту Растрелли. В 1762 и 1792 году на территории монастыря произошли большие  пожары. Позже постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II, которая вообще-то монастыри не жаловала. За долгие годы в строительстве  Новоиерусалимского монастыря приняли участие многие видные  архитекторы России. Среди них были Растрелли и М.Ф. Казаков. Многолетними стараниями лучших русских зодчих создан уникальный  храмовый комплекс, в котором сложность и красота не соревнуются, а дополняют друг друга.

Душой комплекса стал стоящий в центре храм Воскресения, с запада  от него — перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба  Господня, а с востока — подземная церковь Константина и Елены.  Для того чтобы попасть в эту  церковь, нужно спуститься вниз по лестнице из 33 ступеней - по числу земных лет Спасителя.
 У  южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941 г.

После Октябрьской революции даже большевики не решились поднять на него руку. В монастыре основали музей, и тогда была утеряна часть икон и церковной утвари. А сразу после Великой Отечественной войны выделили деньги на восстановление святыни из руин, которые оставили фашисты.

            Нельзя здесь умолчать и о чудесном факте: всё, что было заложено и освящено самим Патриархом Никоном, уцелело. Это относится к Голгофской церкви с местом погребения Святейшего Патриарха  Никона, церкви Успения Пресвятой Богородицы, где состоялось его отпевание, Камню повития, узилищу Христову и, наконец, главной  святыни храма – Кувуклии Живоносного Гроба Господня. (слово "кувуклия" означает спальня, усыпальница) В Кувуклии, или белокаменной часовне,  находится Живоносный Гроб Господень.

        В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофа, пещеры  гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного  воскресения Спасителя. 
             Удивляешься грандиозностью замысла и гениальностью воплощения. Все сокровища храма Гроба Господня собраны здесь. Всё сделано  для радостного и благостного пребывания в храме и вокруг. Мы обошли  собор несколько раз. Посидели возле Святой Кувуклии, любуясь  шатровым куполом. Восторг и трепет - вот наши ощущения. Набрали  святой воды, если нет своей тары, можно купить. Просто попить – тоже, пожалуйста. Очень хорошо продуманы сувениры из монастыря. И для верующих, и для обычных мирян найдутся памятные предметы себе и близким.

Рядом с собором расположен некрополь, представляющий  небольшую часть некогда обширного кладбища. Здесь погребены представители знатных одов,священнослужители, почётные граждане, меценаты. Самый красивый памятник южной части некрополя – надгробие Анны Сергеевны Цуриковой в виде киота из чёрного лабрадорита. (Лабрадорит – драгоценный облицовочный камень, обладающий магическими и лечебными свойствами). На его лицевой стороне – мозаичная икона Пресвятой Богородицы с  Богомладенцем Христом, выполненная по эскизам художника В.М.Васнецова. Под иконой выбита в камне вызолоченная надпись: «Анна Сергеевна Цурикова. Род. 25 июля 1818г.Сконч. 7 января1907г.» Анна Сергеевна была женой местного купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова, который жертвовал немалые суммы на нужды  монастыря. Попечением Анны Сергеевны всем девушкам, чьи  родители работали на фабрике, выдавалось при замужестве   приданое. По местным поверьям на могиле Анны Сергеевны  происходят чудесные исцеления. 


        Удивительным можно назвать уже тот факт, что этот памятник пережил эпоху Советов, когда монастырь с 1921 года имел статус краеведческого музея и сохранился в период немецкой оккупации, когда многие памятники вывозили в Германию. В хозяйственном корпусе монастыря в период пребывания немцев была устроена  тюрьма. Существует легенда, рассказанная ее бывшими узниками, что один из офицеров гестапо решил поупражняться в стрельбе и прикрепил бумажную мишень на грудь Богородицы. Пуля отрекошетила и убила его наповал.


               Весь комплекс монастыря выглядит превосходно, буквально всё
радует глаз. Даже если ты не слишком искушен в вопросах веры, истории, просто посмотреть на эту красоту дорогого стоит. И хочется вернуться в эти места, ещё раз всё увидеть, окунуться в Истру – Иордань. Не хотелось покидать эти благословенные места, но мы унесли неповторимые впечатления от пребывания в Русском Иерусалиме в своём сердце.