Путём антиципации...

Анатолий Шуклецов
Сомнения в авторстве Шекспира кажутся Пастернаку смехотворными.  «Пристально вглядываясь в текст, я прошёл сквозь два его шедевра и утверждаю – это не скомпилировано, а написано одним человеком, дыхание которого почти слышишь». В связи с этим Пастернак говорил о чуде развития художника-гения, о свойстве, которое Гёте называл «антиципацией», то есть способностью художника знать и то, чего не было в его личном опыте. Александр Гладков. // Во всём, что касалось тёмных сторон жизни, противоречий в душе человека, брожений в области инстинктов, Леонид Андреев был жутко догадлив. Максим Горький. // Должно помнить, что дар слова есть единственное и неоценённое средство проникать внутрь явления. Николай Пирогов. // Истинный поэт обладает врождённым знанием жизни и для её изображения ему не требуется ни большого опыта, ни эмпирической оснастки. Я написал «Геца фон Берлихингена» молодым 22-летним человеком и десять лет спустя сам был удивлён: до чего же правдиво всё это изображено. Ничего подобного я, как известно, не видел и не испытал, следовательно, знанием многообразных душевных состояний человека я овладел путём антиципации. Антиципация простирается лишь на объекты, родственные таланту поэта. В зависимости от ограниченности или широты антиципации и талант должен быть признан более или менее многообъемлющим. Сфера любви, ненависти, надежд, отчаяния и как там ещё зовутся страсти и душевные волнения, – это прирождённое знание художника, потому-то ему и удаётся воссоздать их. Но не может быть прирождённого знания того, как вершится суд, как протекает заседание в парламенте или коронация императора, и дабы не погрешить против правды, автор должен усвоить это либо путём собственного опыта, либо путём преемственности. Так в «Фаусте», благодаря антиципации я мог воссоздать мрачную разочарованность моего героя и любовные страдания Гретхен, но чтобы сказать, например: «К тому ж ущербный месяц сквозь туман льёт тусклый свет с угрюмым видом скряги», – мне уже понадобилось наблюдение над природой. Иоганн Гёте.