Разговор с родными. Семейная хроника в письмах

Людмила Болотова
По детским письмам моим и брата
нашей тёте – Галине Фёдоровне Крайновой (Березиной)
 (1960-1965 г.г.)

Несколько лет назад моя тётя - Галина Фёдоровна, сестра папы – передала мне небольшую пачку писем, которые были написаны ей моим старшим братом Валерием и мною в период с 1960 года по 1965 год. Тут же оказались вложены и мои первые самостоятельные рисунки, и наши с братом совместные рисунки - когда он рисовал, а я раскрашивала. А вот и небольшой подарок к Новому году – маленькая поделка - открытка с ёлочкой. Письма в основном написаны братом, так как я пошла в школу только в сентябре 1964 года. Тогда же написано мною и моё первое письмо Гале – так мы с детства называем нашу любимую тётю.
Всё это так трогательно!
Галя столько для нас с братом сделала хорошего! Она вложила в нас всю свою душу. В детстве тётя исполняла все наши наказы и баловала гостинцами. Во времена нашего детства мы уже не жили впроголодь, как  дети в первые послевоенные годы. Однако, для нас ещё любая покупка, любой подарок  -  будь то цветные шарики и  карандаши, фонарик и рыболовная леска, баранки и брикет фруктового чая, колбаса и «ландрин»-монпасье - были памятны и дороги, потому что ещё в то время не было нынешнего изобилия. В городе, конечно, в магазинах было много интересного, что у нас в магазине на посёлке Бродовое появлялось лишь изредка и в небольшом количестве. Вот здесь-то нас и выручала наша Галя!
До сих пор я помню всё, что попробовала в детстве, что и когда мне купили из одежды мои родители! Это тема отдельных воспоминаний.
Когда мы с братом учились в институт инженеров водного транспорта в городе Горьком, часто навещали нашу тётю. Однажды она достала из шкатулки небольшую пачку писем и дала их прочесть мне. Это были наши детские письма. Мне так было интересно их читать! Когда я прочитала в своём письме о том, что брату « купили тоже пальто, шапку и прощай молодость», я смеялась до слёз.
- Галя, я оказывается в детстве такая юмористка была! Вот брату купили одежду – и всё, прощай молодость! – смеясь, проговорила я.
Настала очередь смеяться тёте.
- Да это войлочные ботинки так раньше называли – «прощай молодость»!
Ну, а сейчас короткие выписки из наших писем расскажут о нашем детстве, о наших заботах и успехах, о нашей повседневной жизни.


21.11.1960 г.
Валерий:
«У нас отелилась корова и принесла бычка. В воскресенье папа привёз две машины сена. Дров тоже привезли. В избе у нас тепла хватает. В школе я учусь хорошо. Я хожу в кино. Поросёнка мы не зарезали. Галя, купи какой-нибудь фонарик, лампочек батареек. Галя, приезжай к нам на Новый год».

14.02.1961 г.
Валерий:
«Жить здесь нравится (переехали на Бродовое). По Бажину не тоскуем. Галя, ты как пришлёшь открытку, так Людмила Павловна (сестра Люся) и забирает. Только одну открытку удалось выпросить. Одну лыжину я сломал, так папа её сколотил, можно ещё ездить. Иногда катаюсь на санках».

24.01.1962 г.
Валерий:
«Пока мы все живы. Только мама заболела. Люська стала плохо слышать. В воскресенье мы праздновали день рождения (мой – в конце января, у брата – в начале февраля). Пришлось день рождения праздновать вместе, потому что Люська заревела, что мне пришлют подарки лучше. Она научилась ябедничать.
Мне из Варнавина прислали краски и две книги. Мама мне подарила альбом для рисования. Тётя Лида мне подарила майку, а Люсе трусы и майку. Ещё ей из Варнавина прислали три книжки. Мама ей подарила карандаши. Бабушка и папа подарили по пачке печенья и по банке конфет.
Теперь у нас каждый день на пекарне пекут булки. Недавно в магазин привозили кренделей и сухарей. Галя, если будешь мне присылать что я тебя просил купить, так заверни в бумагу и напиши адрес. Вот и всё. Такую (бандероль) тётя Катя (почтальон) прямо на дом принесёт, потому что она лёгкая. Пожалуйста, пришли, буду ждать. На этом я кончаю своё письмо. Желаю тебе удачи в работе». 

04.04.1962 г.
Валерий:
« Я собираю этикетки с коробков. У меня их уже 107 штук. Папка ездил в Андрониху  и привёз этикеток. Галя, помоги мне подкопить этикеток. Ты их подбирай на улице и в письмах присылай к нам. Картинку вместе с дощечкой (от коробка) положи в тёплую воду вверх этикеткой и держи, пока этикетка не отлипится. Потом её высуши. Потом пришли мне. До свидания, Галя».

14.05.1962 г.
Валерий:
« Нас приняли в пионеры. Мама мне галстук купила сатиновый и значок 1 ступень. Готовимся к пионерскому костру. Мы тебя ждём, приезжай скорее к нам. Когда поедешь, привези мне песельник для пионеров и несколько лампочек от фонарика. Галя, ты хотела мне помочь собирать этикетки, но почемуто не присылаешь. Если найдёшь, то присылай или поедешь к нам, так привези. Приезжай быстрей. Ждём».

1962 г.
Валерий:
«У меня теперь марок 117 штук. Я так обрадовался, когда ты мне прислала марки. Мы все живём хорошо.
Поросят мы вынесли на двор (маленьких). Курицы несутся редко. Недавно щипали кроликов. Папка так увлёкся этим делом, что кролика одного догола ощипал. Он теперь сидит под койкой. Сейчас я выпиливаю (лобзиком) шкафчик.
Нас возят в школу на жёлтом автобусе.  Недавно мы видели лису.
Бабушка Агафья не хворает. Бабушка Анна хочет покупать в Шарье дом. Мы ей послали деньги. Мне сшили вельветовую камбойку (ковбойку)».

09.02.1964 г.
Валерий:
«Мы с бабушкой  жили две недели в Бажине. Ветра не было, погода была хорошая. Но вот мы  переехали на Бродовое, и  опять подули ветры. Дорогу заметает. В эту субботу мы доехали (в школу) только до Куторской горы. Дальше дорогу сравняло. Мы заворотились домой.
Поросята у нас уже большие. Скоро будем выносить на двор. Кроликов мы уже щипали, нащипали (пуха) на варегу. Васька (кот) всё время на печи лежит. Курицы не веселые. Сегодня большой мороз.
Папа работает на Сивкове. Приезжает поздно, да ещё писать много (обсчитывает вывезенный на сплавную площадку лес).
Я теперь собираю марки. Галя, помоги мне пожалуйста собирать марки. Может у тебя на письмах есть, то ты их сдери. Или в магазине, где увидишь, то купи. Пришли, пожалуйста. На конверте марка - у меня есть такая».

19.04.1964 г.
Валерий:
«Я почти все каникулы был занят. Сделал верстак, цветочницу, скворечник. Маме цветочница очень понравилась, велит ещё одну сделать.
11 апреля прилетели трясогузки, а 12-го скворцы и журавли. 18-го разлилась Лапшанга (река), но она сильно, как в прошлом году, не разольётся, потому что снег почти весь давно растаял. Дорога очень грязная, автобус завязнет. Не знаю, как нас возить в школу будут.
У меня скворцы в скворечнике в Бажине  и здесь (на Бродовом) лазят.
Настроение у нас у всех всю неделю было неважное, задавили дядю Кузю (Попов, родственник). Папа тебе напишет,  как это случилось».

14.05.1964 г.
Валерий:
«Бабушка не хворает. Папа (с работы) приезжает ночью, а когда и совсем не приезжает (начался сплав леса). Люська натаскала домой подснежников (ветреница), что повернуться негде. Всё дерётся с Клавкой (подружка-соседка).
К нам уже прилетели ласточки. Рыба сейчас клюёт очень хорошо. Галя, у меня кончилась тонкая жилка, а на толстую рыба клюёт плохо. В Варнавине тонкой жилки нет. Галя, может  быть у тебя будет свободное время, походи по магазинам, посмотри, нет ли жилки. Галя, купи мне ещё длинных поплавков. По ним хорошо узнавать, когда клюёт и в ветер. Если ничего не найдёшь, то скажи дяде Сереже (мужу), может он поищет. Пришли бандеролью, да побыстрее, а то всю рыбу выудят. Некоторые ребята выуживают по 40-50 рыбин после школы. Ну, у меня пока всё. До свидания».

02.07.1964 г.
Валерий:
«Меня на покос не будут брать. Я буду по дому хозяйничать. Бабушка наверное скоро поедет в Бажино. Говорят там уже ребятишки лазят за зеленцами (яблок). Папе дали отпуск, он всё грабли уделывает. Папка палкой нечаянно курицу убил. Самую лучшую. Завтра будем курятину есть. Мама всё в огороде что-то делает. Бабушка перекочевала спать в чулан. Здесь такая жара стоит! Галя, большое тебе спасибо за то, что ты для меня сделала. У меня пока всё».

09.09.1964 г
Люся:
« Я хожу в школу (в 1 кл.). Учусь на 4 и 5. Мне купили пальто и шапку. Валеру купили тоже пальто, шапку и прощай молодость (войлочные ботинки называли «прощай молодость»). Галя, приезжай к нам и купи мне шаров».

04.11.1964 г.
Валерий:
«Письма твои получили, за которые большое спасибо. Галя, извини пожалуйста меня, я долго не писал тебе писем. На меня в этом году напала большая лень, я и уроки кое-как делал. Я кончил эту четверть на пятёрки, только две четверки.
Сидим мы снова с Васькой (Березин, друг-сосед из Бажина). Он остригся наголо и на уроке лысиной зайчики пускает.
Мы теперь учимся в новой школе (двухэтажной Звернихинской). В ней так хорошо! Отопление паровое, физзал очень большой и классы большие. На труды ходим в старую школу. Станки и инструмент там новые.
Мы с мамой в начале учебного года ездили в Варнавино. Мне там купили «Прощай молодость», зимнее пальто, шапку. Люсе тоже купили пальто и шапку. Нас распустили на каникулы на шесть дней. Сегодня мама с Люсей уехали в Шарью к бабушке на каникулы. Папа приходит с работы вечером и пишет до погасу света (свет на посёлке отключали на ночь).
Крольчата уже выросли. Дочка (телёнок) тоже выросла. Мы одного кабана уже сшибли (зарезали), тебе мяса послали. Васька (кот) что-то болеет. И все кошки на Бродовом болеют и умирают.
У нас  отремонтировали клуб, скоро кино казать будут. Продуктами у нас пока хорошо. Недавно макароны давали, муки будут давать, песок есть.
Галя, посмотри нет ли в магазине лобзика, купи пожалуйста, или набор «Выпиливание по дереву», у нас в Варнавине их нет. Приезжай к нам на Октябрьскую (7 ноября)».

19.01.1965 г
Люся:
« Я закончила четверть на 4 и 5, теперь мы отдыхаем на каникулах. Часто ходим в кино и помогаем маме и бабушке. Папа работает под Кирюшином. Дома дела идут хорошо. У нас ёлка прошла хорошо. Я была снежиночка, нам давали подарки».

16.02.1965 г.
Валерий:
« Дома у нас всё хорошо. Бабушка не болеет, вяжет коврики. Папа работает в сплавной (сплавной участок). Мама учит. Класс у неё хороший, почти все учатся хорошо. Люся учится хорошо. На днях ей купили вязальный крючок, учится вязать. Хорошо вышивает, много уже навышивала. Ходит за хлебом. Трудится не хуже меня. В библиотеке в клубе и в школе много книг перечитала. Много стихотворений наизусть знает.
 Я живу тоже неплохо, у меня в этой четверти почти все пятёрки. Мы ездим в школу на голубом автобусе. В свободное время я выпиливаю (лобзиком из фанеры). Иногда я рисую.
У нас скоро отелится корова Волга».

19.03.1965 г.
Валерий:
«Я взял в библиотеке книгу « Юным юннатам» и наш «юный юннат» (папа) все вечера читает, как за яблонями ухаживать и кроликов разводить. Бабушка не болеет. Мы ей пенсию хлопочем (оформляем), теперь все старые колхозники (бабушке 64 года)  пенсию хлопочут.
Люся учится хорошо. Вечером с папой такой визг поднимут, что хоть уши затыкай. Маме и бабушке на 8-е марта столько вышивок навышивала!
Волга (корова) отелилась. Телёночек такой хорошенький и маленький, что не сгибаясь под Волгой проходит. Дочка (тёлочка от другой коровы) стала большая, поросёнки тоже толщеют. Курицы снесли пять яиц. Люся болела четыре дня, так ей их варили. Кролики сидят в клетках.
Мне купили керзачи (кирзовые сапоги), осеннее пальто и шапку. Мы где-то купили семечек и каждый вечер «работаем» над ними. К нам стали уже прилетать птицы, поют в лесу по утрам».

05.05.1965 г.
Валерий:
« Река у нас из берегов не вышла, но стоит вровень с берегами. Скворцы в скворечниках уже сидят на яйцах. Журавли к нам прилетели уже давно, я две стаи видел. Ещё мы часто катаемся на лодке и на пучках леса (сплавляли по воде) катались.
Сейчас нас возят в школу в шесть часов утра на открытой машине, а учат нас с восьми часов. Дорога будет закрыта до 10 мая. На практике носим в вёдрах землю от старой школы, ведь новая школа стоит на глине.
Люся учится хорошо, всё «в избушки» играет и за хлебом ходит.  Все свои тряпки она исстригла в лапшу (мелко), всё на кукол наряды шьёт и за кроликами ухаживает.
Бабушка получила пенсию. Папа весь праздник работал. Первого мая все ходили в гости к тёте Кате (сестра папы и Гали), а 2-го – у нас сидели. Ещё мне к лету гармонь купят, хромку. Галя, может ты мне купишь самоучитель по хромке, а то в Варнавине нет. И ещё пришли песни или песельник какой-нибудь».*
* Орфография в письмах сохранена. В скобках приведены мои пояснения.

А эта часть моего рассказа содержит выдержки из писем наших мамы и папы, а также моих к брату Валерию с июля 1970 года по февраль 1971 года.
Почему лишь за этот короткий период? Да только за это время и сохранилась благодаря брату пачка наших писем. Жаль, что мы раньше не хранили родительские письма. А сколько их было! Мама  с папой до последних дней жизни писали нам письма. Причём, писали письма родители всегда вместе: один начнёт, а другой продолжит. Писали письма в любое время: утром рано либо вечером.
Когда любимый сын и брат уехал в 1970 году после окончания школы из родного дома на учёбу в далёкий город Волгоград, разлука стала для нашей семьи индикатором всей нашей жизни.
Трудно было привыкнуть жить порознь и вдалеке и брату, и нам. Родители писали письма очень часто, чтобы приободрить сына, поддержать его морально, не требуя от него частых ответов на посылаемые ими письма.
По сохранившимся письмам родителей и моим вырисовывается картина нашей семейной жизни, жизни наших родственников и посёлка Бродовое, повседневных забот и состояния окружающей нас природы.
Они так освежают память!

По письмам родителей и моим к брату Валерию,
уехавшему из дома на учёбу в город.
            
28.07.1970 г
Галя, тётя:
«Мы рады за тебя, что специальность выбрал по своему призванию. Недавно Сергей (муж) ездил на Бродовое прямо до дома на машине. Там наш завод («Оргсинтез» г. Горький) строит дорогу от Лубян до Бажина. Сенокос родители в основном закончили, отец находится в отпуске, так что особенно не переживай».

07.08.1970 г
Мама:
«Мы с Люсей ездили в Горький в больницу из-за частой ангины. Купила ей зимнее пальто за 38 руб, осеннее пальто за 34, туфли – за 13, сумку – за 6 руб. и больше ничего. Денег брали 130 руб., все почти издержали. Но сегодня «разбогатели»: сдали мочала на 130 руб. Сегодня  ещё вынали из озера будет рублей на 100 с лишним, Так что до зарплаты богато доживём и тебе денег пришлём.
Дождей у нас очень мало, но на Бродовом раза два-три помочило хорошо, картошка у нас будет, а на песках всё засохло. С посёлка народ уезжает. Учеников нынче будет человек 12-14, да ещё С. топают (уезжать). Ну, пусть едут, мы до победы будем жить. По привету тебе от всей семьи: папы, Люси и бабушки». 

10.08.1970 г
Галя, тётя:
«У нас в городе (Горьком) тоже большой переполох. Говорят, что начались заболевания  чумой и холерой там где-то в районе Астрахани. Водным путём может тоже добраться до твоего города Волгограда. У нас на работе тоже всем навыдавали полотенца и стаканы бумажные – попил и бросил. Ручки в туалетах и полы все прохлорированы. Наверно и у нас были случаи заболевания. А у вас кончился или нет ещё карантин?»

28.08.1970 г
Люся:
«Живём хорошо. Мама теперь целые дни  в школе прибирается. Папа два дня овечек пас на взголовях. Мы с Клавой носили обед ему оба дня. Овечки у нас хорошие и умные. Наш баран увидел, что мы папе что-то принесли и  к нам бегом, а за ним – все овечки. Окружили нас со всех сторон, не знаешь как и отогнать их. Папа то хлеба им сунет, то яблока. 
 Бабушка из Бажина уже приехала. Яблоки мы тоже привезли, только с зимовки (яблони) в деревне остались в новой избе. Мы сварили варенья яблочного бачок от печки-прачки да ещё сушим.
К школе у меня уже всё готово и книги я уже обложила».

28. 08.1970 г
Мама:
«Да, а за мочало-то мы получили знаешь сколько? 380 рублей. 200 я положила на книжку. Вчера получила зарплату за 18 дней 68 рублей, да отцу за сплав премию дали 35 рублей. Так что мы  богатые, всего у нас вдоволь. А сколько нынче огурцов насолили! А грибов нет, так как дождей нет. Завтра поедем (в Бажино) яблоки околачивать».

31.08.1970 г
Мама:
« Учеников у меня будет 11-12 человек: в 1 кл. - 3-4 чел., во 2 кл.- 2 чел. и в 3 кл.- 6 чел. Немного, но ведь сразу с тремя классами заниматься, да 2 кл. – по новой программе. Буду заниматься в одну смену, т.к. ребят меньше 16 чел., на одну ставку. А на будущий год будет человек 6-7, но если так, то ещё школу оставят. Вот таковы мои дела».

05.09.1970 г
Папа:
«Отпуск пролетел и не догадался как.  На работу пока езжу под Кирюшино, хлысты везут на ту пристань. Погода стоит ясная, днём тепло, а ночь холодная. Дождей нет, и всё лето почти не было дождей. Всё просохло, на машине поезжай в любой конец.
Шишов убил медведя кг на 100, весь посёлок приходил смотреть. Самец.  Ездил к Русенихе в поле, на том месте он уже за осень-ту 4-го убивает. Все охотники ждут выходного и пойдут кто куда (охотиться)».
Продолжение
Мама:
«С посёлка многие уезжают в Кочканар. Куда рвутся? Тут живём – всё своё и всё ещё не хватает. Ну, пусть, мы пока никуда не мечтаем.
О картошке не беспокойся, выкопаем. Картошка хорошая. Огурцей насолили  в зиму ведер 15-16, не съедим. И варенья-то всякого наварили, и яблоки есть, и мяса наколем.
Будем ждать февраля и тебя в отпуск. Привыкай ко всему и ко всему относись серьёзно.
Мелочей в учёбе нет, их не будет и в работе. С товарищами будь хорошим товарищем, с друзьями – другом. Где сам не справишься – спрашивай старших.
Вчера в лесу видели медведицу  с медвежонком».

06.09.1970 г
Папа:
« Сигаев надумал уехать с Бродового в город. Он ездил (туда), ему понравилось жить и поедет в Кочканар. Народ стал уплывать с Бродового.
Нынешний год у нас столько яблок в Бажине! Мы варенья и компотов наварили и кадку 5 ведер решили замочить (яблок). Варим специальный компот для заливки».

23.09.1970 г
Мама:
«На днях уехали с посёлка ещё три семьи, а в освободившиеся квартиры – переехали с Камчатки. На Камчатке пока остался один человек. Дома' с Камчатки думают увезти куда-то.
Картошки нынче мы накопали мешков под 90. Всего-то нынче много, а есть что-то охоты у всех нет, но зима долга – всё приберём. Люся всё быстро делает, аккуратно и дома всё как машина, помогает мне во всём. Вот ты спрашиваешь всё про кошек. Да держим-то двух, но ночью на койке лежит 3 кошки. Это ещё соседская кошка через окошко в подполе к нам ходит. Маленького поросёнка держим уже в хлеве. Вот так и живём как в колесе».

26.09.1970 г
Люся:
«Мама работает, когда так она обедает в столовой. Хлеб мама берёт в столовой, так что в магазине теперь в очереди не стоим. А с папой приходиться  ругаться. Они с Толей часто ездят рыбачить. Папа приедет с работы, устанет, да тут снова на всю ночь. А утром  рано снова на работу. Сегодня снова на рыбалку ездили, привезли большую корзинку рыбы и большущего щурёнка.
Когда так папа плетёт корзинки. Сегодня они с мамой ходили к Большому мосту пошарить (в яме) после мочальников  мочала. Нашарили ноши три.
Меня уже по многим предметам спрашивали. За математику надо лучше браться. А по *** учитель орёт иногда сильно на учеников и всяко их называет. Мальчишкам я не поддаюсь, отдачу так дам, не задерживаясь! Возят в школу нас на открытой машине, а мальчишек – на автобусе. Наш автобус изломался. Новую дорогу уже открыли. Мы так скоро приезжаем в Лубяны из Поспелихи!»

28.09.1970 г
Мама:
«Ты о доме не тоскуй, о нас не расстраивайся. Думай сам о себе, пробивай дорогу, выходи в люди, будь человеком. А мы помаленьку будем жить. Как-нибудь преодолевай все трудности».
       
 04.10.1970 г
           Галя, тётя
«Тебе, наверное, уже всё подробно родители описали о копке картофеля. Молодцы же у нас все, работяги! Отец твой  как тягловая лошадь полностью с двух усадов картошку перечалил себе и родне. Отмечали сабантуем общую кончину рытья (картошки). Я один раз с отцом и дядей Володей ездила на рыбалку. Нарыбачили чуть не целое корыто. Всё это пошло на вечер – варили печку-прачку ухи и 5-6 сковород жарили рыбы на 16 человек! Вобщем, мне понравилось всё, пусть я и поработала, но впечатлений осталось не мало. День ходили за клюквой и почти каждый день – за грибами. У нас сейчас погода стоит дождливая, такая осень уже надоела, лучше бы мороз».

          12.10.1970 г
Папа:
«Ездим по новой дороге от Поспелихи до Лубян, здесь соединили и открыли, но лесовозы не пускают. Они идут рядом мимо Бажина и Селиванихи к Звернихинскому отвороту выходят».

13.10.1970 г
Мама:
«Получили сегодня письмо твоё. У нас только и радости твои письма. Бабушка все дела бросает, садится и слушает.
Погода стоит дождливая, ведь пишу 13-го, а завтра Покров – старинный праздник на моей родине. В армию  никого не берут пока, всё тихо. В школе у меня пока дела идут хорошо. Занимаюсь с 9 часов, а то утром дома-то не успеваю всё к 8 часам уделать, с таким хозяйством дела много. В школе всё до 4-х часов нахожусь, раньше не попадаю домой. Ребят я вожу  в столовую, и сама обедаю вместе с ними.
Написала в леспромхоз заявление насчёт путёвки в санаторий, указала, что 20 лет учу  детей работников леспромхоза. Не отказали, но пока и не обнадёжили. Буду ждать.
Да, скоро начнём «печёнки» добывать (колоть поросят). Скотины полный двор, да такая хорошая, со двора не хочется уходить».
Папа. Продолжение.
14.10.1970 г.
«Только что пришёл с работы, а работа сегодня у меня была таковая - был у Шуры-пастушихи подпаском. Ходили до Барабашина починка с коровами, домой пришли рано. Коровы идут домой строем.
Сегодня идёт дождь, на улице пасмурно, грязь. По-видимому, пришла настоящая осень.
 За два дня у нас перекрыли крышу, мусор пришлось убирать самому.
Посылаю тебе вырезку из районной газеты от 13.10.1970 г – данные о наличии зверей по области, интересно».

16.10.1970 г.
Мама:
«Жизнь-то короткая, вот живи, набирайся сил, мужества и будь всесторонне к жизни – к хорошей жизни – готов. Отец у нас неплохой. С ним легко всей семье жить. Вот и ты таким старайся быть. Он никого не старается обидеть и всех пожалеть сумеет.
Мы по вечерам с Люсей сидим до 10 часов. Она встает утром в 6 час. 30 мин, уезжают они в 8 часов. Всё утром успевает сделать. Вечером мы всё стряпаем: то суп, то картошку варим, то ещё что. Помнишь, как и раньше было по вечерам? 27 октября  мы с отцом собираемся отпраздновать день нашего бракосочетания».

23.10.1970 г.
Мама:
«Весь вечер очень плохой свет. Я проверила тетради и решила поговорить с тобой. Чем занят наш вечер? Как всегда – раз  десять в упечь ходим, хотели покашеварить вечером, а свет подвёл (мало напряжение). Ходим на «холодные» закуски. Люся  уроки делала, минут 10 с отцом сражались – то на койке уже. Скучно как-то без тебя, всё ещё ровно ждём тебя каждый день.
Сейчас с ребятишками готовимся к Октябрьской (день Октябрьской революции 7 ноября, праздник), выступать будем или в школе, или в садике. Ходит с баяном ( к нам) Крутикова Людмила. Но садик с 1 ноября закрывают. Не знаю, кто куда посуется работать из садика.
Отец ещё всё ездит под Михаленино. Подумываем, если будет Афоня (с Ключика) из лесников уходить, так в лесники может идти, но ещё не знаем что будет. По дому не тоскуй, видно этому быть. Всё равно бы из дома пришлось уезжать».

28.10.1970 г.
Папа:
«Сегодня ходили с д. Володей на чистку сенокоса к Кошкину болоту, вернее – за реку Чернавку. На старом огнище были большие медвежьи следы, вот таковы дела. Погода стоит сырая, ветры каждый день, река большая и рыбачить нельзя. Прошлый год мы с тобой ходили с сетью-то и ставили её без лодки, а нынешний год, когда с Толей с острогой ездили, зарубили там 3-х язей грамм по 800, были и щурята по 2 с лишним кг».

23.11.1970 г
Папа:
« Прибыл из армии Леонид, 21 ноября они мясничали – резали большого телеша (телёнка) и мы были на «печёнке»,  и отметили приезд Леонида. Также приезжал Толя с Ветлужской  всей семьёй. В тот день, когда кололи телёнка он ходил рыбачить, наловил очень хорошо -  кг 8-10 – и рыба крупная, а вернее – 80-90 штук окуней. Рыбачил он на Лещёвой яме, что повыше Камчатки. На другой день я туда ходил рыбачить, принёс кг 6 очень крупных окуней и сорог. А Женя ходил к Аманальной яме – тот почти ничего не поймал, он не специалист по зимней рыбалке».
Продолжение
Мама:
« Всё, что ты просил, купили, но не  знаю как ящик раздобыть (посылочный), целая проблема – ящиков нет и фанеры нет, но как-нибудь сообразим. Ребят с посёлка подбирают в армию всех. Знаю, писать тебе некогда, ты много и не пиши, хоть несколько строчек черкни.  В школе я буду заниматься в полторы смены: 2 урока с первым классом, 2 – со вторым и 2 – со 2 и 3 классами. Так мне полегче будет».

«24.11.1970 г
Папа:
«Получили от тебя две фотокарточки, благодарим и спешим ответить. Несколько слов о нашей текущей жизни. Изменений нет, пока никто не болеет, чувствуем себя хорошо.
На улице снега почти нет, погода стоит прекрасная. Днём ещё солнце нет нет да и выглянет».

26.11.1970 г
Мама:
«Сегодня ездила в Варнавин насчёт путёвки. Путёвку мне дали в Нальчик с 25 декабря по 19 января. Уплатила 32 рубля за путёвку, дорога своя и отпуск без оплаты. Конечно, убыточно для семьи, но съезжу, может (быть) подлечусь и лучше будет. Если в РОНО мне не дадут замену, то буду просить Люсю Крутикову, может та позанимается с ребятами».

29.11.1970 г
Мама:
«Сегодня отец встал в 4 часа утрат и развёл огонь (костёр) – поросёнка второго кололи. К 11 часам отделались. Колол д. Паша и д. Володя. Потом выкидывали навоз от овец, коровы и увозили на усад. Вечером отец ходил в баню, а я печёнку жарила. Приходили наши родственники к нам. Я пекла два пирога с рыбой – отец нарыбачил окуней больших - и любимые твои ватрушки.
Мяса запечатали литров 25, ещё столько же налажаем, но жирновато. Гале 10-14 кг оставили, может  не приедут ли скоро, а то кадку чуть не целую наваляли мослов. Ну и благодать всего, а вот тебя не можем угостить!
Отец по вечерам с Люсей всё в «передачки» играют. Всё столкут, сборонят. Ей ведь скучно одной-то, она ведь тоже по тебе стосковалась. Всё считает, когда ты приедешь.
На посёлке очень скучно, выйдут ребята, а девчонок-то и нет. А это уже плохо. Найдёшь минутку – черкни, как твои дела».
 
06.12.1970 г.
Друг В.М.:
« Мне пишут друзья, что на посёлке тоска зелёная, ни одного молодого человека нет, хоть шаром покати – одна мелюзга. Получил вчера журнал «Охота» и там про наши места пишут – косулю в Варнавинском районе! Ну, что ты на это скажешь?» 

 07.12.1970 г.
Мама:
«Вчера весь день возились с мясом, От первого поросёнка запечатали 24 литровых банки, а вчера 50 банок поллитровых запечатали. Галя привозила металлических крышек и банок штук 30. С крышками очень трудно (достать, купить). Галя покупала на рынке по 18 копеек, а в магазине они по 3 копейки штука.  Вобщем, в кадке остались одни мослы, а то всё в банки загнали.
Отцу  вроде предлагают работу вместо Афони (лесник на Ключике), он хочет на пенсию и вот отец не знает, что и делать. Говорит, работа-то не видная какая-то, а вроде бы спокойней было бы. Не знаю, пойдёт ли, и под Михаленино (на рейд) ездить надоедает».

Продолжение
Папа:
«Сегодня ходил на Омут, вернее за Камчатку порыбачить. Улов был очень плох, может на небольшую уху добыл. День стоял очень  тёплый, сверху валил снежок, а рыбка все же не клевала.
На работу ездить приходится утром рано. Подъём у меня в 5 утра и в Поспелихе приходится ждать 1 час, а другой раз приходится ждать и более.
Вот и декабрь месяц разменяли, скоро мать проводим в санаторий, а мы одни останемся домомничать».

13.12.70 г
Люся:
«До февраля, когда ты приедешь, ведь ещё долго, я очень по тебе соскучилась. Выучишь уроки, книгу почитаешь – всё это уже надоело. Ну, мы хоть ещё с папкой в передаватки играем да с кошкой играю, но она очень сильно скарапается.
Сегодня прорубь на реке хорошую сделали. Мама вчера весь вечер стирала, а сегодня на речке мыла».

14.12.1970 г
Папа:
«Пару слов о моей работе. Езжу всё ещё на рейд (под Михаленино). Лесовозы лес везут пока через Бажино около конюшни и на реку, а от Куторского моста дороги нет. Под Поспелихой в елошнике грязь не проморозило, и ходят машины верхом. На эстакаду приехали хохлы с Полтавщины, русских нет».

26.12.1970 г
Папа:
«Поговаривают, что Кресты (лесоучасток)  будут соединять с Бродовым с 1971 года, а Шабалиху – переводить на Бродовое. Вот таковы дела.
На работу езжу с лесовозами, из дома выхожу в 8 час. 30 мин. Пока ещё работаю на рейде. Люся ездит в школу. Дома остаётся одна бабушка, но помогаем ей по утрам».

02.01.1971 г
Люся:
«Мы живы-здоровы. Корова отелилась в ту ночь, когда уехала в санаторий мама. Телёнок такой бес, только и скачет как козёл. Сегодня пришли убираться, а он как увидел нас, так сразу «доить» мамку принялся. Пока папа доить не пришёл, он от коровы не отошёл. Надоили мы со стакан. Молоко хорошее, я уже пью. Ягнята тоже уже повыросли. С ног сшибают, когда приходим. Убираемся с папой вместе. Вобщем, всё в порядке.
Детская ёлка в клубе хорошо прошла, и бал-маскарад вечером – тоже. Там состригали сюрпризы с нитки, в мешках прыгали, кто лучше оповяжет (платок на голову), лотарея была».

04.01.1971 г
Люся:
«Сегодня привозили в магазин колбасы. Мы купили килограмм, а вечером я картошки сварила и колбасу пожарила. Очень вкусно получилось.
Сегодня папы долгонько с работы не было, я убралась почти, только корова была не накормлена, когда он пришёл. Ягнята уже привыкли, что на двор к ним я с куском (хлеба) хожу, так как меня увидят, сразу - к дверям. Баран, как ему хлеба не дашь, так сразу и кусается. А корова тоже рядом стоит, всё языком зализывает. Всё пальто старое услюнякала. Сегодня с утра примывалась в кухне, а то за неделю-то загрязнили весь пол.
Погода утром холодная была, а к обеду снег пошёл. Ёлку из клуба убрали сегодня. Теперь всё  свободное время книги читаю.
Баба  Агафья (69 лет) утром печь истопит да пойло наведёт скотине. Ну, когда ещё посуду вымоет да сварит что-нибудь, а то всё сами с папкой делаем».

5.01.1971 г
Папа:
« У нас тут такие новости. К. пришёл из армии, пошёл пострелять воробьёв и застрелил  В. Ходили провожать все школьники, сколько было у всех горя. Вот и говорят, что беда ходит не по лесу, а по людям.
Сегодня поднялась такая метель, что на 3-5 метров ничего не видно.
Работаю около дома за Камчаткой, числа с 18 января  переедем к землянкам. Туда ходить будет дальше, во время обеда не навестишь дом. А в обед всем (скотине) приходится давать, кого поить-кормить, все мычат-кричат». 

07.01.71 г
Мама:
«Как ты уехал, Люся ровно чего потеряла, тоскует всё по тебе, и всё-всё бережет до тебя. Не зря говорят: вместе тесно, а врозь – скучно».

01.02.1971 г
Папа:
«Погода здесь стоит такая, что никогда такой погоды не было. В январе были дожди, на улице лужи, по колее не пройти – кругом вода. Но вот сейчас чуть-чуть подсохло, а погода стоит тёплая. У Большого моста ( на р.Лапшанге) каждый день рыбаков много. Приезжают с п. Северного,  из Варнавина и с Красных Баков. Но я давненько не был на рыбалке, дома делов много, а хочется сбегать хоть на часик».
Продолжение
Мама:
«Когда приезжала к нам корреспондент, она очень тобой интересовалась. Говорит мне: «Почему Вы о нём так хорошо отзываетесь?» Я ей ответила: «Он для нас был и есть лучше всех других». Дай Бог счастья тебе и удачи».

03.02.1971
Папа:
«Погода стоит  у нас здесь тёплая, все признаки весны. С п. Северного везут камень на новую дорогу,  а дорога очень хорошая.
Удочки у меня есть, хватит позабавляться, но нет времени порыбачить, делов около дома уйма. Рыбаки вот сегодня были на Обжорке и понаудили кг 5-6. Рыба – елец, окунь, сопа, и сопа крупная. Шишов каждый день ходит, сидит, мёрзнет, но всёждаки и поймает».
Продолжение
Мама:
« Получили твоё письмо, спасибо. У тебя ведь сейчас много дел, ты на письма не разменивайся, мы ведь и подождём. А ты стремись сдать зачёты и экзамены. Дома у нас всё хорошо. Я чувствую себя лучше, может после санатория и лучше будет. Убираемся  всё с отцом вместе, вот такой он человек – всё впереди меня везде: и корову подоит, и всё уделает, и на работу бежит. Теперь мы дождались молока, всего у нас полно, только тебя не хватает».

07.02.1971
Папа:
« Мы в данный момент не болеем никто, нам болеть некогда. Каждый день работа, а дома по хозяйству – ещё больше. Ходил на рыбалку на Обжорку. Ни мотыля, ни ручейника не было, а на короеда были 2 поклёвки. Помёрз часа два-три и домой.
Погода стоит хорошая: ни мороза, ни метелей и сверху (с неба) нет ничего, сухо. Не знаю, будет ли дуреть февраль-то месяц, да и больно бы без пурги прошёл.
После Нового года  приглашали меня на новую работу  в лесники, но я не пошёл. Афанасий Ильич ещё работает. Если идти на его место, старик обижаться будет».
Продолжение
Мама:
«Все работаем, бегаем бегом, дела и дома полно, но зато и сытно. Молока полно, мяса тоже. Сегодня бочонок (с бражкой) на печь поставили, а то «прохудал» уже (всё закончилось), а иногда и требуется для посетителей.
На днях в школу ко мне заходили из РОНО и из райисполкома, да председатель сельсовета  и директор Тимарихинской школы. Понравилось им очень в школе, но на уроках не были. А были во время урока, в класс заходили, поговорили с ребятами, похвалили их, что в школе нет неуспевающих». *
Кроме историй с письмами и выдержками из них, приведённых в этом рассказе, мною написан рассказ ещё об одном письме. Рассказ так и называется: «История одного письма». Это письмо моей бабушки Коробкиной Анны Яковлевны от 1962 года к моей маме Березиной Лидии Максимовне.
Все эти письма являются для нас с братом семейными реликвиями. Очень хочется, чтобы наши дети и внуки узнали, как и чем жили их родные.

 * Орфография сохранена. В скобках приведены мои пояснения. 

Л.Болотова (Березина)