Эпизод 11. Неочевидная арифметика

Денис Маслюк
У ч е н и к  и з  О р а н ж е р е и. Эпизод 11.           Н е о ч е в и д н а я   а р и ф м е т и к а.

           После перерыва мы продолжили слушать лекцию там же и в том же составе. На своём третьем занятии Учитель объяснял вроде бы простые вещи, но ясность для нас не наступала. Всё у него получалось как-то сложно, вызывало дополнительные недоверчивые вопросы:
           - Пока нам непонятно, как можно внушить людям то, что для них неочевидно? Есть ведь некоторые вещи, очевидные как «дважды два»…

           - А вот давайте поговорим о неочевидной арифметике с помощью психологии. Возьмём ваш пример про «дважды два». Представим себе, что вы хотите внушить человеку информацию о том, что дважды два равно пяти. Реально это не так. И любой нормальный человек вам не поверит. Но давайте, проявим последовательную настойчивость, разложим этот опыт на этапы. Получится следующее.

       Сначала человек, услышав подобную чепуху, назовёт вас лжецом и покрутит пальцем у виска. То есть отреагирует отрицательно и активно. Но вы же настойчивы, спокойно повторите ему то же самое. Он опять не поверит, но проявит уже меньшую агрессивность. В третий раз он отреагирует вяло и нейтрально. В четвёртый раз смирится, и не будет спорить вообще. В пятый засомневается. В шестой попросит объяснить. А вы не объясняйте –  ответьте, что эта истина известна всем нормальным людям. И что глупец в данном случае он сам, ибо не знает простых вещей.

       Здесь очень полезным бывает, чтобы формулу «дважды два равно пять» ему повторил кто-нибудь третий. И хорошо бы, вроде мимоходом. Опять же, как само собой разумеющееся.

       А если эту информацию подать через телеэкран или газету, то такой приём действует безотказно. Здесь особенно важно, чтобы информация подавалась в унисон всеми телеканалами, печатными газетами, сайтами Интернета и обсуждалась соседями. Приём «это же знают все» самый эффективный в убеждении по любому вопросу.

       Проверять информацию, которую «знают все» решаются лишь редкие уникумы. Их количество статистически мало. Люди в своём большинстве доверчивы и ленивы к познанию. Не хотят думать. Апогеем такого подхода может быть вариант, когда человек, в конце концов, сам будет рассказывать эту информацию своим собеседникам как саму собой разумеющуюся истину. И сам будет ругать тех, кто ему не верит.

       - Ну, с арифметикой, Учитель, стало более-менее понятно. Но не совсем. Ведь не все же люди так просты, чтобы поверить в «дважды два пять». Кто-то же и усомнится. Что тогда?

- А тогда можно применить другой метод. Давайте назовём его «шестым аргументом». В кинематографе и телевидении похожие вещи ещё называются методом «двадцать пятого кадра». Это приём, когда на экране постоянно идёт нейтральная информация с периодическим вкраплением одного кадра со специальным внушающим значением.

       Нейтральная информация должна быть в этом случае обязательно приятной для зрителя. Она нужна для обманного обхода критического «сторожа» в его сознании. Сознание «видит» только последовательные двадцать четыре кадра и успокаивается, не «сторожит», а подсознание «видит» двадцать пятый внушающий кадр и реагирует на него, принимает без критики. Таково свойство человеческого зрения. Этот случай для работы через экран.

       А в беседе или в дискуссии сложно отсчитывать двадцать пятый кадр. Но бывает достаточно пять раз сказать людям правду, а уже в шестой раз вставить свой убеждающий элемент. Здесь нужно, чтобы в дискуссии первые пять аргументов были абсолютно и очевидно истинными, ясными «как светлый день» для любого человека. Это расслабляет критическое восприятие слушателя.

       И вот, когда он уже начинает утвердительно кивать головой в знак согласия – говорите свою «правду», шестой аргумент. Скушает, не беспокойтесь! Послушает и скушает! Как карась наживку с крючком. Главное – чтобы слушателю было Приятно и Понятно. Не забывайте!

       Есть ещё один психологический принцип воздействия на массовую психологию, который называется «Окно Овертона». Был такой учёный. Там речь идёт о постепенном и поэтапном внедрении изначально непривычного или неприемлемого убеждающего посыла. Но эту тему я рекомендую вам изучить самостоятельно, обсудим на следующем занятии.

       Ещё добавлю, образно выражаясь, что подавляющее большинство человечества пассивно копается в информационном Поле, лениво выковыривая с его поверхности немногие полезные корешки. Думать им не хочется. При этом кто-то это Поле серьёзно возделывает – вспахивает и засеивает большими площадями, собирает урожай. Эти немногие «кто-то» активно думают, знают свою Задачу и умело её решают. Догадайтесь, о ком я говорю.

       Вот такие в нашей работе существуют психологические схемы. И таким образом можно убедить людей в чём угодно. Хоть в том, что небо зелёного цвета, а трава во дворе синяя. А к тем, кто всё же не поверит – то есть, способен критически воспринимать, не смотря ни на что, вашу информацию – нужен совсем другой подход.

       Да, возможно кто-то и произнесёт сакраментальную фразу о том, что «король-то голый». Но таких будет немного. С ними лучше всего поступить, как с Джордано Бруно. Если получится. Или объявить идиотами. Это более современно. Но об этом позже.

       - Ха-ха! Объявить идиотами – интересная мысль. Это – чтобы не лезли против течения. И потом всех можно будет загнать в стойло, как баранов. – Я несдержанно засмеялся. Это высказывание Учителя меня вдруг развеселило. А он многозначительно поднял вверх указательный палец и тоже с улыбкой изрёк что-то вроде притчи или анекдота:
       - Идти против течения не рекомендуется даже самому большому слону в стаде; лететь против ветра не рекомендуется даже самому большому орлу в стае; а вот плевать против ветра может самый большой баран в отаре. Ему всё равно, он не слушает никаких рекомендаций!

       Позже, вспоминая это высказывание Учителя, я с сомнением задумывался, кого же он всё-таки представлял себе в образе барана.

Продолжение следует.
http://proza.ru/2021/07/26/1167