Напоминает видения...

Анатолий Шуклецов
Белинский справедливо придавал огромное значение художественному инстинкту. Образы, а вместе с ними и намёки на их значение в зародыше присутствовали во мне и инстинктивно руководили моим пером. И во мне сказался необъяснимый процесс творчества, то есть невидимое для самого художника, инстинктивное воплощение пером, кистью тех или других эпох жизни, которых судьба поставила его участником или свидетелем. Иван Гончаров. // Вам следовало бы спросить композиторов, слышат ли они музыку, которую собираются записать, так же ясно, как мы, романисты, видим наших человечков! Художественная интуиция действительно напоминает видения, предшествующие сну. Напоминает своей мимолётностью; что-то проносится перед глазами, и тогда надо жадно кидаться на это и хватать. Не смешивайте внутреннее видение художника с тем, которое присуще людям, страдающим настоящими галлюцинациями. В поэтическом видении присутствует радость. Словно что-то входит в тебя. И всё же, бесспорно, перестаёшь понимать, где находишься. Окружающая действительность исчезает. Я уже не сознаю, что вокруг меня.  Принадлежу только видению. В художественной галлюцинации картина никогда не бывает строго ограничена, какой бы точной ни была. Так, я прекрасно вижу мебель, лицо, уголок пейзажа. Но всё это колышется, висит, непонятно, где находится. Оно существует само по себе, без связи со всем остальным. Художественная галлюцинация не может распространяться на большое пространство, двигаться в очень широких рамках. В этом случае погружаешься в мечты и снова становишься спокойным. И даже так оно всегда и кончается. Гюстав Флобер. // Тиссо отлично знал историю и быт средних веков. Во время работы он впадал в какое-то странное состояние, при котором внутренним зрением видел не только исторические факты, но и лица, одежду, оружие, различные детали далёких веков, как будто присутствовал при этих событиях. Очнувшись, он мгновенно хватал кисть, чтобы возможно точнее в цвете запечатлеть мелькнувшие перед ним картины. Из периодики. // В своём воображении я не слышу отдельные части последовательно, но я слышу их все сразу, одновременно. Какое это удовольствие, я не в состоянии сказать. Вольфганг Моцарт, о высшем моменте творчества, когда композитор в одно мгновение слышит всю ещё не написанную симфонию.