Осколки прошлого

Георгий Жаркой
В первый раз попал в драматический театр пятнадцатилетним подростком. Ошеломило, увлекло. Мне показалось тогда, что талант у меня есть. Затем театральный кружок. Режиссер - профессиональный актер, которого мы почему-то называли Толей.  И началось - репетиции, спектакли и даже гастроли. Актерское братство. Роли я получал прямолинейные, эпизодические. Не "кушать подано", конечно, но и без сложностей.  Нужно было изобразить на сцене пару чувств и уже не покидать кулис до поклона.  Таланта, увы, не оказалось.
   С первого класса воображал себя учителем, справедливым и умным - всё-всё понимающим. Получил диплом.  Мой первый урок прошел в десятом классе.  Был тщательно написан конспект от «здравствуйте»  до «урок окончен».  Я положил тетрадку на учительский стол  таким образом, чтобы можно было незаметно считывать с нее текст. Она  была для меня спасательным кругом – отцепишься, и тут же утонешь, причем публично. И никто не протянет тебе руку. Напротив, смеяться будут.  И тогда всё – жизнь закончится.  Через полгода это прошло.
   В ПТУ, где я учился, мне дали путевку в санаторий - подлечить желудок. Отправился. 16-летний мечтатель. Поклонник товорчества поэта Эдуарда  Асадова. Прошло несколько санаторных дней. И вдруг вечерний разговор - с нашей воспитательницей. Она жестоко высмеяла мое увлечение модным тогда поэтом. Она назвала его элементарным стихоплетом, который не понимает поэзию и не знает ее. Боже, как я возмутился! Говорил, срываясь до крика, что это вечная поэзия, добрая и светлая, без которой мир погрузится во тьму. Странно было то, что наша воспитательница перестала со мной спорить. Но вдруг сказала: "Приезжай-ка в наш санаторий после того, как прочитаешь всю "Человеческую комедию" Бальзака. И тогда поговорим".  Неожиданно - да! Загадочно - да! Женщина была не из обыкновенных.
   Одно время увлекся фонетикой - как когда-то стихами Асадова. Отправился в Питер. Голова переполнена идеями - одна фантастичнее другой.  Заниматься просто фонетикой - как по бездорожью идти. Цель подавай! И вздумалось мне тогда сравнить систему русских гласных с монгольскими и написать диссертацию. Живу на Васильевском, и каждый день на кафедру монгольской филологии, что на восточном факультете Питерского универа. Язык стал изучать. Вечерами - волшебные своды Библиотеки академии наук - постигаю азы общей фонетики. И вот дошло дело до выбора руководителя. На факультете русского языка как иностранного познакомился с дамой. Именно с дамой! Фонетисткой. Аспирантов у нее - полным-полно. Думал - не возьмет. Однако нет! Скользнула по мне холеным взглядом и пригласила - на посиделки факультетские. Вечером подходит аспиранточка - худенькая, замученная,  глаза горят - ну настоящий паровоз! Пара фраз, а потом: "Если вы хоть раз огорчите нашу Нину Александровну - на себя пеняйте! Её есть кому защитить". И глазами сверкнула, мне показалось, что и зубами. Оборвалось внутри что-то. И фонетика с монгольским языком остыли в душе, как пирожки.