Ни слова лжи

Владимир Галин
    
Свидетельствую о времени и о себе.
(пролог)

  22 апреля 2005 года мне исполнилось 70 лет.
       Мой жизненный путь неумолимо приближается к своему концу. Я снова уйду туда, откуда пришел: душа с последним вздохом улетит в космос, а восьмипудовое тело превратиться в щепотку атомов.
    Предыдущие 10  лет (и особенно последних из них три года) я жестоко болел и фактически оказался у порога потустороннего мира, поэтому захотелось, если хватит сил и времени, рассказать внукам о времени и о себе.
    Ещё пятнадцать лет назад над нами ярко светило солнце в безоблачном небе Чуйской долины Киргизского хребта Тянь-Шаньских гор.
Шел седьмой год, как я успешно работал председателем колхоза «Заветы Ильича» в селе Петровка Московского района Киргизской Советской Социалистической республики.
    Везде, где мне приходилось работать после окончания в июне 1959 года Казахского пединститута в городе Алма-Ата, мне  сопутствовал успех. С моим приходом на работу в колхоз «Заветы Ильича», возросло сельскохозяйственное производство. За достижения в производстве животноводческой продукции (мяса, молока, яиц, шерсти), а так же полеводства (зерна, овощей, семян люцерны, сахарной свеклы) коллектив колхоза удостоился чести быть занесенным на республиканскую «Доску Почета». А сам я на альтернативной основе был избран односельчанами депутатом Верховного Совета республики.
    Казалось, что  начавшаяся «Перестройка», провозглашенная новым Генеральным Секретарем ЦК КПСС Горбачевым М.С. (теперь уже трижды проклятым не одним мной) открывает новые горизонты в развитии колхозного производства и улучшении жизни каждого колхозника с переходом на коллективный подряд и хозрасчет. Так звено Николая Якименко в 1989 году только в качестве дополнительной оплаты в окончательный расчет получила 15 тысяч рублей на каждого. За такие деньги было построить хороший кирпичный дом и купить новую машину «Жигули».
 Как ни странно, наряду с расширением демократических начал внутри общественной жизни (свободное выдвижение кандидатов в депутаты на всесоюзный съезд народных депутатов, отмену шестой статьи Конституции о руководящей роли КПСС, открытых выборов директоров предприятий, расширение гласности (когда в газетах и журналах стали писать все и обо всем и кому что заблагорассудится) стали появляться межнациональные конфликты, которые окрасились кровью, между киргизами и узбеками на юге Киргизии (в Сузакском районе Ошской области).
  После этого, события по ухудшению межнациональных отношений стали развиваться так стремительно, что я нутром (шестым чувством) осознав дальнейший ход событий, предпринял ряд мер по переезду в Россию.
    После уборки хорошего урожая 1990 года, я подал заявление о сложении с меня обязанностей председателя колхоза «Заветы Ильича» и полномочий депутата Верховного Совета Киргизской ССР, и в октябре этого же года возвратился со всем своим семейством на родину предков в Россию. Случайно, но осознано, выбрал новым местом жительства Клепиковский район Рязанской области. По имеющимся у меня рекомендациям я был принят на работу в качестве директора совхоза «Тюковский». По своим производственным возможностям, количеству работников этот совхоз был в  пять раз меньше моего прежнего колхоза и был не рентабельным по всем статьям, в то время, когда я в колхозе, при рентабельности 25-29%, ежегодно имел до трех миллионов рублей (теперь считай долларов) чистой прибыли.
    Работу в совхозе я начал успешно, хотя коллективом совхозников был встречен отчужденно, с недоверием и скрытой недоброжелательностью («наехали тут всякие и тащат, мафия»). Я был поражен низкой трудовой дисциплиной, плохим состоянием сельскохозяйственной техники и открытым пьянством не только рядовых работников, но и бригадиров и специалистов. Тем не менее, по весне, закупив по импорту семенной картофель из Голландии, мне удалось провести расширенные посадки картофеля на площади 350 га и осенью собрать урожай, большую часть которого, удалось продать плодоовощным базам г. Москвы, который в двухстах километрах от нашего района. Не смотря на то, что производство молока и мяса осталось убыточным, была получена чистая прибыль в 640 тыс. рублей притом, что ежемесячный фонд заработной платы составлял 52 тыс. рублей (средний заработок был 150-200 рублей).
    За свои средства были отремонтированы скотные дворы, асфальтированы подъезды, организован центральный машинный парк, закуплены новые трактора, автомашины, зерноуборочные, силосные и картофелеуборочные комбайны. Но указ Ельцина о преобразовании совхозов и колхозов в «товарищества» одновременно с обесцениванием денежных вкладов посадил нас в такую финансовую яму, из которой никто в районе уже не вылез. После этого я еще три года держал совхоз на плаву. Когда повсеместно из-за наступившей разрухи и разорения перестали выплачивать зарплату, я еще год сумел поддерживать жизнеспособность бывшего совхоза.
    Летом 1994 года я с инфарктом оказался на больничной койке и уже больше к работе вернуться не смог. Ишемическая болезнь сердца сделала меня не трудоспособным инвалидом, а развившийся полиартрит лишил меня свободного передвижения. Нет в жизни большего несчастья, чем потеря трудоспособности, этого главного блага жизни. Какой смысл жизни, если ты не можешь свободно передвигаться, не можешь работать, чтобы «в поте лица своего добывать хлеб свой насущный»? Жизнь – это движение суставов, а не только биение сердца и функционирование мозга.
    Осознавая, что жизнь моя уже на исходе, захотелось поведать внукам о своем жизненном пути на основании не просто на воспоминаниях, а на основании тех дневниковых записей, письмах, протоколов, которые зафиксировали не выдуманные, а действительные мгновения жизни давно ушедших лет.
  Все, чем я жил интимно и что происходило вокруг меня более пятидесяти лет тому назад, во многом стерлось уже в памяти, но зато доподлинно сохранилось на страницах моих дневников и писем, где запечатлены, словно на фотографиях, моменты и мгновения жизни. Я не пытаюсь домысливать, что чувствовали и что думали другие люди, которые встречались мне на моем жизненном пути. Я постараюсь с возможной полнотой, точностью и правдой поведать о том,  что я сам испытывал, осязал, чувствовал, осознавал и реагировал, когда встречался с ними.
Наш жизненный путь – непрерывная цепь случайностей и бесконечная череда перехода причины в следствие, которое затем само становится причиной со своим следствием. Известно, что нашими поступками руководят наши желания. Здесь лежит ключ к принятию наших решений и мобилизации воли для достижения поставленной цели.
    Все мы люди смастерены природой по одному лекалу. Однако «Я» есть «Я», а вот «Ты» такой же, но это уже не моё «Я». При такой схожести, при такой идентичности мы совершенно разные существа и благодаря этому радуем или огорчаем свою жизнь. Наши взаимоотношения друг с другом бывают столь случайны, сложны и непредсказуемы, что от любви к ненависти, от дружбы к вражде, от горя к радости, от трепетной заботы к равнодушию, от верности к предательству – всего одно мгновение, всего один шаг.
    Из века в век радость жизни людей омрачалась первородными пороками их же, человеческой алчностью, ухищренностью человеческого ума, направленного на то, чтобы удовлетворить свои потребности за счёт другого. Ни один вид животных (тварей) не превращает себе подобного в своего раба.
    Весь земной путь человека в постоянном борении за справедливость, за правду. Даже поговорка «Бог не в силе, а в правде», не соответствует действительности, потому что у кого сила богатства, у того на стороне и правда. «Возлюби ближнего своего, как самого себя!»,- призывают тысячелетиями христианские заповеди, но мало что изменилось за эти времена, «человек человеку – волк!», как было, так и осталось, даже после того, как в новом социалистическом устройстве общества на практике было провозглашено: «Человек человеку – друг, товарищ и брат!».
  Никому не дано заглянуть в завтрашний день, в своё будущее. Но я разделяю убеждение, что судьба человека «предопределена на небесах», т.е. не зависит от самого человека. Но опыт жизни учит, что в судьбе каждого многое зависит от того, где, когда, от кого он появился на свет, в каких условиях и в каком окружении ему конкретно приходиться жить, в каком государстве и при каких политических условиях совершается его самостоятельное существование, а также от его личностных качеств: способности ума, характера, силы воли в достижении целей, определяемых своими желаниями, зависит личная судьба человека и от того, с какими людьми ему конкретно приходиться сталкиваться в своих буднях, поскольку эти люди тоже хотят чего-то своего.
    Заглянуть в будущее нельзя. А оглянуться в прошлое, причём не просто путём воспоминаний, а буквально восстанавливая не только по дням, но и по часам, можно благодаря тем дневниковым записям и письмам, которые сохранились в своей первозданности. В дневниковых записях зафиксированы не только сами факты и события, но в них запечатлены мысли, чувства, желания, которые нельзя не пощупать, не увидеть, их можно только ощутить, испытать. Это не материальное, а то идеальное, чем живёт душа человека.
    Как я появился на свет Божий, кто определил мой жизненный путь и мою личную судьбу, как моя жизнь отразилась на жизни других людей, я и поведал  своих рассказах.