Осиево, Осиевка, Осиевское, Асеево - этимология

Сергей Колибаба
И посею ее для Себя на земле, и помилую непомилованную,
и скажу не Моему народу: ты Мой народ,
а он скажет: ты Бог мой!» (Осии 11, 19;23).
В. С. Соловьев. Еврейство и христианский вопрос (1885)

 

Осия (752—721 гг. до н. э.), ивр. Хошеа, Ошеа «спасение» — библейский пророк, автор Книги Осии. Религиозный деятель в Израильском царстве в период царя Иеровоама II вплоть до гибели Израиля и разрушения его столицы — Самарии. Пророк Осия почитается в христианстве в лике святого, день памяти 17 октября.
Иконография: иконы из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в.; Софиевский собор, Новгород, 1509 г.
 
1) Существующая топонимика

* Осия — деревня, Новгородский район, Новгородская область.
Осиево — деревня в Макарьевском районе Костромской области, нет жителей.
Осиево — деревня в Мантуровском районе Костромской области.
Осеево — деревня в Парфеньевском районе Костромской области.
Осиево – деревня, ныне урочище Вологодская область; показана на карте Восток Европейской части России, 1871 г.

Осиево – заброшенная деревня Вологодская область; показана на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г. под двумя именами – Имолода и Осеева.
Осиевка (укр. Осіївка), Старо-Осиевка — село, Бершадский район Винницкой области, основано в 1500 г.

* Осеево – деревня, Щелковский район Московской области. Под названием Асеева указана на карте Шуберта Московской губернии 1860 г. Впервые деревня упомянута в писцовых книгах 1575—1577 годов как «пустошь Осеево» «за Олешею за Осиным» в Кошелеве стане. Согласно топонимическим исследованиям, название деревни — производное от имени Осей, которое в свою очередь происходит от библейских Евсея, Иосифа и Осии. Впоследствии «О» заменяется на «А» из-за характерного рязанско-московского произношения. В документах мануфактур-коллегии конца XVIII века местность именуется «Асеевской дворцовой волостью».

Осеево – 2 поселка в Угличском районе Ярославской области. Один зафиксирован на карте Специальная Карта Европейской России Стрельбицкого 1871 г. под именем Асеева.
Осеево (Малая Осеева) – деревня Кинешемский район Ивановской области; зафиксирована на Специальной Карте Европейской России Стрельбицкого 1871 г.
Осеево (Осеева) – деревня городской округ Шадринск Курганская область; показана на карте Восток Европейской части России Стрельбицкого 1871 г.
 
* Асеева — деревня, Болховский район, Орловская область.
Асеев — хутор в Чернышковском районе Волгоградской области.
Асеевка (укр. Асіївка) — село, Балаклейский район Харьковская область. Основано в 1732 году.

2) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской Империи
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=&full=1

Осиевская – Онежский уезд Архангельской губернии 1859 г.
Осиевская – Шенкурский уезд Архангельской губернии 1859 г.
Осиевская малая – Шенкурский уезд Архангельской губернии 1859 г.
Осеево - Мышкинский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
Осеево - Угличский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
Осеево - Владимирский уезд Владимирской губернии по сведениям 1859 г.
Осеево - Семеновский уезд Нижегородской губернии по сведениям 1859 г.
Осеево (2) – Гороховецкий уезд Владимирской губернии по сведениям 1859 г.
Асеева(Асеево)- Козельский уезд Калужской губернии по сведениям 1859 г.
Асеевка – Ельнинский уезд Смоленской губернии по сведениям 1859 г.
Асеевская - Тарусский уезд Калужской губернии 1914 г.

3) Применение имени, фамилии и топонима в старорусских актах и литературе. Национальный корпус русского языка

* Вологодско-Пермская летопись (852–1538 гг.) (1550-1590): «И Осия рече: «тако глаголеть господь: плоть моя от них». …«Отецъ же его духовныи, Осия именем, священоинокъ, заткну бумагою ноздри его».

* Пискаревский летописец (1600-1650): «Иофа царьствова лет 16, Ахаз лет 6, Езекея лет 29, Манасеия 55, при том Византик создан бысть, Амос лет 12, Осия лет 31».

* Отпись Осьмого и подьячего Алеши о передаче Иос.-Волок. монастыря иг. Иосифу с. Спасского с дер. в Волняников. ст. Рузск. у (1504.11.04): «А деревень к селу: деревня Мартыново,… деревня Осеево».

* Сотная с книг письма Василия Ивановича Наумова и Иная Ивановича Ордынцева на вотчины Тр.-Ип. монастыря в Мерском, Сотском и Корзле, Осецком, Андроникове, Сущове, Козурском, Дуплехове и Плоскине стт. и вол. Немда Костромского у (1562): «Того ж села на реке на Костроме на отхожих пожнях сена косят тысячю копен; того ж села деревни: …(дрв) Осеево».

* Данная кнг. Анны Осиповны, вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова, Сп.-Яр. монастырю на с. Рахманово с дд. и пустт. в Кистемском ст. Переславского у (1563-1564): «Се яз, княж Васильева Даниловича Пенкова княгини Анна Иосифовна, дала есми в дом всемилостиваго Спаса в Ярославль и великих ярославских чюдотворцов Федора и Давыда и Констянтина архимандриту Ефрему з братьею, …деревня Осеево на той же Кисемке (речка)».

* Сотная грамота с рузских книг писельцов Григория Степановича Пильемова и Андрея Никитича Сабурова на монастырские села и деревни Рузского у (1569.07.20): «Деревня Осеево на речке на Чертежке».

* Выпись из книги письма и [меры?] 1590-1591 гг. Тимофея Хлопова и дьяка Семена Суморокова на Заузольскую и Везломскую волости Балахольского (Балахнинского) уезда (1590-1591): «Осеево Литвиново на речке на Чешуге, а в неи пашни перелогом и лесом поросло середние земли четырнатцеть десятин в поле, а в дву по тому ж».

* Правая грамота белозерских писцов И. И. Заболотского и дьяка А. Харламова старцу Якиму митрополичьего Новинского монастыря по его делу с крестьянами Арбужевской волости о Пошехонских деревнях Лучкиной и Красной Горке (1511.07.18): «Левуша Осеев да брат его Павлик».

4) Обобщение и вывод

Осия – русское имя, Осеев – фамилия,  фиксируются в старорусских актах с XVI века; Асеев — русская фамилия, народная версия имени Осия. Топонимы Осеево (Асеево) и производные отмечены в русских актах с XVI века.
По  мнению исследователей, имя Осия является русской интерпретаций имени библейского пророка Ошеа (Хошеа) ивр. «спасение».

Источник

* См. стронг иврита 1954, Хошеа

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 112
Лингвисты XIX-XX вв. выяснили, что при транслитерации (передача термина буква в букву) еврейских имен и терминов на русский язык часть букв иврита заменялась подобными буквами русского алфавита, а часть вообще опускалась (не произносилась).

См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный

* he
He (= лат. h, греч. spiritus asper) по-русски большей частью не произносится: ( )Авель, ( )Осия, Авра( )ам, Син( )едрион, или, ассимилируясь с гласным звуком, выражается буквою И (...), например: Ииуй, Иису(с). Подобно ХЕТ, и he в конце слова выражается через Й: Моисей. Впрочем, he; иногда выражается через Г(h): Гиллель, Гегай.

* ШИН-СИН (ш-c)
ивр. ШИН (Ш)  = С: Сихем, Саул, Самсон, или = З: Сузы, Измаил.
ивр. СИН (С)  = С: Сара, Сеир, или З: Израиль.

Еврейское имя ХОШИА (Ошиа) в русской интерпретации было преобразовано в имя Осия.  Если мы не будем учитывать способы древней транслитерации с одной алфавитной системы на другую (отличную), то найти смысл имени, термина и топонима будет невозможно. Неправильное истолкование  термина или топонима приводит к ложным историческим представлениям о материальной и духовной жизни общества.

Сознание и мышление русского человека средних веков и нового времени было религиозным, в течение веков создавался (и развивался) духовный аппарат священников и монахов, к концу XVI века в России было около 650 монастырей, а в каждом крупном поселении имелась церковь. Других организаций, способных передать имя, термин и топоним в пространстве и времени история не усматривает.

Таким образом, появление на русском культурном пространстве имени Осия, фамилий Осиев, Асеев, топонимов Осиево, Асеево, Осиевское и подобных мы можем отнести к просветительско-религиозной деятельности (обучение и воспитание масс) русской православной Церкви. Через молитву, проповедь, церковные праздники и церковное искусство (повторение – основа долговременной памяти) в сознание русского человека проникали библейские образы и имена, и  становились  нормой русского языка и мышления (неотделимое).

11.9.2018 г.