Мы пели песни о любви

Олег Каминский
Верхний ряд: Наташа Соколовская, Лора Минаева, Саша Шопарев, Коля Штомпель, Миклош Данов, Коля Каневский и Лена Соколовская.
Нижний ряд: Люда Бойко, Саша Соседов и Витя Боев.
Сидит у дерева: Коля Ильницкий.

     Думаю все, кому довелось быть в свое время студентами, согласятся со мной, что студенчество – это самая прекрасная пора в жизни. Именно веселые студенческие годы, наполненные романтикой и беззаботностью, остаются в нашей памяти, как самые интересные и незабываемые.

     Сейчас уже давно никто не посылает студентов в колхозы и совхозы на, так называемую, трудовую практику. А в мои годы это было обычным явлением. Так, в начале сентября 1968 года наш первый курс отправился в один из колхозов, где нам предстояло поработать и заодно познакомиться, как следует, друг с другом. 

     Сначала на поезде мы из Одессы доехали до Кишинева, где нам пришлось немного переждать. Затем уже автобус доставил нас в небольшое село Великокомаровка, находящееся в Великомихайловском районе, в 107 километрах от Одессы. Вообще-то, Великокомаровка когда-то называлась Кассель и была основана немцами-колонистами в 1809 году, – здесь до сих пор сохранились руины лютеранской кирхи…

     Поселили нас напротив кукурузного поля в новых, ещё не достроенных до конца, двухкомнатных домиках, в которых для нас постелили матрасы. Мы быстро освоились с этой спартанской обстановкой и выбрали себе места на матрасах, кто – в большой комнате, кто в малой. Конечно, сейчас уже трудно вспомнить, кто в какой комнате проживал. Насколько я помню, вместе со мной в малой комнате располагались Федя Кравчик, Саша Дудченко, Коля Ильницкий, Коля Каневский, Саша Брензей, а в большой комнате – Саша Соседов, Витя Боев, Юра Кричевер, Игорь Лодзейский, Ваня Петряков, Витя Гордийчук и другие. Между прочим, для придания нашему домику благопристойного вида, Юра Кричевер – самый красивый парень нашего курса, на одной из стен нарисовал акварельными красками фигуру полуобнаженного атлета с весьма популярным у молодежи философским девизом «In vino veritas» («Истина в вине»). А кое-кому, например, Валентину Захарченко и Анатолию Ващенко пришлось жить даже в домах сельчан...
 
     Основная наша задача заключалась в оказании помощи колхозникам в сборе винограда. На громадных виноградных полях, разбившись на пары, мы собирали урожай в плетеные корзины. Срезали кисти винограда мы специальными самодельными ножиками, выкованными в колхозной кузне. Однажды я даже сильно порезался этим ножиком, и шрам на указательном пальце правой руки остался на всю жизнь. Зато, мы каждый день буквально объедались наиболее сладкими сортами винограда. Особенно восхитителен был «дамский пальчик»! Бывало, работали мы и на кукурузных полях…

     Иногда, во время отдыха, мы развлекались, залезая на скирды и прыгая оттуда на большие кучи соломы внизу. А однажды, шутки ради, я бросил несколько небольших початков кукурузы в сторону кукурузных зарослей, где работали две подружки Алла Воронина и Люда Пономарь. В другой раз, найдя большую и очень красивую гусеницу, я в ладонях принёс её подружкам, чтобы показать это чудо природы. Однако едва я раскрыл ладони, девчонки с визгом разбежались в разные стороны… 

     В общем, двухнедельное пребывание в селе было для нас совсем необременительным и даже веселым. Мало того, лично мне, как городскому жителю, впервые попавшему в село, было чрезвычайно интересно буквально всё. Ещё бы! Разве в городе я мог наблюдать такие восхитительные рассветы и закаты, видеть такое огромное и ясное небо, дышать таким свежим и чистым воздухом, к которому примешивались необычные сельские ароматы? С каким любопытством я осматривал бескрайние поля  и окрестности, простые крестьянские дома, сараи и постройки, как любил слушать тихий шелест листьев кукурузы и винограда! 

     По вечерам мы обычно отдыхали у костра возле нашего домика. Иногда, к нам на огонек приходили студенты факультета физвоспитания, чьи домики располагались рядом. Некоторые из парней, особенно те, кто постарше, увлекались местным вином, часто звучали шутки и смех. Я тоже охотно сидел вместе со всеми у костра, глядел на огонь и звездное небо, слушал трели сверчков, разные байки и песни под гитару. 

     Часто песни о любви пел Саша Соседов, веселый русый парень, нравившийся девчонкам и, который сразу завоевал расположение самой симпатичной девушки нашего курса Аллы Ворониной. Хорошо пел песни и Миклош Данов, в паре с которым я собирал виноград. Загадочные ночи, пламя и дым костра создавали особое романтическое настроение, навевали мечты о большой и настоящей любви. Из песен, звучавших на наших посиделках, больше всего нравилась песня «Дым костра», которую мы все охотно подпевали: 
               
     Дым костра создаёт уют,
     Искры гаснут в полёте сами,
     Пять ребят о любви поют
     Чуть охрипшими голосами.

     Пять сердец бьются, как одно,
     Вспоминая подруг далёких,
     Тех, что ждут их уже давно,
     Самых близких и яснооких.

     Если б слышали те, о ком,
     Эта песня сейчас звучала,
     Прибежали б сюда тайком,
     Чтоб послушать её с начала.

     Чтоб почувствовать до конца,
     Эти губы и эти руки,
     Как умеют любить сердца,
     Огрубевшие от разлуки.

     Дым костра создаёт уют,
     Искры гаснут в полёте сами,
     Пять ребят о любви поют
     Чуть охрипшими голосами...
 
     Почти все мы были совсем юными и беспечными, никто из нас не задумывался серьёзно о своем будущем, и жизнь казалась нам тогда вечной молодостью…

     Боже, как же давно всё это было! Мы и не заметили, как одни за другими, полетели быстрокрылыми птицами невозвратные годы и, в призрачном прошлом осталась далекая юность. Как-то незаметно подкралась старость и, поседели головы, умудренные жизнью. На необъятных просторах жизни стали исчезать навсегда друзья юности. Давно уже нет на этом свете Саши Соседова, Васи Брадула, Коли Ильницкого, Ларисы Минаевой, Саши Шопарева, Вити Гордийчука, Феди Кравчика и многих других, с кем я учился когда-то. Недавно не стало и жизнерадостной Люды Пономарь…

     И чем дальше уходит прошлое, тем чаще, с грустью вспоминаются молодые, веселые лица, со щемящей тоской вспоминаются милые студенческие годы, которые навсегда останутся самыми лучшими, самыми светлыми, самыми счастливейшими годами в моей жизни… 

     В небесах отгорели зарницы.
     И в сердцах утихает гроза.
     Не забыть нам любимые лица.
     Не забыть нам родные глаза...