3. МАТЬ. В. В. Вересаев о Сикстинской Мадонне

Вадим Прохоркин
3. В.В.Вересаев о "Сикстинской Мадонне"
     «МАТЬ»

Продолжение рассказа "Сикстинская Мадонна" - http://www.proza.ru/2011/11/18/907.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

После опубликования мною рассказа «Сикстинская Мадонна» его первая читательница Юлия Владова порекомендовала мне ознакомиться с произведением   Вересаева «Мать»,  а  вскоре прислала и сам текст этого произведения, за что я был ей очень благодарен.  Вересаевская «Мать» произвела на меня большое впечатление.

«Мать» с подзаголовком  «Из записных книжек»  была написана  В. В. Вересаевым  в 1903 году,  когда интерес к картине «Сикстинская Мадонна» несколько угас.  По отношению к  картине был скептически настроен и Вересаев, а потому при посещении Дрезденской галереи  ничего выдающегося увидеть не ожидал. Но войдя в комнату, где находилась «Сикстинская Мадонна», писатель сразу же почувствовал чудесное влияние на него картины.  С первых же минут она поразила его своим великолепием.

Возникает вопрос,  почему записки Вересаев назвал не Мадонна, не Богородица, а  Мать? А потому, что в «Сикстинской Мадонне» он нашел высшее воплощение материнства, всепобеждающую жизнь в образе матери.
Обо всём этом Вересаев  и  рассказывает в  своих записках. 
Записки замечательны и я уверен, они будут интересны читателям.

Но не каждый читатель станет искать записки  в библиотеках или Интернете,  а потому я решил опубликовать их в качестве приложения к своему рассказу о «Сикстинской Мадонне».

В.В. Вересаев
"МАТЬ"
Из записной книжки

"Сегодня утром я шел по улицам Старого Дрездена. На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть ее, прославленную Сикстинскую мадонну. Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. Между тем бесчисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. Мне нравились только два ангелочка внизу. И вот, - я знал, - я буду почтительно стоять перед картиною, и всматриваться без конца, и стараться натащить на себя соответственное настроение. А задорный бесенок будет подсмеиваться в душе и говорить: "Ничего я не стыжусь, - не нравится, да и баста!.."

Я вошел в Цвингер. Большие залы, сверху донизу увешанные картинами. Глаза разбегаются, не знаешь, на что смотреть, и ищешь в путеводителе спасительных звездочек, отмечающих "достойное". Вот небольшая дверь в угловую северную комнату. Перед глазами мелькнули знакомые контуры, яркие краски одежд... Она! С неприятным, почти враждебным чувством я вошел в комнату.

Одиноко в большой, идущей от пола золотой раме, похожей на иконостас, высилась у стены картина. Слева, из окна, полузанавешанного малиновою портьерою, падал свет. На диванчике и у стены сидели и стояли люди, тупо-почтительно глазея на картину. "Товарищи по несчастью!" - подумал я, смеясь в душе. Но сейчас же поспешил задушить в себе смех и с серьезным, созерцающим видом остановился у стены.

И вдруг - незаметно, нечувствительно - все вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас. Все больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара. И среди этого тумана резко выделялись два лица - Младенца и Матери. И перед их жизнью все окружающее было бледным и мертвым... Он, поджав губы, большими, страшно большими и страшно черными глазами пристально смотрел поверх голов вдаль. Эти глаза видели вдали все: видели вставших на защиту порядка фарисеев, и предателя-друга, и умывающего руки чиновника-судью, и народ, кричащий: "Распни его!" Да, он видел этим проникающим взглядом, как будет стоять под терновым венцом, исполосованный плетьми, с лицом, исковерканным обидою, животною мукою, как там, через несколько зал, на маленькой картине Гвидо Рени...

И рядом с ним - она, серьезная и задумчивая, с круглым девическим лицом, со лбом, отуманенным дымкою предчувствия. Я смотрел, смотрел, и мне казалось: она живая, и дымка то надвигается, то сходит с ее молодого, милого лица... А в уме бессмысленно повторялось начало прочитанной внизу подписи...

"Fece Rafaello a'monaci neri..."(с итал."Сделано Рафаэлем для черных монахов").

Из мертвого тумана женский голос спрашивал по-немецки:

- Что это там внизу, яйцо?

Мужской голос отвечал:

- Это папская тиара.

А дымка проносилась и снова надвигалась на чистый девический лоб. И такая вся она была полная жизни, полная любви к жизни и к земле... И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. И серьезное, сосредоточенное лицо ее говорило: "Настали тяжелые времена, и не видеть нам радости. Но нужно великое дело, и благо ему, что он это дело берет на себя!" И лицо ее светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. А когда свершится подвиг... когда он свершится, ее сердце разорвется от материнской муки и изойдет кровью. И она знала: это...

Вечером я сидел на Брюлевской террасе. На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное. В воздухе веяло апрельскою прохладою, по ту сторону Эльбы береговой откос зеленел весеннею травкою. Запад был затянут оранжевою дымкою, город окутывался голубоватым туманом. По мосту через Эльбу, высоко, как будто по воздуху, пронесся поезд, выделяясь черным силуэтом на оранжевом фоне зари.

Я сидел, и вдруг светлая, поднимающая душу радость охватила меня - радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство. И пускай в мертвом тумане слышатся только робкие всхлипывания и слова упрека, - есть Она, есть там, в этом фантастическом четырехугольнике Цвингера. И пока она есть, жить на свете весело и почетно. И мне, неверующему, хотелось молиться ей.

Темнело. Я шел через площадь. На небе рисовались два черные, как будто закоптелые шпица церкви св. Софии. Вот он и молчаливый Цвингер. Окна темны, внутри тишина и безлюдье. И мне стало странно: неужели и в той комнате может быть темно, неужели ее лицо не светится?"

***
Прочитали?  А теперь задумайтесь  над записками Вересаева.  Я задумался и понял, что к такому шедевру, каковым является   «Сикстинская Мадонна»,  никогда интерес не угаснет, как не угаснет и восторженное впечатление об этой гениальной картине. Просто этого не может быть никогда. В этом Вересаев  убедился сам, в этом убеждает и нас…

И еще несколько слов.
Когда в Москву, в Музей изобразительного искусства им.А.С.Пушина на Волхонке, привезли «Сикстинскую Мадонну», москвичи и гости столицы ходили на неё смотреть. Ходила на неё смотреть и великая актриса Фаина Раневская. Возле картины она услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры, один из которых утверждал, что картина не произвела на него впечатления. На что Фаина Раневская, известная своим острословием, заметила:

— Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!

Этими меткими словами Раневской я и хочу закончить свой рассказ.

2011 г. 2018 г.