Дерибас 3. 4. Абиджан и Конакри

Михаил Бортников
Продолжение. Начало - www.proza.ru/2018/08/19/1413

Западной Африкой называются государства, отделённые от богатых стран Северной Африки пустыней Сахара. Почти все они имеют выход к Атлантическому океану. Строго говоря, они и друг от друга многим отличаются, но для меня, побывавшего за последние семь-восемь лет в Гвинее и Гвинее Бисау, в Сьерра Леоне, Гане и Того, все они на одно лицо.

В каждом из них - страшные поборы, причём последние годы портовые чиновники требуют только дизельного топлива. За каждую услугу. Вот и в Кот д'Ивуаре то же самое. Едва успели пришвартоваться, на борту появились "власти". Чем беднее страна, тем больше людей поднимается на борт, и тем наглее они себя ведут.

Капитаны наши, воспитанные в Советском Союзе в духе интернационализма и любви к освободившимся от колониального гнёта африканцам, перед их наглостью откровенно пасуют. Помнится, когда мы были в Африке со шведским капитаном, всё было по-другому. Наши же, практически безропотно, соглашаются платить всем и за всё. Тем более, топливом. Это ведь не деньги из судовой кассы. Топливо не судовладельца, а фрахтователя. Стармех спишет, выкрутится как-нибудь, не впервой.

Агент, здоровый, как лось, молодой негр, обрабатывает капитана:
- Я хочу, чтобы всё у вас гладко было. Стоянка чтобы прошла без эксцессов, выгрузка - без остановок. Остановки вам не нужны, верно?

Капитан кивает. Ещё бы, благодетель к нему сам пришёл, и искать его не надо.
- Так вот. чтобы всё хорошо прошло, мы сейчас списочек составим, сколько и кому дизельки выдать, и больше чтобы ни-ни! Это у нас строго запрещено. Только через меня.

- Значит, санитарно-карантинным властям - четыре канистры, пожарнику - три, инспекторам портнадзора - пять, - агент продолжил свой монолог, - очень важные люди. Инспектору по экологии - этому и трех хватит. Я знаю, я лишнего не скажу. Капитану порта я сам отвезу, пять канистр ему нальёте.

- А не много вам будет, столько топлива? Канистры по сколько литров?
- Один человек две канистры несёт. Ну, двадцать литров, может, тридцать.  Для вас это мелочь, а нашим людям помочь нужно. Совсем плохо без топлива. А я всё тебе покажу, если в город захочешь, лоцманом буду. Чёрное дерево хочешь? Красное хочешь? На фабрику поедем. Креветки надо, только скажи. Недорого. Ресторан хороший есть, русская водка есть. Всё покажу, ты только стармеху прикажи по всем  бумажкам топлива налить.

Я обалдел просто от этих бумажек, позвонил мастеру, попросил хотя бы печати на них ставить. Пусть не пригодится, но хоть какое-то оправдание, если что. Через десять минут вернулись наши смуглые друзья уже с печатями на бумажках и с тридцатипятилитровыми канистрами. Стали топлива наливать, а оно у нас тёмное. Нормальная дизелька, но принятая через общий с мазутом приёмный коллектор, приобрела коричневый цвет. Международный скандал! Негры бесплатное топливо не берут! Ну, до предела оборзели!

Побежали они к капитану. Тот звонит, говорит: африканцы согласны вместо дизельки масло взять. - Согласны они! - Но масло, на минуточку, в десять раз дороже, и не фрахтователя уже, а наше собственное, к тому же экономия у нас литров пятьсот максимум, а для них это капля в море. Ну что делать, судно без этого не оформляют. Ладно, была у нас чистая дизелька в цистерне механической мастерской, около тонны. Пришлось отдать. А потом уже и темная пошла в ход. Кошмар какой-то!

Из Абиджана пошли на погрузку в Гвинею, порт Конакри. Думаете, там по-другому? Один в один. А вот производство изделий из дерева там, мне кажется, ещё больше развито. По крайней мере, к судну нам постоянно всякие статуэтки приносили, и сумели нас заинтересовать и качеством, и дешевизной. Кое-кто у этих торговцев и купил, а я захотел поехать в город, где выбор больше.

Город небольшой, и ориентироваться в нём несложно. А после случайной встречи с соотечественницей, владелицей ресторана, стало ещё проще. Она нас не только завезла в мастерские, где вырезают статуэтки, она и торговалась за нас, не жалея сил, цену сбивала невероятно. Последние дни стоянки прошли уже спокойно.

Зато в Конакри мы загрузились бокситами, сырьём для алюминиевой промышленности, и повезли их в Николаев. Заход домой, а Николаев совсем рядом с Одессой - событие приятное во всех отношениях. Настроение уже от Гибралтара праздничное, и даже пароход быстрее пошёл. Впереди - пусть  и короткое, но свидание с любимыми.