Советская заграница Рига 80-х. Глазами домохозяйки

Валентина Марцафей
   


               

   Мысленно посетив с автором Михаилом Бортниковым Военно-
Грузинскую дорогу от Тбилиси до Батуми,  а также посетив
испанские  города, и порадовавшись его мастерству в описании
этих путешествий,  захотелось и мне рассказать о давнем
посещении  столицы Латвии – Риги.
     Для многих материально-обычных советских граждан
 80-х  годов  Рига была заграницей.  Я именно из таких, кто
другой  возможности побывать за кордоном не имел.
    Почему я назвалась домохозяйкой? Это не совсем  так.
Все мы женщины - домохозяйки наполовину. На другую
половину мы обязательно ещё и рабочие или служащие.
Обременённые семьями, детьми и мало , вернее – недостаточно
для счастливой жизни зарабатывающими мужьями, мы всю
жизнь  работали, совмещая все наши  счастливые обязанности,
чтоб  иметь  пенсию и быть не хуже, «чем все».

 А в подзаголовок я  вынесла «воспоминания домохозяйки» - как
предупреждение читателю, что это не путеводитель для туристов,
я не буду описывать и перечислять достопримечательности
столицы Латвии – всё это Вы в большом объёме найдёте в
интернете!   А мои  заметки соответствуют названию - 
впечатления   обычной (советской!) женщины,
посетившей  Ригу в доперестроечные  80-е  годы.

      1. Первое знакомство – санаторное!
     В 1986 году отпуск  у меня был в конце октября. Совсем не тот
сезон, чтоб отдыхать в Прибалтике!  В профкоме мне предложили
 "горящую" путёвку, от которой все отказались.
 Смешно сейчас об этом вспоминать!
«Какой-то неизвестный» санаторий в нескольких  километрах
от Риги, в «какой-то» Юрмале (заметим- ещё не прославленной
Аллой  Пугачёвой!). Ладно, думаю,  рискну..
      
    Рига встретила мелким дождиком и холодным ветром.
Зонтик взят был не напрасно. Добралась из аэропорта до
электрички на Юрмалу. Моя остановка  Яун-Кемери, 
предпоследняя в череде небольших городков ( типа Дубулты,
Дзинтари,  Майори )  вдоль побережья  Рижского залива–
 все вместе они и  есть Юрмала
    За окном пасмурно, серо, неприветливо. Настроение падает
 к нулю. Вспоминаю «приятные»  напутствия: « Ох, и не любят
там русских!» . Так мы же все русские!  Так нам казалось
тогда, мы такими себя ощущали!  Было даже непонятно,
и обидно даже:  за что меня могут не любить латыши ?! 
Потом я об этом не раз вспоминала.
 
Встретили вежливо, официально, но без улыбки.
 ( А я привыкла улыбаться , и без взаимности вяну на корню.)
Зато моя временная «подруга» по комнате, женщина из Рязани,  Таня,
 возместила мне все улыбки латышей. 
Пока мы с ней знакомились, пришла работница из «обслуги»,
 принесла вторые полотенца.  Мы спросили что-то о санатории,
и она торжественным тоном сказала: « До вас здесь отдыхала
Алла Пугачёва!»
   - Как? Прямо в нашей комнате? Вот так повезло нам!– мы изобразили
 потрясение.  Надо было видеть её взгляд, которым
она нас одарила!
   - В вашей комнате?!  У неё  был люкс из трёх комнат!
   - А мне наша нравится! – сказала я. Она презрительно
 хмыкнула в ответ.
    
         2. Встречают по одёжке.
   Одета она была, как и все работники технических служб,
в голубой джинсовый костюм.  Весь мед персонал – в  белых
джинсовых костюмах, работники питания – в розовых.
Это было красиво, эффектно и правильно. Очень понравилось.
 Раньше такого не приходилось видеть.

   А мне было, с чем сравнивать. Но  нигде,
а только в Яун-Кемери  меня поразили, а лучше бы сказать
– умилили -  разумные новации в организации  санаторной
 жизни.
   Причём,  они не требовали  каких- то добавочных
финансовых вложений, а  нужен только был толковый руководитель,
 способный  принимать самостоятельные
решения без оглядки «наверх».
   
  Вот, например, такая новация.  Один или два дня в неделю ,
  обед  в столовой помогают разносить школьники.
Мальчики и девочки, ученики, примерно,  5-х или 6х классов,
они после занятий приезжали классом  в санаторий «поработать».
    Вот уж где шёл  обмен улыбками! Им нравилось работать,
 как взрослым официантам , а нам нравилось  на них смотреть
и вспоминать оставленных дома своих школьников!
Настроение у всех  прекрасное, и  польза обоюдная!
   
    Или вот ещё – непривычное, но  весёлое приглашение
желающим поразмяться – поработать  по  уборке
территории: листья собирать, деревья обкопать.
Некоторые с  обидой и усмешкой к этому отнеслись, а
другие с удовольствием  взялись за лопаты и мётлы.
После обеда всё равно делать нечего, разве что стоять
 на приземистой дюне и  смотреть, как спешат по
мелководью к берегу стада белых барашков! Долго не
постоишь на пронизывающем ветру!
   
      Однажды во время обеда в столовую пришёл главврач,
 и пригласил  на следующий день, 7 ноября, всех желающих
на демонстрацию.  Мы с моей рязанской подругой с
удовольствием поехали. Подали к санаторию два или три
 автобуса, траспоранты на выбор, и покатили мы  в Дубулты,
 один из городков Юрмалы, где  и проходят торжественные
мероприятия  Народа было много, из разных санаториев и из
разных республик
 День порадовал нас солнцем  и теплом.
 На призывы с трибуны  мы кричали во всё горло «Ур-ра!»
братались, обнимались, пели  всем знакомые  СОВЕТСКИЕ
песни.  Это был воистину интернациональный праздник
дружбы народов  нашей большой общей РОДИНЫ -СССР
  Куда это всё делось?!...

    3. Экскурсия в Старую Ригу.
     По следам  Холмса и профессора Плейшнера
 
   В один из выходных дней мы посетили с автобусной
экскурсией Старую Ригу.  Оставив автобус на стоянке, мы
часа три бродили по старинным узеньким улочкам,
 где смотрят друг на друга, прищурив глазки-окна,
 разнообразные, и, вместе с тем, чем-то похожие друг на
друга, старинные дома, или лучше сказать- домики.
    Рассматривая  их сейчас на снимке вверху страницы,\
вспоминаю, как удивило меня тогда количество и размещение
окошек.  Казалось, что жителям не хватает света,( а может,
 оно так и есть?)  и вот появляются  окошки даже там, где им
 места, врод бы, нет абсолютно. Может, связано это с
климатом?

    Домики, как игрушечные, и с первого взгляда
может даже показаться, что они чуть наклонились друг
к другд, пытаясь заглянуть соседу за спину. Они  не высокие,
и часто стоят тесно, плечом к плечу, как бы  охраняя и
защищая свою  первозданную самобытность. И каждый дом
имеет свою собственную историю.
     Вспоминая их  через два с половиной десятка лет, вижу
их, как гирлянду  новогодних треугольных разноцветных
 флажков.

        .Не только дома, но и улочки в Старой Риге вошли в
 историю. Сердце ёкнуло, когда повернули мы, как
профессор Плейшнер-Евстигнеев в сериале «17 мгновений
весны» на улицу Цветочную, где его уже поджидали два
агента гестапо.  В душе даже зазвучала  щемящая мелодия,
Таривердиева, под которую,  прихрамывая, спешил к верной
 гибели профессор.
   А рядом улочка, где в кафе «Элефант» ожидал Штирлиц
встречи с женой. Экскурсовод  рассказывает, а у  нас 
ощущение, что мы присутствуем на съёмках  сериала.
      А через 10 минут мы уже были в Лондоне, на Бейкер-стрит,
в гостях у Шерлока Холмса-Ливанова. Переместились из
сериала в сериал. Из Риги – в Бьёрн и Лондон за 5 минут!..
   
    На улочках  много маленьких магазинчиков с разными
сувенирами. В один из них мы вошли, осмотрели, как в музее,
витрины всякой бижутерии из кожи, меха, стекла и янтаря
Купили себе ожерелья их не шлифованного янтаря. Говорят-
лечебные!
      Старая Рига, или Вецрига, это всего лишь небольшая часть.
 исторического центра столицы Латвии, и экскурсию по ней
можно завершить за два-три часа, побывать в Домском Соборе, и
подивиться колокольне церкви Св.Петра. Поразили покрытые древней
зеленью церковные купола – от них так и веяло стариной!
И этим они отличались   от привычных  нашему глазу золотых
куполов православных храмов. Кстати, их древняя,
неоднородная  зелень не менее  значительна и прекрасна !
  В ней  проглядывает  живая история, которая о многом
 может поведать!
    Наша экскурсия закончилась на набережной Даугавы.
 Но мы с Таней хотели остаться в центре до вечера, и
 предупредили об этом руководителя группы.
    Таню манили магазины…

   
  4.Красные галоши.

У моей санаторной подруги были заказы на
 детский трикотаж, а у меня лишь одиа робкая просьба от
мужа. «Вот если бы ты нашла мне там лёгкие летние туфли..»
   И я их нашла  - лёгкие, венгерские, все в мелких дырочках,
но не босоножки,  которые муж считал неприличной обувью
 для преподавателя вуза!
   
    Не имея определённоё цели, интересно и легко было просто
ходить по магазину, как по музею, и сравнивать с  аналогичными
в Одессе. 
    Но заглянув в отдел резиновой обуви, выйти оттуда без
покупки я уже не смогла. Я ни минуты не раздумывала, увидев
эти резиновые произведения искусства.
   Нет, это были не галоши в нашем понимании, это была особая,
 нарядная, блестящая ,как бы лаком  покрытая, обувь на выход,
и не обязательно в дождь – вот что смешно! И совсем не для того,
 чтобы совать в них туфли. А просто на носки или босые ноги.
   - Чьё это производство? –спросила я восхищённо.
   - Местное, - бросила удивлённо  продавщица. И бирочки,  жаль,
 никакой я не обнаружила. Уже дома терзалась от невозможности
 высказать благодарность мастерам-производителям  этих редких
 галош!
   Купила две пары: себе бежевые, а дочке красные. Я вот уже
тридцать лет свои ношу, вызывая зависть прохожих, и качество
и внешний вид они совершенно не потеряли
   А у красных галош судьба сложилась печально. . Их напросто
 у дочери на работе украли. Значит, галошики были, действительно, хороши!
 А работала она в солидном  научном  институте, кстати.
    Неожиданно сделала я и подарок себе! Хитрый подарок –
Это было весеннее пальто без подкладки, и носилось оно  на обе
стороны: бежевую и коричневую в мелкую клеточку.
Полуреглан, свободного удобного  на любую фигуру кроя, с прекрасными
 карманами на обеих  сторонах.  И главное –недорогое по тем временам.

    Интересный случай произощёл  в магазине при покупке
 пальто. Это к вопросу, как там «любят» русскую речь и её
представителей. На все мои «Пожалуйста, девушка, подойдите!
Будьте добры!» - ноль внимания. Когда надоела её упрашивать,
я подошла вплотную к ней: «И довго  ще мен1 чекати, коли ти
подивишься на мене?  В мене часу нема! Розум1е щь? Н1?  А
по-русски понимаешь?»  Она кивает. « Тогда, пожалуйста,-
говорю ей, - чек вон на то пальто!
     То, что такой своеобразный тест на «наличие любви» к русско-
говорящим оказался эффективным, вызвало  смех у  моей
 санаторной подруги, а мне было грустно и горько. Потому
 что в  русскоговорящей , интернациональной  Одессе,
со времён основания,  не существовало разделения населения по
 национальному или  языковому признаку, В моём представлении
Одесса всегда остаётся большой коммунальной квартирой, где
мой сосед,  русскоговорящий  еврей –десятиклассник, отличник Оська
 говорил  мне семикласснице «Выросла до неба, а дурна, як треба»/
  А мой отец- украинец пересыпал свою речь еврейскими словечками .
  Наверое, одесситов можно назвать толерантными –
модное сейчас словечко!  А латышей так не назовёшь…

Обед мы в санатории пропустили, и потому зашли в кафе
пообедать. Взяли солянку и кнедлики. Обслужили нас быстро,
и красиво, как в ресторане. О солянке раньше только слышала.
Дома её не готовили, и в кафе и столовых она отсутствовала в
меню.  Оказалась очень вкусным блюдом.
 П потом,  сколько я ни старалась, используя  книжные рецепты,
приготовить солянку дома, такой вкусной, как в рижском  кафе,
мне приготовить не удавалось.

     К вокзалу остановки три проехали на трамвае. Вагон был
 полупустой, тихо, просторно. Но на следующей остановке вошли
 три парня с девушкой. Не латыши. Девушка села, а парни
 окружили её кольцом,  И повели себя так, как-будто они одни
 в вагоне. Шумно, перебивая друг друга, хоть и без мата, они
весело  не смеялись, а ржали. Надо было видеть , с каким
выражением на лице отворачивались от них рижане. Но замечания
 никто не сделал!   
   Обычная компания  молодых людей, подумаешь! Да, слишком
шумная , даже с наглецой,- да с такими мы у себя дома  каждый
 день едем и терпим. А тут как-бы увидели себя со стороны.
Нам стало  стыдно.  Вышли мы молча.


   5.Поминальный день.
\    Сели в электричку на Юрмалу, когда опустились  сумерки.
Справа, со стороны побережья, побежали друг за другом в ярких
огнях  нарядные  станции. А слева, тёмный, унылый пейзаж с
редкими одиночными домиками  вдали от железно-дорожных
 путей.
   И вдруг – неожиданно красивое ,  непонятное  явление
заставило нас пересесть  к левому  окну. В полукилометре
от путей, на невысоком холме, вытянутом параллельно
движению поезда, среди очень редких деревьев, всё
пространство покрыто звёздочкамии или светлячками.
Мы, зачарованно приклеились к окну .!
 
   - Это кладбище, -  сказала сидевшая напротив нас латышка.-
Сегодня был поминальный день И люди пришли к незабытым
своим  родным и близким, и поставили свечи на их могилы.
   - А это не опасно? – спросила Таня.- Ведь там  никого не видно.
    - Нет, нет. Свечи скоро погаснут сами. Но и дежурные там
будут наблюдать до утра. Волноваться нет причин…
   
   Кладбище осталось позади, а мы долго ещё молчали под
впечатлением увиденного.  Такая массовость  и неуклонность
в соблюдении  традиций  много говорит о высокой духовности
народа. Сравнивали с тем, как проходят поминальные дни
на наших кладбищах. Увы, не в пользу наших традиций…

  6.  Газеты.
    Вечером долго не могли уснуть:  от корки до корки читали
газеты «Ригас балсс» –«Голос Риги», и «Советскую молодёжь».
Политики, идеологии – мало, зато городские  новости-
в полном объёме. Благодаря им, мы восполнили  впечатления
 прошедшего дня и наметили план следующего, последнего
воскресного  дня в Риге.   
   Впервые мы держали в руках  газету с рубрикой «Знакомства».
Ох, и развлекла она нас в тот вечер! Это потом такие рубрики
 и даже специальные газеты знакомств стали появляться и
 в других  городах и республиках Союза!  Появились со временем
объявления и от зарубежных женихов. Но рижские газеты были
 пионерами в сфере знакомств!
   Мы читали объявления одно за другим, и Татьяна всё
«примеряла» на себя, и в шутку ( а,  может, и всерьёз!)
 огорчалась, что поспешила с замужеством. Забегая
 вперёд, скажу, что я несколько газет привезла в Одессу,
 на удивление и радость всем моим  незамужним 
читательницам , А  рижскую газету  «Советская  молодёжь»
я потом выписывала несколько лет. А  также и  «Молодёжь
Эстонии» -всё было интересно нам,  и всё можно было выписать
без проблем.
 
  7. Последний день. Рынок. Салон  моды

   Через день мы простимся с Ригой и друг с другом. Мы
подружились с Танюшей и надеялись встретиться через
год  в Одессе, куда я её пригласила.
   А в последнее воскресенье  я уговорила Таню посетить рынок.
Нам ничего не надо было покупать из продуктов, просто
 хотелось  пройтись, как по «музею под открытым небом»
         Имея опыт организации турпоездок  для своего
заводского коллектива, я убедилась, что  прогулка по рынку
не менее  интересна, чем посещение картинной  галереи
На рынке всегда увидишь национальные колоритные
детали.
   
  И неожиданно, именно там  мы  почувствовали себя вполне
 комфортно. Со всех сторон звучала русская речь,
покупателей было немного, а хозяюшки-продавщицы,
принимая нас за покупателей, были очень  дружески
настроены и разговорчивы.
   
    Мне запомнился отдел солений. Так оригинально
продавать и рекламировать солёные огурцы в Одессе
д о сих пор не додумались!
   Представьте такую картину.  У большинства продавщиц
на прилавке ещё и тумбочки, а на них круглые аквариумы!
И в тех, в прозрачном рассоле, среди зелёных веточек
укропа, как среди водорослей, плавают отборные, некрупные
 огурчики. Мелькают там, оживляя пейзаж,
как золотые рыбки, и кусочки красного перчика!
   На прилавке, в другой ёмкости- огурцы для продажи.
Но видя, что мы не отрываем глаз от аквариума,  она
берёт щипцы (заметим, не руками, как у нас в Одессе!),
и предлагает нам на выбор из аквариума. И мы, конечно,
берём по паре огуречиков!  Очень стосковались мы по ним
на санаторной диете!
   
  Зашли мы и в небольшой магазинчик сыров. За прилавком
одна продавщица, и отпускает она мороженную рыбку. К ней
человека три очередь.  Мы прислонились с другой стороны,
 там, где за витринкой - сыры, и я вижу свой любимый,
 с плесенью.
     Стоим, ждём. Наконец, она освободилась.  Но  к нам она
 и не собирается подойти.!
«Как вы себе это представляете,- возмущается она, -Разве
 я  могу  одними руками отпускать и рыбу, и сыр?!»
     Пришлось уйти ни с чем!  Заграница!  А у нас всё
 продадут одними руками!- (Шутка!)  И никто не возмутится!
Может быть, как мы потом подумали, там должен был
находиться ещё один продавец, но отсутствовал?

     А вы знаете, что такое ревень?  Я тоже тогда только
 слышала о нём.
    А это прекрасное, красивое, полезное растение!  Листья
его отходят от основного стебля на длинных, розоватых
и сочных черешках.  Их обрезают длиной в см.20 и
 связывают в пучок по 10-15 штук. Я увидела их
в руках у женщины сельского вида и подошла к ней с
 расспросами. И от неё узнала,что стебли ревеня содержат
много витаминов, и заменяют недостающие фрукты. К тому же
  очень вкусны с ним пироги!
   
 Вот и привезла  я  домой два пучка стеблей ревеня к
удивлению  семьи.  Никто  не знал, что это за прутики.
И с недоверием смотрели, как я готовила пирог. Помыла
стебли, ободрала верхнюю плёночку, порезала малыми
кубиками и выложила на тесто, присыпав сахарком.
     Каким же красивым получился пирог! Как-будто его
залили розовым желе!. Вкус  кисло-сладкий и своеобразный
 приятный аромат!  Жаль, одноразовый был пирог!
    Долго искала я потом семена. Нашла. Посадила на участке
Дачи, как таковой, не было.Выросло что-то капризное,
и наше жаркое солнце ему не понравилось – зачахло.
Наверное, нужен  был обильный  и своевременный полив ,
а мы на участке могли бывать не часто, увы.

   Оставалось нам ещё найти намеченный салон мод от
журнала «Ригас модес». Адрес  мы вычитала накануне в газете
 Журнал был мне хорошо известен – выписывала его  не один
 год,  и по его выкройкам сама шила себе платья.
В год выходило четыре номера, по сезонам.
   
   И вот мы у витрины салона!  А в ней я с восхищением
вижу манекен, на котором  красуется последняя модель
последнего номера, над которой вздыхала моя 20-летняя
дочь. Перед моим отъездом в санаторий, мы в Одессе
 получили этот журнал .
    Салон нас поразил возможностью сразу приобрести
понравившиеся  модели, или заказать их  Цены были
приемлемыми, а качество работы – превосходным!
   Нужный мне размер оказался в наличии,  и вот он,
чёрно-серебристый костюм с расшитым серебром поясом и
воротом с манжетами,  отслужив  вечерним нарядом
дочери пару сезонов,  висит до сих пор в шкафу,   как
образец безупречного художественного вкуса и
замечательного качества  работы рижских портных
   
    Уходя  с рынка, я купила несколько красных гвоздик
и не говорила Тане, для чего или для кого они куплены.
Сохраняла интригу.
   
  Мы завершали  знакомство с Ригой, и она неожиданно
подарил нам на прощанье тёплый солнечный день. Накануне
два дня шёл дождь.
 Мы неспешно прошлись по уже знакомым нам по первой
экскурсии узким, уютным улочкам Старой Риги, и солнечные
блики, отражаясь в чисто вымытых дождями  окошках,
 порхали, как бабочки, и слепили глаза.

   Я вела Таню к набережной.  Там, как я заметила в прошлый
раз, находился «Музей  Латышских стрелков». Памятник им был
внушительным и строгим.
 На высоком постаменте  стояли плечом к плечу, как бы
 поддерживая и защищая друг друга три великана, из
красного украинского гранита- три  солдата из отряда
латышских красных стрелка.
 
К подножию этого монумента  и легли мои гвоздики.
    
     В 1968 году на экраны вышел фильм по пьесе Михаила
Шатрова  «Шестое июля» в постановке Юлия Карасика.
 Фильм об исторических днях  4 и 6 июля 1918 года,
 когда судьба молодого  советского государства и жизнь
 его  руководителей зависели оттого, успеет ли   прийти
на помощь  Москве, охваченной мятежом левых эсеров,
Латышская дивизия.
   Она успела!  Мятеж  был подавлен.
 Латышские стрелки всегда оставались верными делу революции
 и  лично В.И Ленину. 
  Этот фильм  посеял в наших сердцах огромное  уважение и
любовь к  этим надёжным и верным латышским стрелкам!

   И написав о них и о гвоздиках к их памятнику, я зашла
в интернет, чтоб узнать правильное название улицы, на
которой располагался  Музей латышских стрелков.
Лучше  бы я туда не заглядывала!  Его теперь нет!
Есть десятки ! всяких музеев - солнца, кукол, мелочей быта
 и пр.- а лучшим  сыновьям Латвии  музея нет!
 В Военном музее есть только посвящённый им отдел.

   Зато есть  новый музей, огромный,  в два или в три  этажа,
 чёрного цвета барак, похожий на гроб, «Музей оккупации
Латвии 1939-1991гг»
    Много разных,  невесёлых  мыслей вызывают  эти строки,
но они останутся  «за кадром», для другой статьи.
 
  Из этих мыслей лишь одна всё чаще  приходит в голову:
 а не будут ли строит такие  «Музеи-бараки»  новые поколения,
которые придут после нас, нашей хвалёной перестройке,,
породившей разруху и нишету, а также всем нашим
«незалежностям"  и независимостям от здравого смысла?!
 Мне  кажется,  что именно так и будет!
   
Мы ещё обнимем друг друга по-братски: русские, украинцы,
белорусы, латыши, эстонцы, казахи, армяне и др.бывшие друзья
 из бывших братских союзных республик.
   Потому что друг без  друга наше  «светлое будущее»
вряд ли  будет светлым…