Телевидение детям

Корреспондент
Детское телевидение в современной России является одной из тех отраслей, которой уделяется очень мало внимания.

     Детское вещание - это не только мультфильмы, это еще и огромный пласт научно-популярных, учебных программ, экранизаций классических произведений, беседы об искусстве и музыке, в том числе современной, а также великое множество других форм и жанров.
     Современное российское телевидение очень далеко от детей и подростков, даже в сложные постперестроечные годы эфир был заполнен детскими передачами, сегодня  их практически нет.
*****
     Первая в Советском Союзе телепрограмма для детей «С новым годом!» вышла в эфир 2 января 1932 года. 
     Пионером детского телевидения  был Ленинградский телецентр. Согласно записям в регистрационной тетради уже в 1938-1939 годах работники Ленинградской студии выпускали пробные передачи, ориентированные на детскую аудиторию. К таким передачам относился первый телевизионный журнал «Телевизор», состоявший из разных игровых и документальных «страниц».  В эфир вышло всего три номера этого журнала.             
     Еще одной передачей для детей, появившейся в довоенное время, 30 мая 1939 года, была «Веселая эстрада».
     Регулярное телевидение для детей начиналось как сборные программы, включавшие выступления писателей, композиторов и известных артистов.  Воскресный блок иногда дополнялся телепостановками или художественными фильмами для ребят. Согласно сохранившимся свидетельствам уже в это время осуществлялся дифференцированный подход к аудитории:  детская программа подразделялась на отделения в зависимости от возраста зрителя.
     В 1955 году была создана Главная редакция телевизионных программ для детей и юношества, были увеличены объем эфирного времени и штаты сотрудников. В это время возникает тенденция к систематизации детского вещания. На телеэкране появляются первые циклы передач. Периодичность позволила детским программам завоевать устойчивую аудиторию.
     С  зарождения детского вещания в нашей стране определилась его специфика: приоритет отдается воспитательным и образовательным функциям. Большое внимание уделялось творческому развитию детей и расширению их кругозора.  Среди знаковых проектов этого периода стоит назвать тележурнал «Юный пионер», первый номер которого вышел на экраны 6 сентября 1951 года.     С января 1952 года он появлялся в эфире регулярно - один раз в месяц. В его рубриках рассказывалось о профессиях и музыкальных инструментах, встречах с известными людьми, отдельные разделы были посвящены технике, науке, физкультуре и спорту.     «Страничка» под названием «Занимательная математика» предлагала школьникам самостоятельно решать задачи повышенного уровня сложности и присылать ответы в редакцию. Разбор правильных ответов позволил быстро наладить обратную связь, и скоро вслед за «Занимательной математикой» появилась «Занимательная физика».  Тележурнал стал одной из самых распространенных форм телепередач для юных зрителей.

    В начале 1951 года на телеэкранах появилась передача «Умелые руки», просуществовавшая до начала 1980-х годов. Первоначально это была передача для родителей  о том, где и как можно организовать досуг школьника. В середине 50-х передачу стала вести Валентина Леонтьева. В первом выпуске с ее участием она объясняла ребятам, как делать куклу из папье-маше. По существу «Умелые руки» были первой  передачей, центром которой стало совместное творчество ведущего и детей, находящихся перед экраном.  В июле 1959 года передача распалась на два цикла: для дошкольников и младших школьников осталась передача с тем же названием; для детей среднего школьного возраста стал выходить цикл «Сто затей двух друзей».
     Среди знаковых программ этого периода стоит упомянуть знаменитую программу «Спокойной ночи, малыши!». Ее первый выход в эфир состоялся 1 сентября 1964 года.   
     Первое время в передаче не было кукольных персонажей. Позднее появились Шустрик и Мямлик.  Зайца Степашку до 1968-го года звали Тепой. Так как драматургия выпуска предполагала конфликт между героями, в скором времени к положительному Степашке добавились хулиган Хрюша и во всем сомневающийся Филя.
     Классическая передача представляла собой небольшой эпизод из жизни кукольных персонажей и мультипликационный фильм, который служил иллюстрацией разыгранной сценки. Формат передачи не был статичным и с годами прошел несколько модификаций.
     Детское телевидение этого периода по-прежнему уделяло много внимания творческому развитию ребенка и привитию художественного вкуса. Продолжал развиваться детский телевизионный театр, спектакли показывались еженедельно по субботам.  В эфир выходили  журналы об изобразительном искусстве  «Радуга» и «Холст», был создан цикл о детском кино «Друг - волшебник», появились журналы о музыке «Жаворонок» и «Необыкновенный ключ».
«Детский час» — развивающая телепередача для детей. С 1989 по 1992 г. выходила на Первой программе ЦТ, до середины 1990-x годов — на Четвёртом общеобразовательном канале.  Программа «Детский час» включала в себя тематические уроки иностранного языка (передачи с уроками английского, немецкого и французского языков), выступления детских коллективов, старые выпуски АБВГДейки, показа мультфильмов, показа рецептов изготовления каких-либо несложных блюд, которые могут приготовить дети, и т. п.
     Период с начала 1970-х до середины 1980-х годов можно назвать периодом подъема отечественного детского телевещания. Количество передач для маленьких зрителей, которые показывались на телеэкране, было наибольшим по сравнению с другими периодами развития отечественного телевидения.    
     Телевещание для детей осуществлялось по твердому графику: существовали утренние, дневные и вечерние часы; определенным закономерностям подчинялось размещение передач для юной аудитории в будни и выходные дни. Согласно сохранившимся свидетельствам для детского вещания в этот период большое значение имела обратная связь, зрительская почта. Так закладывались основы интерактивности детского телевидения.
     Чрезвычайно популярной передачей тех лет была развлекательная программа «Будильник». Создатели программы сделали основной упор на вовлечение зрителей в происходящее на экране.  В передаче использовался сериальный подход. Сначала зрители следили за приключениями Васи Будильникова, затем появился дядюшка Друдл, загадывавший ребятам различные загадки. В гости к ведущей программы Надежде Румянцевой приходили многие известные артисты, писатели и литературные персонажи. Традиционно большинство ролей в детских передачах исполняли взрослые или куклы. «Будильник» был исключением: в передачах активно участвовали ребята. Несмотря на сильную развлекательную составляющую главной задачей программы оставалось социальное, нравственное и интеллектуальное воспитание маленьких зрителей.
     С середины 1970-х по пятницам в эфир стала выходить передача «В гостях у сказки». После вступительного слова ведущей демонстрировался фильм, по завершении которого устраивался обзор поделок и рисунков на темы просмотренных зрителями картин. Во многом популярность передачи была заслугой ведущей - народной артистки Валентины Леонтьевой, которая умела найти правильную интонацию для общения с юной аудиторией. В конце передачи ведущая давала ребятам домашние задания, тем самым продолжая диалог со зрителем за пределами отведенного эфирного времени.
     Еще одним знаменитым телепроектом в этот период был образовательный цикл «АБВГДейка», аналог американского цикла «Улица Сезам». Каждый выпуск программы имел самостоятельный и законченный сюжет. Герои сценок в доступной форме учили детей азам чтения, письма и счета, а также элементарным правилам общественной жизни. Своей целью передача ставила целостное развитие личности ребенка, однако методы для ее достижения выбирала подчеркнуто «несерьезные». Выпуски «АБВГДейки» были построены не на изложении материала, который затем предстояло заучить, а на клоунаде, песнях и шутках. Ребятам давались домашние задания, в студии демонстрировались поделки и рисунки юных зрителей, читались их письма.
     Большое внимание уделялось привитию любви к литературе. Этой задаче было посвящено множество жанров передач для детей от небольших спектаклей в цикле «Читай-город» и «Стихи-детям» до телевизионных олимпиад.  Детское телевещание 70-х продолжало уделять внимание и художественному воспитанию своей аудитории.
     Программа «В каждом рисунке солнце» строила свой каждый выпуск вокруг определенной темы (например, «Природа нуждается в защите», «Иллюстрации к сказкам Бажова»), которая находила свое отражение в детских рисунках.
     Большой популярностью пользовалась программа-игра «Выставка Буратино». Ведущие передачи - Буратино и приглашенный художник - давали зрителям домашние задания, а затем устраивали выставку присланных работ. Художник комментировал детские рисунки, отмечал их сильные и слабые стороны, давал советы ребятам. Кроме того, ведущий и сам рисовал в студии, комментировал ошибки в рисунках Буратино. Иногда в эфир приглашались и юные художники.
     Другим направлением детского телевещания были научно-популярные передачи. Распространенной  формой таких программ были телевикторины и олимпиады, например конкурсы, посвященные литературе «Турнир любознательных», географии - «Ветер странствий», математике - «Один пишем два в уме».
     В научно-познавательных циклах старались учитывать особенности психического развития аудитории, но уровень сложности вопросов был высоким. Образовательная традиция делать ставку на самых сильных учеников отразилась в тенденции делать ставку на самых эрудированных и сообразительных зрителей. В цикле «Ответы на тысячу почему?» на вопросы ребят отвечали ученые различных отраслей науки, специалисты и искусствоведы. Сопровождение информации аудиовизуальными образами позволяло усилить воздействие, превращая детские научно-популярные циклы в своего рода аудиовизуальную энциклопедию. Домашние задания олимпиад по русскому языку, литературе, математике нередко требовали нешаблонных ответов и нестандартных решений.
     Такие программы как «До 16 и старше» и «Марафон-15» впервые стали говорить в эфире о том, что по-настоящему интересно молодежи: досуге, музыке, моде. 
В дальнейшем уклон в сторону актуальной информации усилился. Если в начале программы представляли  собой публицистический журнал, впоследствии они превратилась в ток-шоу о жизни молодежи. Современное звучание выпускам придавали не только обсуждаемые вопросы,  но  и внимание создателей передачи к межсюжетному пространству: отбивкам, анонсам и заставкам.
     В 1995 году программе «Там-там новости» /студия «РОСТ», ВГТРК/ была вручена премия «Тэфи», но совсем скоро этот цикл новостей  в  эфир выходить перестал, его сменила передача «Башня», которая тоже долго в эфире не задержалась.
     Одним из новаторских направлений в детском телевидении в конце прошлого века стало использование компьютерных технологий. Пионером этого формата была передача «Позвоните Кузе». В центре программы была компьютерная игра, принять участие в которой мог любой зритель, имеющий телефон с тоновым режимом и дозвонившийся в студию. По своей сути ребята могли в прямом эфире поиграть в приставочную игру на глазах всей страны и даже выиграть диск с игрой.
     Одной из попыток составить конкуренцию зарубежным образовательным программам стал познавательно-развлекательный альманах «Лукоморье». Программа представляла собой  телепостановку с постоянными персонажами - героями русских народных сказок. Ее целевой аудиторией были дети в возрасте от 6 до 12 лет. Основной задачей передачи было воспитание зрителей на основе отечественного социокультурного опыта. Программа просуществовала на телеканале РТР 4 года. К сожалению, бессистемная организация проекта, смена формата от выпуска к выпуску не позволили в полной мере раскрыть потенциал основной идеи.

+++++
По данным экспертов TNS Gallup Media, в среднем по России (в городах с численностью населения более 100 тысяч человек) среди аудитории старше четырех лет бесспорным лидером по-прежнему остается программа «Спокойной ночи, малыши!» (канал «Россия»). Ее рейтинговые показатели колеблются от 6 до 8,5%.
Второе место занимает киножурнал «Ералаш» (Первый канал), за ним с примерно равными показателями следуют программа «Дисней-клуб» (Первый канал) и мультсериалы канала СТС. То есть на всем российском телевидении есть только несколько передач, имеющих достаточно весомый рейтинг. При этом две передачи («Спокойной ночи, малыши!» и «Ералаш») созданы несколько десятилетий назад и сегодня снимаются по одному шаблону. То есть ничего нового не создается, а все, что было создано в 90-е годы давно  закрыто и забыто
Шигарева Ю. Телевидение России воспитывает патриотов США // «Аргументы и Факты» (www.aif.ru) от 08.09.2007. .

     Не лучше ситуация и с вещанием для подростков. Специальные программы, рассчитанные на эту аудиторию, на российском телевидении практически полностью отсутствуют. Как следствие, подростки вынуждены смотреть фильмы и передачи для взрослых. То, что они там видят, вызывает вполне закономерную озабоченность у ученых. Достаточно вспомнить пресловутый «Дом-2», чтобы понять насколько сложная ситуация в этом сегменте телевидения. 
      Уже несколько лет в Центре социологии образования Российской академии образования (РАО) изучают влияние, которое современное отечественное телевидение оказывает на молодых россиян. В ходе экспертных телепросмотров, длительность которых составила 116 часов, удалось выяснить, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики (то есть каждые 15 минут). Если учесть, что общая длительность ежедневных телепросмотров у школьников составляет в среднем 2,3 часа, то путем простого арифметического подсчета можно сделать вывод, что в среднем российский ребенок или подросток ежедневно видит не менее девяти подобных сцен. При этом если в утренние часы в среднем транслируется 3,2 сцены насилия или эротики за один час телевещания, то в вечерние уже 4,3, а в ночные - 5,4 Журавлева Е., Назарова Т. Беспокойной ночи, малыши! Российские телеканалы могут лишиться лицензий за отсутствие детских программ.
 «Новые известия» (www.newizv.ru) от 29.06.2005. .
Электронные СМИ, среди которых и телевидение, стали одним из основных факторов социализации современного ребенка. Отсутствие юношеских редакций, студий, производящих детские программы и фильмы, приведет к потере еще одного подрастающего поколения.