Морские истории

Феликс Цыганенко
      На снимке: дизель-электроход "Куйбышевгэс"

      Бывает, что  глянешь на соседнее судно и
      удивишься: ничего себе ребята
      кувыркаются! И не верится даже, что сам
      ты равно в том же положении и словно
      бы в зеркале себя видишь.
      
      Владимир Семёнов,
      моряк, поэт, прозаик

   Фотография дизель-электрохода «Куйбышевгэс" возвращает к памятному, интересному и замечательному жизненному периоду - работе в арктическом пароходстве. На нескольких судах мне довелось работать в ММП, но именно на «Куйбышевгэсе» в должностях от 4-го до 2-го электромеханика, я по-настоящему освоил морскую профессию.  Электрические машины ГЭУ (гребной электрической установки) отличались завидным качеством и надёжностью. Когда дизель-электроходы этой серии уходили в историю, механики выразили сожаление:  гребную электрическую установку устанавливай…  хоть на новые суда! 
   
   Увы, за корпуса дизель-электроходов типа "Днепрогэс" не скажешь подобное, многолетняя работа во льдах Арктики не позволит. Много хлопот доставило  и электрохозяйство грузовых устройств на главной палубе. Океанская волна крепко проверяла на герметичность электродвигатели, магнитные станции, кассеты с резисторами. Так что на  подходе к американскому континенту, когда Атлантика усмиряла свой нрав, электрики, будьте любезны - на палубу! После ночной вахты, третий электромеханик - автор этих строк (согласно заведованию), засучив рукава, вскрывал с электриками брезентовые чехлы электроприводов грузовых лебёдок.   

   Особенность канадских портов в те годы отличалась отсутствием причалах грузовых  кранов и докеры использовали судовые стрелы.  Потому на подходе к проливу Кабота приходилось промывать пресной водой  обмотки электродвигателей. Спасала качественная пропитка электрических обмоток на мурманском судоремонтном заводе. К приходу в канадские порты сопротивление изоляции восстанавливали до нормы,  используя мощные переносные калориферы.
   
   Однажды дизель-электроход «Куйбышевгэс» шёл через океан на американский континент с гастролями московского цирка. А чтобы четвероногие артисты (животные) не мёрзли в трюме, их согревали 10-ти киловаттными американскими калориферами. Эти аппараты и пригодились, со временем, для сушки обмоток электродвигателей судовых стрел…

   Посмотришь внимательно на фотографии прошлых времён и с волнением вспоминаешь первые походы в Арктику в конце 1967 года, ледяные просторы, животный мир и удивительную природу. 
   
   А главное, всё-таки -  коллектив и морские курьёзы! Трудолюбивый, жизнерадостный и надёжный экипаж «Куйбышевгэса. Вспоминаются иронические дебаты моряков  в длительном рейсе. Разногласия по поводу двух жилых надстроек на судне, возникали между представителями  машинной и палубной команд. Второй механик Валерий Ларин с гордостью профессионала утверждал:
     - Стук дизелей в кормовой надстройке - это ритм и дыхание жизни, не то, что в средней, где гробовая тишина.
    На что боцман и бывалый моряк Юра Фартушный, обидевшись за матросов и штурманов, отвечал:
     - Вам лишь бы грохот железа, а у нас  океан  в своём естестве! Шум ветра и волны - чарующие звуки для подлинно морской души!
     - Вот что, друзья, позвольте заметить, что настоящему моряку должно быть  нормально  в любой надстройке нашего судна! – заметил знахарь души человеческой, судовой помполит, Григорий Филимонович Цукерман. В прошлом,  на берегу, он успешно трудился, не покладая рук - как говорилось в рабочем коллективе, секретарём парторганизации на кондитерской фабрике…

    А как тут не вспомнить Архангельск, когда  на «Куйбышевгэс» грузили лес в пакетах, в том числе, на палубу. Предстоял рейс в порт Копер на полуострове  Истрия, в Адриатическом море. В то время, Словения ещё принадлежала Югославии. Озабоченный отходом судна, боцман Фартушный обошёл караван леса, как называли палубный груз. Проверил крепления: троса и талрепа, что обжимали пакеты, потрогал бревенчатые стойки по бортам. Всё нормально. Матросы заканчивали с тросовыми леерами для БЕЗОПАСНОГО перехода из средней жилой надстройки под полубак и в кормовую надстройку. Груз на судне чистый, пиленым лесом пахнет, особо приятно это ощущать в море…

   Итак, мы в рейсе. Ураганный ветер в Средиземном море слегка утих, но осталась зыбь, отголосок прокатившегося шторма. Дизель-электроход «резал» острым форштевнем крупную волну, при этом корпус судна плавно и методично валился с борта на борт. Ходить по каравану было опасно, но разрешалось при строгом соблюдении Правил техники безопасности.  Комсостав в кают-компании после обеда вглядывался в носовые иллюминаторы. Дело в том, что пустовало кресло капитана Герольда Дмитриевича Илюнина, рослого и крепко сложенного одессита, когда на море неспокойно… 

   С капитаном Илюниным однажды мы возвращались из отпуска на самолёте ТУ-104. В начале 70-х годов он летал по расписанию Одесса-Киев-Ленинград-Мурманск. Я подсел на самолёт в Киеве, где бывшая тёща в порыве души  настолько снабдила меня украинским салом и домашним вином, что таможенники в столице Украины подозрительно осматривали мою дорожную сумку. Так что до самого Мурманска…  мы не скучали с капитаном в полупустом самолёте.

   Но вернёмся в море Средиземное.  Из средней надстройки на корму капитан начал движение по правому борту, по мосткам, проложенным поверх каравана леса на палубе. И, конечно же, крепко ухватившись за специальную деревянную ручку, что скользила поверх натянутого троса (леера). В кают-компании его ждала воскресная солянка и «цыплёнок табака»! Однако на полпути судно накренилось с большой амплитудой на правый борт. В сторону беспокойного моря, вместе с корпусом судна, уходил и Герольд Дмитриевич, мёртвой хваткой вцепившись в спасительный трос в качестве леера на правом борту.
 
    Наблюдавшие в иллюминаторы кают-компании за невольным пируэтом капитана, моряки оцепенели. Всем казалось, что время остановилось, а судно замерло в положении, когда зависнув птицей за бортом, Илюнин едва не головой касался поверхности воды. Смертельный номер! А ведь совсем недавно капитан получил отрадную депешу из Одессы: красавица-супруга Руслана родила дочь! На «Куйбышевгэсе» помнили жену капитана, смуглую и черноволосую одесситку, которая прилетала в Мурманск, на время стоянки судна в порту.
   Так что Владыка морей, словно размышляя, соизволил вернуть несостоявшуюся жертву в исходное положение! Что и говорить: судьба оказалась благосклонной к капитану Илюнину.
    
   Такую проверку морских качеств и жизненной стойкости, всего лишь за переход в кормовую жилую надстройку, прошёл капитан «Куйбышевгэса», поднявшись в кают-компанию.
  - Герольд Дмитрич, - обратился, как всегда, особо «внимательный» к капитану и помполиту,  судовой врач Василий Шармон  -  мы так волновались, так переживали за вас! Заждалась капитана солянка...
   Илюнин не дал договорить и прохрипел в сторону работника здравоохранения:
      - Заждались, говоришь  -  ну что же,   доктор?  Спасибо, конечно, что опоздал на солянку!..

   Увы, в истории Мурманского морского пароходства, печально сложилась судьба у полярного капитана Владимира Фёдоровича Цируль.  В 1963 году он погиб, смытый за борт на однотипном с «Куйбышевгэсом», дизель-электроходе «Ангаргэс». Трагедия случилась в бушующей Атлантике, на переходе в Канаду…
   
   Капитан окончил в 1938 году судоводительское отделение Архангельского морского техникума. Первое время Цируль работал помощником капитана на судах Северного морского пароходства: «Аркос», «Ветлуга», «Воронеж». В Великую Отечественную – на Северном флоте…   В 1944 г, в районе Печенги был тяжело ранен. С 1945-го по 1952 г.г. – в Архангельском морском арктическом пароходстве на ледокольных пароходах «Дежнев», «Г.Седов», ледоколе «В.Молотов», ледорезе «Ф.Литке». 
   С 1953 года – в Мурманском морском арктическом пароходстве помощником капитана, капитаном. Сохранена память полярного капитана, его имя на борту нового теплохода…
 
   Со временем, суда для Министерства морского флота корабелы строили с  одной,  кормовой жилой надстройкой.  Перевозка  леса на открытых палубах судов с двумя надстройками была чревата драматическими ситуациями. Особенно, при переходе моряка из жилых надстроек в штормовую погоду.  Что касалось повседневной и культурной жизни экипажа «Куйбышевгэса» в море, конечно же,  она происходила в жилой кормовой надстройке. Отсюда её значимость!
   
   В 70-х годах на судне использовали портативный киноаппарат, имелись и бобины с кинолентами. В заграничном порту, на время стоянки, их предложили для временного обмена  морякам польского судна. Так что в столовой команды дважды просмотрели (для стояночной вахты) кинофильм «Римские каникулы», с участием знаменитой голливудской пары: Грегори Пек и Одри Хепберн. Полякам предложили наши кинокомедии с участием Игоря Ильинского.
   
   Случалась и приятная миссия: по приходу «Куйбышевгэса» из Дудинки в Мурманск к борту судна подъезжали на чёрных «Волгах» представители пароходства. В столовой команды, на той же корме, они вручали судну переходящий  вымпел профсоюзного комитета, как победителю квартальных показателей в пароходстве!
   
   Строительство судов с одной жилой надстройкой, убедительно подтвердила история мореплавания транспортного флота…