Император Константин

Андрей Браев-Разневский Абр
Другая статья по теме:   http://proza.ru/2020/04/17/266




Сейчас многие лайфъюзеры, имея представление о мировой истории, считают крупными событиями мировые войны, революции, даты создания государств. Но, по-моему, 313-й год – это дата, заслуживающая всеобщего внимания.


Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в ликеравноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин)[2]. В то же время Римско-католическая церковь долго не включала его имя в список своих святых[3][4], но после Брестской унии имя Константина вошло в список святых РКЦ, он почитается в настоящее время как святой в ликеравноапостольных, память 21 мая или 3 июня[5]в храмах, использующих восточный обряд[6].

Религиозная политика

В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником. В 310 году после посещения священной рощи Аполлона, ему было видение бога солнца[источник не указан 456 дней]. По вопросу причин принятия христианства существуют разные версии.

Чудесные видения


В соответствии с версией Евсевия Кесарийского, во время войны с Максенцием, Константину во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ;;, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!». Это знамя привело Константина к победе в сражении у Мильвийского моста и обратило его к новой вере[14].


Убийство Криспа и Фаусты

По версии византийского хрониста Зосима, переход в христианство был вызван желанием Константина избежать мести богов за убийство жены и сына. Уже будучи императором, Константин убил свою молодую жену Фаусту и сына от прежнего брака Криспа, заподозрив их в любовной связи (См. также ниже   ). Мучимый совестью,
Константин опасался мести богов Олимпа, подобной той, которая за подобное преступление постигла мифического царя Тантала. Созванные на совет языческие жрецы единодушно пришли к выводу, что такое преступление нельзя искупить. Исключение составил последователь христианства, заверивший императора, что христианский Бог прощает даже самые тяжкие грехи. По мнению Зосима, именно это обстоятельство послужило причиной отмены политики Диоклетиана, что положило конец гонениям на христиан и принятию христианства в качестве государственной религии Римской империи[15].


Положение христианства после 313 г.

Так или иначе, Константин настоял на принятии свободы вероисповедания (см.
Миланский эдикт). Христианство стало обретать статус государственной религии: эдиктом 313 года на имя Анулина, проконсула Африки, он освободил от податей и повинностей «клириков кафолической церкви, в которой предстоятельствует Цецилиан», в том же 313 году он созвал собор в Риме под председательством папы Мельхиадa, чтобы решить спор донатистов с карфагенским епископом Цецилианом. На соборе было принято решение против донатистов, которые апеллировали к Константину; в результате по его указу епископы-донатисты были приговорены к изгнанию, их церкви — конфискованы.


Эдикт 313 года об освобождении от податей церкви Цецилиана был продолжен законом 319 года, которым он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей. Законом 321 года утвердил за церквями право приобретать недвижимое
имущество и владеть им. По всей империи возводились христианские храмы, подчас для их возведения разбирались храмы языческие, ряд известных языческих храмов был разрушен по велению Константина.


Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (от греч. ;;;;;;;; — всеобщей) церкви как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах. Когда между александрийскими священником Арием и епископом Александромразгорелся тринитарный спор, грозивший церковным расколом, Константин созвал Никейский Собор 325 года, на котором он поддержал сторонников Александра против ариан. На этом же соборе Константин заявил епископам «Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел» (греч. ;;;
;;;; ;;; ;;;;;;;;; и ;;; ;;;;;). На соборе арианство было осуждено, указами Константина Арий и ряд арианских епископов были сосланы. Впоследствии Константин поддержал арианство, и Тирским Собором был осужден Афанасий Великий.
Примерно в 332 году Константин издаёт эдикт о разрушении языческих храмов[16][17], который, судя по всему, не был приведен в исполение[18].
Константин принял крещение перед смертью[19][20] от арианского епископа Евсевия Никомедийского[21], при этом он сам уклонился в арианское учение, после чего начались расхищения храмов и церковные раздоры[22].

Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужил древний греческий город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора. Старый город был расширен и окружён неприступными крепостными стенами. В нём возводятся
ипподром и множество храмов, как христианских, так и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры. Строительство началось в 324 году и спустя 6 лет 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в Византий и нарёк его Новым Римом (греч. ;;; ;;;;, лат. Nova Roma), однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем.

За свою деятельность по распространению христианства Константин вместе со своею матерью Еленою канонизирован в лике равноапостольных. Память святого равноапостольного Константина совершается:
• в православной церкви — 21 мая (3 июня), в поместных православных церквах, использующих юлианский календарь [24]; 21 мая, в поместных православных церквах, использующих новоюлианский календарь;
• в католической церкви — 21 мая или 3 июня[25][26].

(Информация из Википедии)


Из сайта патриархия (http://www.patriarchia.ru/db/text/912224.html):

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица
Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско
храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.


Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную
Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. (Сведения об обретении Креста Господня помещены в праздник Воздвижения 14 сентября.) Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова.
Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.


За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась
возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский (Сведения о Соборе помещены 29 мая.) Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.


Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина,
выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.


После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.


Абр:
Если говорить коротко, то христианство до 313-го года утверждалось при помощи
гонений: приняв эту религию, каждый рисковал быть арестованным и подвергнуться пыткам. Если сравнить с исламом, то там такого не было: мусульманин защищал себя с помощью стрел и лука, меча и копья. Сложно представить, как идёт апостол Павел, проповедует, а в его окружении – целое войско. В 313-м году, как считается, наступило лучшее время, но, вместе с тем, духовный упадок. Стало вполне ожидаемым, что священники, епископы, митрополиты и патриархи имитируют духовность, не живут по заповедям, учат уходу от истины и совершению грехов. Кроме того, и в наше время церковные лидеры вбрасывают в народ тончайшие установки, которые сковывают мозг и направляют его в сторону от истинного учения.
***
Не видеть это было невозможно. Иисус оказался не в центре, а на обочине, на передний план вышло всё внешнее – почитание святых, церковная история, архитектура, колокольный звон, внешняя и внутренняя отделка храмов, детали
Богослужения. Те, кто стремился к познанию Истины, но не понимал суть происходящего, ушёл в протестантизм. В протестантизме многие вещи ушли на задний план, в центре внимания оказался Иисус. Но вместе с тем протестантизм подразумевает раскол, уход от Апостольской Церкви. И, в связи с непониманием сути, мозг протестанта не прогрессирует, а замыкается на блюдении своих полу-истин. К примеру, чтение Библии стало важнее её понимания, а монолог важнее диалога. И поэтому в протестантской среде, как и в православной, возникли проблемы деградации духовенства. Каждый стремится быть первым, каждый лезет наверх. Пастор подсознательно понимает свою низость, но на уровне сознания считает себя высоко поднявшимся. Смыслом жизни становится создание зоны комфорта. Пастор читает лекции, и никто не смеет его перебивать. Когда же приходит время, чтобы задать вопросы и оспорить ложные доводы, или же просто порассуждать, то пастор сводит это к минимализму. Чтобы продолжать быть главным. В ином случае от
своих людей он услышит вопросы, на которые он не сможет дать ответ. Когда-то давно я общался с пастором немецкого происхождения из Казахстана, и задал ему вопрос о догматике. В ответ он сказал, что лучше давай-ка, дружок, поговорим о твоей жизни. Этим сказано всё. Вы можете долго колесить по просторам России, ища истинный протестантизм, но вы его не найдёте. Может быть, бы найдёте какого-то особого пастора, выше прочих других, но тогда перед вами явственно встанет факт: вы искали человека, а не Бога. Поэтому я бы рекомендовал следовать себе, и только себе. Если вам кажется, что ваша конфессия – истинная, не выходите из неё. Если же есть сомнения – ищите Истину, разберитесь в деталях, не жалея времени. Следуя этому простому алгоритму, вы сможете приблизиться к Истине, если не буквенной, то чувственной. Имея в самом себе стержень, веря без сомнения, хотя бы и неправильно, вы достигнете много. Главное – быть в согласии с самим собой. Если же у вас есть какие-то сомнения – вы должны их разрешить, чего бы это не стоило.
Иначе вы будете верить нечисто, а там, где есть сомнение, веры уже нет.



01.10.18