Пророчества в Сказке о рыбаке и рыбке

Павел Проворов
    В названиях сказок А.С. Пушкин указывает имена главных героев. Например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и его работнике Балде». Произведения  начинаются со слова «сказка», которым автор намекает, что в нем есть тайный смысл «Сказка лож, да в ней намёк.  Добрым молодцам урок!» .

           Рассмотрим  «Сказку о рыбаке и рыбке». В названии фигурируют рыбак и рыбка.  Как утверждает ряд исследователей, прообразом послужила сказка братьев Гримм, «Сказка о рыбаке и его жене», другие считают первоисточником русскую народную сказку «Жадная старуха». В том и другом случае старуха является главным персонажем, а у А.С. Пушкина нет. Старуха у него  персонаж второстепенный, хотя львиная часть текста посвящена ней.

           В тексте герой именуется стариком. Название сказки должно было бы звучать – «Сказка о старике и рыбке». Словом «рыбак» автор  концентрирует наше внимание на взаимосвязи старика и рыбки. Как бы намекая, что главные тайны скрыты в этих отношениях.

          С первых слов  начинается проглядывать тайный смысл. « Жил старик со своею старухой» - автор  подчеркивает, что между героями сложные отношения, нет душевной близости. Обычно сказка начинается словами: «Жили-были старик и старуха….», обозначая душевную близость, единение в целое героев.

             «Жили они в ветхой землянке». На первый взгляд складывается мнение, что речь идёт об очень бедных людях.  А может это намёк на аскетический праведный образ жизни старика. Многие святые жили в суровых условиях. Например, святой Александр Свирьский жил в расщелине скалы на острове Валааме.

                Землянка была «ветхой».  Земляные стены не ветшают. Только соломенная крыша ветшать может. Замена соломы – дело копеечное и не тяжёлое. Почему старик её не ремонтировал?  Значит, нужды в этом  не было.  В месте, где они жили, не бывало ураганов, ливней и прочей ярости непогоды, которая ветхую крышу мигом бы уничтожила. Райский уголок. Природа хранит старика.

             Другой аспект слова «ветхая» - древняя. В землянках славяне жили ещё задолго до пришествия Христа. « Ветхая  землянка» указывает на народные древние корни старика.

                Жили они там «Ровно тридцать лет и три года». Слово «Ровно» как гвоздём приколачивает  внимание читателя к сроку жизни в землянке. В тридцать лет Иисус Христос начал проповедовать и три года учил до Голгофы. Эта фраза указывает на то, что настал час  Голгофы старика.

         Старик кроток, аскетичен, не прихотлив, жил по законам Божьим. Он не выходил в море на лодке, чтобы наловить много рыбы. Он ловил с берега и довольствовался тем, что Бог посылал ему в невод. Почему старик ловил неводом, а не ставил сети? Невод забрасывать и тащить значительно тяжелее, чем поставить сеть и время от времени ее проверять. Наверно, он так поступал из желания не мучить рыбу долгими страданиями в сети.  Почему старик ловил в одиночку, ведь артелью ловить сподручней? Он вел образ жизни отшельника-праведника.

          Случилось чудо. Бог послал старику в невод могущественную говорящую человеческим голосом золотую рыбку. О случайности события не может быть и речи. Золотая рыбка в силу своего могущества  не попадётся в сети никому и никогда кроме того случая, когда это ей необходимо. Зачем рыбке нужно было быть пойманной? У меня есть два предположения:
      Бог  хотел искушением испытать праведность старика.
      Бог  хотели проверить действие Божьих законов в Миру.
Возможно, обе цели имели место.

         «Удивился старик, испугался», когда золотая рыбка заговорила. Чего старик испугался? Испугался чуда? Золотая рыбка не грозила старику расправой, не выказывала гнева. Нет причин старику бояться её. Учитывая, что испугался праведник и мудрец, то причиной  была боязнь греха, боязнь впасть в искушение всемогуществом. 

         Осознав величие золотой рыбки, старик отпускает её с ласковым словом.
« Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо».
Хотя в этот день он остался без улова, без еды, старик спешит домой поделиться радостью со старухой о встречи с «великим чудом». Объясняя своё поведение, говорит старик:
«Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
На первый взгляд, старик  -простофиля   боится золотой рыбки, не смеет взять выкуп. Может быть, он боится разрушить мир своего райского уголка, основанного на  подчинении Божьей воле и полного Божьей благодати, и или не смеет старик  диктовать свою волю другим, чтобы не нарушать их свободы. Сказано в Святом Евангелие от Матфея глава 6 «26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их». «25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить, ни для тела вашего, во что одеться».

         По Божьим законам жил старик, но не старуха. Она начала его бранить. «Дурачина ты, простофиля!». Послала за тем, что первое на глаза попалось. И старик покорно пошел просить для старухи новое корыто. Почему старик ходил к морю? Хотел вернуть себе покой?  «Не даёт старику мне покою:» - объясняет свой приход золотой рыбке. Был он слабовольный? Если смотреть на старика как на праведного человека, то его поведение продиктовано Евангелием от Матфея глава 5 « 39. Я говорю вам: не противься злому… 41. Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

          Почему золотая рыбка приплывала на зов старика? Он ведь её отпустил, от выкупа отказался. Она ему ничего больше не должна. Золотая рыбка  олицетворяет божественные силы, которые всегда приходят на помощь по зову христианина праведника. Евангелие от Матфея глава 18 «16. Аминь глаголю вам: если аще свяжите на земли, будет связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будет  разрешена на небесах», что означает то, что праведник решит на земле, то Бог исполнит и на небе.

           Старик,  обращаясь к золотой рыбке первый раз, говорит: «Моя старуха», затем «сварливая баба», «старуха вздурилась», «старуха бунтует», «Что мне делать с проклятою бабой?». Мы слышим в его голосе нарастание осуждения  старухи.

          Возвращаясь домой, старик молча слушает брань. Когда старуха «дожелала» до столбовой дворянки, старик ей говорит :
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
В следующий раз старик спрашивает:
«Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?»
Последняя фраза почти одна и та же, но первая начинается «Чай», вторая «Ну». Первая заканчивается «.», вторая – «?». В первом случае автор выражает надежду старика на то, что старуха достигла предела своих желаний. Во – втором, читается недоумение старика, когда же наступит предел желаний старухи.

          Старик часто пугается.

«Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила».
………………………………………………………………
«Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство»».
……………………………………………………………

«Как увидел старик - испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?»

         В каждом случае старик пугается не за себя.
Первый испуг уже рассмотренный выше  был вызван  боязнью греха гордыни. 
Второй раз старик испугался уже за царство:
«Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство».

          Когда старик вернулся от золотой рыбки и увидел грозную царицу, испугался в третий раз, но не за себя, иначе не стал бы её спрашивать: « Ну, теперь твоя душенька довольна?». Испугался  за народ, который должен жить под грозной царицей;  за плоды своего ходатайства перед божественными силами; за то,  что старуха и на этом не остановится.

           Когда же старуха возжелала стать владычицей морскою,
«Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.»
Слушая волю грозной царицы, старик не пугался, молчал, понимая бессмысленность возражения старухе, так как предела желаниям старухи не будет. Слепое следование старика законам Евангелии, привело Божий мир к торжеству зла. Придя к золотой рыбке, он не просит исполнения желания старухи, а спрашивает у золотой рыбки совета: «Что мне делать с проклятою бабой?» Старается  найти выход  из  этой ситуации. 

                Золотая рыбка всегда поддерживала старика.
«Не печалься, ступай себе с богом!».
Ласково его называла – «старче». В последней встрече золотая рыбка не ответила старику. Ощущение, что чаша терпения переполнилась и добрых слов для старика не осталось.  Голгофа старика закончилась его духовным крахом , его проклятием старухи, и говорить с ним было не о чём. А может, золотая рыбка не имела права говорить старику, что ему делать.  Молчание золотой рыбки можно истолковывать по разному.
« Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился»…

          Что стало со старухой, мы знаем. Что стало со стариком, с его верой? Старик не смог направить на путь Божий свою старуху. Показал свою несостоятельность как праведник - наставник. «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся» -сказал преподобный Серафим Саровский. Для того, чтобы  стяжать дух мирен, надо быть покорным воле Господней о нас, жить в любви и послушании Богу, любить людей, не  осуждать, не  злиться, не мстить,  не делать зло, бежать от любого греха, тогда наше сердце изменится, наш дух станет мирным, тогда  любовь Господня будет пребывать на нас! Люди начнут тянуться к нам, любить, уважать нас и сами отойдут от греховной жизни – так нас учит церковь. Старик всем этим требованиям соответствовал. Любовь Господа пребывает на нём, иначе золотая рыбка не попала бы ему в сети и не выполняла бы его просьбы.  Тогда что со стариком не так? Или старик не любил свою старуху или христианские догмы не совсем истинны  и не всегда приводят к победе добра или старик не прошёл испытание, не прошёл свою Голгофу.

                В сказке есть ещё один герой – море, природа. Море - это одно из первых творений Бога. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».(Книга бытия). Море как Божье творение чувствует и реагирует на энергетику жизни человеческой. Морю с самого начала не нравилось попрошайничество старика.

«Видит — море слегка разыгралось».

«(Помутилося синее море)».

«(Неспокойно синее море)».

«(Почернело синее море)».

«Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
                Старик через короткие интервалы приходит к морю  с новой просьбой. Негативная энергия  накапливалась в воде, не хватало времени морю самоочиститься.

         О чем нам - сегодняшним говорит  эта «сказка».
1. Духовная высота и праведность божьих людей не в состоянии направить на путь истины подавляющее большинство человечества, которое стремится повыше вскарабкаться, взять от жизни всё.
2. Мировая элита (образ старухи), владея 90% земных богатств, подошла к черте желания «стать владычицей морскою». Что нас ждёт дальше? Кризис и крах.
3. Природа Земли готова к уничтожению человечества. Цунами, наводнения, землетрясения, засухи и лесные пожары случаются все чаще. Чаша терпения «синего моря» переполнена.
           Сказка А.С.Пушкина это предупреждение - хватит заниматься ростом экономики и благосостояния. Пора о душе человеческой и экологии Земли всерьез позаботиться. Сказка А.С. Пушкина это пророчество конца цивилизации потребления, к которому мы спешим на гоночном автомобиле. Люди одумайтесь!!!