Сумрачный город. Глава 4

Евгений Острослов
Василий сидел на кухне и доедал завтрак – яичницу и кофе с бутербродом. Точнее, это был второй завтрак.
Две ночи бессонницы давали о себе знать. Снотворное, купленное вчера в аптеке, ненадолго подействовало, но в результате только кошмар приснился.
Василий встал сегодня рано, позавтракал и вышел на крыльцо, под прохладный ветерок. Григорий заводил машину для поездки в город. У Василия промелькнула мысль: Катя должна сегодня приехать, а у него пустой холодильник, и нечем её встретить! Григорий добродушно согласился довезти его до продовольственного магазина. Вернулся домой Василий уже в одиннадцатом часу.
Его не покидало тревожное ощущение: что такое могло произойти, если Катя срочно едет сюда?
«Скоро она будет здесь и сама всё расскажет. Да, точно».
Но назойливый внутренний голос не успокаивался:
«Не похоже, что едет на каникулы. Вредина-тётка её бы ни за что не отпустила. Тогда… сбежала? Нет, не может быть. Хотя…»
Позавтракав, Василий убрал со стола, вымыл посуду «Санлайтом» и направился к себе в кабинет. Сегодня он решил осмотреть домашнюю библиотеку; большинство книг находилось в спальне-кабинете, часть – в общей комнате и большой спальне.
В основном книги были документального содержания, посвящённые различным феноменам, аномалиям, паранормальным явлениям.
Василий взял одну из них наугад. На обложке красовалась надпись: “Les maisons hantees”, автор – Camille Flammarion.
Похоже, по-французски. Ничего себе!
Французский Василий знал плохо, так как в школе изучал английский – да и тем владел кое-как. Он пролистал книгу и попробовал в самых общих чертах понять, что там написано.
Как всегда, сказать легко, а вот сделать – гораздо труднее.
Но сестрёнка-то изучала как раз французский язык и могла ему помочь.
Тем более, ждать её приезда оставалось недолго.

Часы показывали 11:41, когда Василий услышал, что по дорожке у его дома кто-то идёт быстрым шагом, иногда даже срываясь на бег.
Василий почувствовал, как у него замерло сердце.
Он открыл входную дверь.
И от всей души обрадовался.
Навстречу ему бежала Катя, его любимая сестрёнка. Он тоже поспешил к ней.
Они обнялись так, словно долго не виделись.
- Ты стала ещё красивей! – улыбнулся он. – Ну что стоишь, проходи в дом!

Они сидели за столом на кухне, и пили чай. Василий недавно поел и совсем не был голоден, но оставлять сестру одну как-то не хотелось. К тому же, это было бы невежливо.
Катя была красавицей: сероглазая невысокая шатенка с длинными волнистыми волосами, в данный момент собранными в «хвост», с немного курносым носиком, и весёлым характером.
Сейчас она с аппетитом уплетала бутерброды.
- Ну, брателло, как поживаешь?
- Бывает и лучше.
- Что так? – удивилась сестра. – Как ты можешь говорить подобные вещи, живя в таком доме? Ведь это настоящий особняк!
Василий ответил не сразу. Он пытался подобрать слова, чтобы выразить то, что чувствовал. С другой стороны, ему не хотелось пугать сестрёнку смутными подозрениями. Но, тем не менее, знал, что рассказать нужно.
- Видишь ли, - осторожно начал Василий, – лет десять назад тут, в этом доме, произошло убийство («Ничего себе начал!»). При очень странных обстоятельствах. А теперь кое-кто пытается уговорить меня покинуть дом. Вот так.
- И – что? – Катя так заинтересовалась, что перестала жевать бутерброд.
- А ничего. Я не собираюсь никуда уезжать. По крайней мере, пока… не собираюсь, - Василий сделал задумчивое выражение лица. – В этой истории явно что-то нечисто. И я собираюсь это выяснить.
- Правильно, так держать! А ты мне потом всё расскажешь? Ужасно интересно!
- Ладно, обещаю. Но сначала ты скажи, как у тебя дела.
- Всё хорошо! – улыбнулась Катя, но как-то не совсем естественно.
Василий был серьёзен.
- Я же вижу – что-то произошло.
- Ладно-ладно! – Катя подняла руки и состроила гримасу. – Сдаюсь! Хотя… это моё личное дело, - она с надеждой взглянула в его лицо. – Но ты ведь не выставишь меня из дома, правда?.. Если я скажу?
- Что за вопрос, оставайся, сколько хочешь! Итак?
Катя немного помолчала, собралась с мыслями.
- Три месяца назад тётя заставила меня прописать её в квартире…
- Что?!
Сестра смутилась и опустила глаза.
- Я знала, что ты так скажешь…
Василий понял, что ляпнул не то, и поспешил исправить положение:
- Ну, извини, ладно? Я не должен был этого говорить. Знаю, что тётка – не подарок.
- Ладно, прощаю! Но и ты меня прости, хорошо?
- Хорошо! Продолжай.
Василий всегда удивлялся, как это Кате удавалось повернуть разговор в нужную ей сторону.
Сестра немного оттаяла, даже чуть улыбнулась.
- Месяц назад у меня появился парень – хороший, добрый, умный, правда, далеко не богатый. Мы с ним гуляли, он провожал меня до дома… - она помолчала. – Тётя узнала об этом – не знаю как, может, соседки разболтали, может, ещё что, но она узнала. И устроила мне страшный скандал. Я не выдержала, и рано утром, пока тётя спала (а спит она, слава богу, богатырским сном), собрала вещи и небольшие сбережения, которые удалось утаить от тёти, и ушла из дома. И решила поехать к тебе. А куда ещё я могла пойти?..
- Ты правильно сделала, - успокоил ее Василий и сжал её ладонь в своей. – Все правильно. Лично я и дня не смог бы с ней прожить. И повторяю: можешь оставаться здесь, сколько захочешь, я буду только рад. А мы потом что-нибудь придумаем!

Возможно, то был явный признак эгоизма, но Василий был искренне рад, что Катя бросила, наконец, свою тётку и переехала к нему. Дело было не только в одиночестве и потребности с кем-нибудь поговорить на волнующие его темы, кто выслушал бы его и, возможно, дал бы ему дельный совет… Да и вдвоём гораздо легче и интереснее расследовать запутанную историю с убийством и летучими мышами. Верно сказывается: одна голова хорошо, а две – лучше.
Вечером, когда они сидели у камина (Василий в кресле, Катя – на диване) и смотрели по телевизору развлекательную передачу, он поведал ей обо всех тех событиях, которые произошли за несколько дней его пребывания в городе.
У Кати на лице появилась мечтательная улыбка.
- Да-а! Вот это история! Я так и знала – не зря приехала!
Василий даже удивился такому легкомыслию:
- Учти: тут дело явно нечисто, и у…
- …У нас!
- …У меня могут быть неприятности! Я не хочу тебя вмешивать. Это, возможно, опасная авантюра.
- Да знаю я!
- А я так не думаю.
Но Катя решила не сдаваться:
- Ну, пожалуйста, братик, позволь мне поучаствовать? Это ведь так интересно!
- Ладно, - смягчился Василий. – Хорошо. Но только обещай мне не рисковать понапрасну. Иначе… я отстраню тебя от дела.
- Обещаю!
- Что?
- То есть?
- Повтори, ЧТО ты обещаешь. Я ведь тебя знаю!
- Обещаю не рисковать и… делать всё с твоего согласия… Доволен?
- Вполне. Пошли, я тебе кое-что покажу!
- Что? – Катя изумилась. – Выходит, ты знал, как закончится разговор?!
Василий загадочно улыбнулся.
Они поднялись на второй этаж, прошли в кабинет. Василий зажёг настольный светильник (сестра попросила не включать верхний свет, чтобы, как она выразилась, не пропала атмосфера таинственности) и взял в руки отложенную им книгу.
- Вот! – сказал он, передавая книгу сестре.
Девушка взглянула на обложку.
- По-французски, - она повернулась к брату. – Ты что, знаешь французский?
- Нет, - ответил он. – Зато ты знаешь!
- Знаю, - Катя надула губки, но тут же смягчилась. – Пожалуй, я смогу перевести. Надо что-нибудь конкретное?
- Необязательно. То есть, я не знаю. Можешь открыть на любой странице.
Сестра улыбнулась:
- А я думала, что ты, такой серьёзный, всё знаешь!
Василий понял шутку и тоже улыбнулся.
Они уселись в удобные мягкие кресла около стола, и Катя, открыв книгу примерно посередине, начала переводить:

«Примерно в то же самое время, а именно в 1899 году, я получил письмо, в коем мне сообщали о факте, представляющем ничуть не меньший интерес, чем тот, о котором сообщил господин Фабер. Вот что написал мне господин Фердинанд Эстев из Марселя:

«Мне было шестнадцать лет. Я проводил лето в очень приятном местечке, в деревушке Гаво, у родственников. Мой кузен, недавно вступивший в брак и не желавший, видимо, стеснять себя на первых порах, поселил меня в доме по соседству, у одной дальней родственницы, которая посчитала своим долгом оказать мне большую честь, предоставив в мое распоряжение комнату, где умер ее муж.
Это была очень большая комната, лишенная дверей. С кровати была видна лестничная площадка. Я лег спать при открытом окне, так как стоял август, ночи были очень теплые. Я всегда мгновенно засыпал и спал очень крепко, но в ту памятную ночь проснулся от какого-то воистину дьявольского, адского шума: на кухне гремели и падали кастрюли, там кто-то бил посуду, и ее осколки со звоном сыпались на цементный пол. Можно было подумать, что по дому носится целая орда взбесившихся кошек! Придя к такому выводу, я немного успокоился. Меня удивляло только то, что весь этот невероятный шум продолжался не менее часа, а хозяйка дома не встала с постели и не прогнала наглых животных. Однако постепенно звуки «битвы» стали стихать, и в доме воцарилась тишина. Я услышал шорох на лестнице, как будто кто-то быстро-быстро карабкался по ступеням, потом я увидел, как на площадке появилось какое-то животное, похожее на кошку. Это животное вскочило на кровать, где я лежал, одним прыжком перемахнуло через меня, пулей вылетело в окно и тотчас же исчезло в темноте.
Я вскочил и бросился к окну, чтобы его закрыть и помешать зловредной кошке вернуться в дом. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что окно снаружи было затянуто тонкой металлической сеткой с ячейками размером не более сантиметра! Так куда же девалось то существо, что я принял за кошку? Как оно смогло преодолеть эту сетку? Моему изумлению не было предела, когда утром я обнаружил, что вся посуда стоит в кухне на своих местах и что там нет ни единого осколка!
Поверьте, ночной шум мне вовсе не пригрезился, ибо через три дня моя матушка, ночевавшая в той же комнате и на той же кровати, стала свидетельницей аналогичных событий»*.

- Всё, хватит, - Катя положила книгу обратно на стол. – А то у меня голова разболится.
- Ничего. Я понимаю. Не можешь – не читай.
На несколько минут в помещении воцарилась тишина.
- Да, - сказал Василий, – интересные дела…
- Правда, - согласилась Катя. – Но что это нам даёт?
- Не знаю. Пока не знаю. Может, и ничего. Надо подумать. Но попробовать стоило!
- Верно, стоило! А что ты ещё хотел мне показать?
Василий вытащил из ящика стола блокнот и с усмешкой протянул ей:
- Здесь все мои записи по этому делу. Можешь ознакомиться!
Катя взяла в руки блокнот, с интересом пролистала его.
- У тебя тут всё изложено кратко и по существу. Можно, я возьму его к себе в комнату и почитаю перед сном?
- Конечно! – улыбнулся Василий, всем своим видом показывая: «Зачем спрашивать? Хочешь – бери!»
Вскоре они спустились обратно в холл, посидели немного у телевизора, поговорили, обсудили и попытались собрать воедино разрозненные факты, полученные в процессе расследования, но так ничего и не придумали. Тогда перешли на другую тему.
- В ночь с девятого на десятое я слышал в доме странные шумы, - говорил Василий. – И я всю ночь не мог заснуть. С тех пор у меня бессонница. А прошлой ночью я ненадолго заснул и видел странный сон. Кошмар. Вот только не могу вспомнить какой... У меня такое чувство, что лучше не вспоминать.
 Сестра умела слушать и часто давала дельные советы.
- Откуда слышались шумы?
- Отовсюду.
- Интересно… Надо будет осмотреть весь дом…
- Лучше, завтра.
- Действительно… И осмотреть шкаф в твоём кабинете – может, там есть потайная дверь… Завтра!
Немного помолчали.
- Хорошо. Пошли спать. Завтра встанем с новыми силами и займёмся обследованием дома. Может, сегодня и засну…
- Согласна. Пошли.
…Снаружи, притаившись у окна, кто-то внимательно наблюдал за ними злыми, поблескивающими в свете луны глазами. Его чуткие уши ловили каждый звук вокруг, но внимание его было обращено внутрь дома.
Когда брат с сестрой покинули холл и пропали из его поля зрения, он прошипел: «Зря вы это начали!» - молниеносным движением метнулся в сторону и скрылся в темноте.

___________________________________________

* Фламмарион К. Дома с привидениями. Перевод Ю. М. Розенберг.

Глава 5: http://proza.ru/2018/10/22/1256