Всякие сокровища. окончание

Наталия Ланковская 2
     Действительно, чем этикетки хуже марок? Они тоже были самые разные - про природу, про зверей, про птиц и рыб. Про с облюдение правил дорожного движения. Про то, как от пожаров страховаться. Кстати, и про страховку тоже. и про всякие наши народные достижения.Были этикетки с плакатами, были с рекламой... Всякие были.
     Но в это время появилось особенно много этикеток про Фестиваль. Разные эмблемы Фестиваля - например, разноцветные руки в крепком дружеском рукопожатии. Гербы разных стран и даже разных городов. Рисунки про дружбу молодёжи всех стран. Голуби Мира в неисчислимом множестве - в полёте, в гнезде, на чьей-нибудь ладони, с оливковой, лавровой или пальмовой ветвью или с цветком в клюве. Были такие схематичные, чисто символические, изображения голубей; а были вполне реалистичные, тщательно, до пёрышка, до пушинки выписанные; и вплоть до фотографий. Много было изображений фестивального цветка с разноцветными лепестками. Были картинки с разными хороводами,которые люди якобы водят по лесам и полям нашей Родины... Да всего не перечислишь! Но все эти этикетки проводили одну главную мысль: что "дети разных народов, мы мечтою о мире живём" и что "в эти грозные годы мы бороться за счастье идём".
     Как и марки, мы вклеивали этикетки в тетради и альбомы, а парные держали в особых коробочках для обмена. И я как сейчас помню босоногие наши "клубы" где-нибудь у забора или на берегу канавки, заросшей травой, с нашими альбомами, тетрадками, коробочками. В этих клубах можно было встретить ребят не только со своей, но и с враждебной улицы: интерес к обмену всех примирял. Временно, конечно."Водяное перемирие", как у Киплинга...
     Интересное, хорошее было время. Земля приобретала вид реальный, ненарисованный; страны сходили с географической карты, со страниц учебников и книг, обретали некую материальность... А потом - грянул сам Фестиваль... Вы смотрели "Матрос с "Кометы" или "Леон Гарус ищет друга"?.. Посмотрите, не пожалеете: там очень хорошо схвачено настроение тех, фестивальных дней...
     Да-а...
     А ещё мы собирали фантики. Это тоже было сокровище.
     Мы-то, девочки, собирали их, можно сказать, бескорыстно. Во-первых, за красоту; а во-вторых, как нежные воспоминания о пережитом или как намёк на возможность, теоретически, сладкой жизни, полной конфет, шоколада, пирожных...Конечно, бывали на свете и другие явления из этой прекрасной жизни, которые, как призраки, не оставляли после себя следа , даже в виде фантика. Например, мои любимые конфеты "кавказские", "атласные подушечки" или, там, зефир, пастила, мармелад... Пирожные, опять-таки, халва, торты и мороженое... Всё это продавалось без фантиков. Только память могла вызвать отрадный образ, канувший в вечность.
     С другой стороны, были фантики от конфет, которые ты и не пробовал и в жизни не мечтал попробовать, по причине их редкости или дороговизны. Они существовали не в воспоминаниях, а только в воображении - как, например, джунгли или пустыни на географической карте, где ты не бывал и никогда не будешь; но они же есть! Они существуют где-то в огромном мире...   
     Некоторые из конфет, кроме фантиков (или, как мы ещё называли нарядное конфетное платьице, "карамелек"), заворачивались в хрустящую серебряную фольгу ("серебряшки", "золотинки"). Эти дополнительные обёртки имели и практическую ценность. Они на многое годились: заворачивать в них орехи, шишки и другие новогодние штуки. Оборачивать ими деревянные мечи, кинжалы, наконечники стрел, чтобы они выглядели, как настоящие. Украшать царские или царевнины короны и платья, когда мы играли в царства, или костюмы для новогоднего карнавала. Один мальчик накопил (а может быть, наменял) к Новому году так много серебряшек, что сделал из них настоящую кольчугу и латы, не говоря уж о шлеме и мече. На щит, правда, у него всё равно не хватило...
    Даже мой папа любил серебряшки! Конфет он не ел, а серебряшки любил. Когда он о чём-нибудь задумывался, ему нравилось ногтем большого пальца разглаживать серебряшку, а потом складывать её много раз - получались такие ма-а-ленькие треугольнички или квадратики...
   А вот хулиганы-мальчишки даже из такой невинной вещи, как карамельки, умудрились сделать азартную игру! Я не помню, в чём она заключалась. Но надо было как-то по-особому сложить фантик, а потом рядом с этим фантиком как-то по-особому стучать определённым образом сложенными пальцами, чтобы фантик подпрыгнул и перевернулся... Я, впрочем, никогда в эту технику не входила. Я вообще не играла в азартные игры. Это мальчишки...
    Хранились карамельки (фантики) часто отдельно от других замечательных вещей. У меня для них была такая восьмиугольная коробка, в которой наши московские родственники привезли нам однажды шоколадное ассорти. Это были конфеты сказочной вкусноты, и их было много; они размещались в коробке таким цветочком. Нам их долго выдавали по одной после еды... А на коробке была нарисована прекрасная индийская принцесса. Она сидела на ковре (наверное, персидском), вся в украшениях; руки её извивались в танце. То есть, они, конечно, не двигались, а застыли в этом причудливом танце. Но всё равно...
     Эта коробка сама по себе была целым богатством; и я её долго хранила...

     Боже ж ты мой, каких только сокровищ не было у нас! Всякие значки... открытки... а пуговицы! Пуговицы!Чем пуговицы хуже камушков или стекляшек, бус или бисера? Даже самые простые пуговицы, от пальто, - даже они!Так посмотреть - вроде ничего особенного; но наденьте эту пуговицу на нитку, раскрутите за оба конца, а потом нитку растяните - и пуговица превращается в пропеллер или с сумасшедшей скоростью вращающийся диск, и может так вращаться очень долго... Это обычная пуговица; а что говорить о тех, разного цвета, разной степени прозрачности и сверкания, которые мы добывали из бабушкиной рукодельной коробки!.. А пёрышки и пух, включая петушиные и даже павлиньи?.. Это вообще особенные вещи, и собирали мы их с такими приключениями, что, если рассказывать, надо ещё целый рассказ написать...
     А я уже устала - и от рассказа, и от собственных чувств, которые он у меня вызвал. Так что закончу на этом.

             (2018г.)