От философии к медицине

Анатолий Жгун
Наука лечения людей от всевозможных заболеваний на путях своего развития определила многочисленные формы и методы лечения. Однако, путь к абсолютным истинам познаний еще огромен. Какие выводы, какие способы и методы лечения окажутся наиболее прогрессивными и удачными для человечества – предмет предстоящих долгих поисков, открытий и жарких споров на путях поиска различных школ, мнений авторитетов.

Разные школы врачевания имеют свои теоретические обоснования и практические данные успехов их применения, но эти же школы  имеют и свои противоположные выводы, отрицание одними методов и приемов другими.

Сопоставление этих противоречий, с точки зрения общих законов диалектического развития философии, может дать определенные выводы о проблемах развития медицины и оценку достигнутым результатам.

Развитие общества постоянно приводит к переоценке достигнутых результатов и к открытию новых качеств и свойств, порою отрицающих предыдущие, либо развивающих их на новую ступень.

Методы лечения от кровопускания, существовавшие на протяжении нескольких веков, изменились вплоть до применения сложнейшей аппаратуры.

Целесообразно рассмотреть, если кровопускание сейчас неприемлемо для лечения, то этот прием был или лженаучным, или было отсутствие более эффективных средств лечения, либо старые, отвергнутые приемы, играли какую-то положительную роль?

Новые приемы и методы лечения, приходящие на замену старым, прежде всего, исходят из наличия в старых приемах и методах недостатков и отрицательного влияния на организм?

Так гомеопаты, борясь против современного, наиболее признанного фармакологического лечения, утверждают, что поиски форм лечения и применения методов, отрицательно влияющих на организм, привели к тому, что медициной причинен вред больший, чем всеми войнами.

С позиций философии путь к истине лежит и через заблуждения, но к открытию все новых ступеней познания.

Было ли кровопускание и другие формы лечения заблуждением или открытием каких-либо закономерностей?

Применение его на протяжении нескольких веков лицами, стремившимися к познанию, позволяет в качестве рабочей версии принять, что это было открытием одной из закономерностей положительного влияния на организм.
Тогда в чем это выражается?

Современная медицина уже отрицает этот прием. Можно ли найти философское обоснование целесообразности его применения на том уровне познания законов развития?

Определим человеческий организм, как единое целое, а различные органы, как составные части единого целого. На основании диалектического закона борьбы и единства противоположностей между единым целым и составленными частями существует определенная связь.

Рассмотрим ее с позиций, как должно вести себя единое целое в начале процесса утраты жизнедеятельности составной части целого.

Живой организм представляет собой движение жизненных (физических, химических, биологических) процессов. При этом движение этих процессов определено количественным соотношением, то есть деятельность организма представляет собой равновесие определенных систем движения.

В это количественное соотношение определенных систем движения вмешивается тоже процесс движения (реакция) и это вмешательство ведет к нарушению количественного соотношения физиологических систем движения, и этот процесс для человеческого организма является болезнью.

Этот процесс представляет собой объективно серцетворящую реакцию, развивающуюся по законам движения биохимических процессов живого организма, но в количественную и качественную сторону живого организма при нормальной деятельности он не входит.

Поэтому, его появление определяет формы взаимоотношений с жизненными процессами живого организма:

1) когда этот болезненный процесс приведет к разрушению системы движения организма, как единого целого, т.е. к смерти;

2) когда медицина, прибегая к лечению, изживет этот процесс из организма без существенных последствий;

3) болезненный процесс изжит, но он оставил последствия, внесшие изменения в нормальную деятельность организма.

Цель всей медицины, применяя лечение – изгнание болезненного процесса без существенных последствий для организма, а также вообще предупреждение болезненного процесса. При этом первоочередных задач, решающих медициной ускорение изжития, т.е. уменьшение сроков нахождения организма в болезненном состоянии и снижение остроты болевых ощущений.

Эти вопросы не могут рассматриваться в отрыве от понимания – откуда и как берутся процессы жизнестойкости организма, как единого целого, так и его составных частей, в каких параметрах может измеряться наша жизнестойкость, т.е. удержание количественного соотношения системы движения живого организма?

Сегодня в качестве абсолютной истины признано, что основу жизнедеятельности организма составляют физические действия. Не есть ли взаимосвязь на основании закона единства и борьбы противоположностей между тратой сил (физическими движениями)  и источником их появления? Можно ли утверждать, что трата силы является условием для возникновения силы (жизнестойкости), место потребленных сил заполняется вновь образованными?

Не задан ли источник сил определенными потенциальными параметрами физиологического развития, но каждого человека, являясь индивидуальным в границах общих закономерностей?

Иными словами, существуют  два варианта:

1) с рождения физиологией для каждого человека определен количественный ресурс жизнеспособности движений. Расходование этого ресурса влечет смерть, поэтому срок жизнедеятельности определяется степенью расходования сил. Часто бытует мнение при сравнении двух умерших людей, что умерший ранее по годам считается человеком с чрезмерной тратой сил, то есть объема жизненных сил, заложенной физиологией, которая  в жизни не постоянная, а только тратится;

2) человек, в результате определенных движений, способен пополнять свой ресурс жизнеспособности организма и тем самым увеличивать срок жизнедеятельности и удлинять свою жизнь.

Если не производится трата сил в полной возможной мере, то и восстанавливаются они в меньшем размере и тем самым недоиспользуется механизм создания силы.

В подтверждение второй версии, что сама трата сил обладает механизмом самовозрастания, результатом которой является пополнение растраченной энергии, свидетельствует деятельность спортсменов – своими постоянными тренировками они повышают жизнестойкость, то есть  данные энергетической силы.

Однако, в этой ситуации может быть поставлен вопрос, что повышенная жизнестойкость может быть исполнением мечты, формой личного счастья, и влечет ли она к продлению жизнедеятельности, то есть к продлению жизни?

Оспоримо…


2006г.