Рейс длиною в жизнь стр. 24

Наталья Якубович
    ЛАРИН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
Год моего превращения из проводника пассажирских вагонов
в начальника поезда стал значимым для меня. На пост начальника
депо заступил человек, ставший для меня опорой в такой шат-
 кой для меня должности. Он стал для меня ангелом-хранителем,
моим защитником, моим кумиром. Он стал для меня настоящим
отцом. До сих пор я его называю ласково – папочка.
…Шёл 1941-й год. После Киевской битвы главные военные со-
бытия на южном участке советско-немецкого фронта развернулись
в харьковском направлении. На оккупированной немцами террито-
рии, в Харьковской области, в одном из сёл Барвенковского района
15 сентября 1941-го года на свет появился малыш. Отец маленько-
го мальчика, которого мама назвала Володей, с первых дней войны,
в составе регулярной Красной Армии, громил фашистского врага
всего в нескольких километрах от родного дома. Через два меся-
ца после рождения Володи, отступая от Харькова к Волге, часть,
где служил Володин папа, проходила через родное село. Встреча
с двухмесячным сыном стала первой и последней в жизни красно-
армейца. Вскоре с берегов Волги, из Сталинграда, пришло извеще-
ние, что Ларин Михаил Семёнович, пропал без вести.
После двух лет оккупации в Барвенковской западне, пережи-
тых страхов, голода, боли в 1943-м году Советским войскам уда-
лось освободить Харьковскую область от захватчиков.
А в 1944-м году, после восстановления железнодорожного со-
общения, мама Володи вместе с сыном смогла приехать в город
Омск, где проживала двоюродная бабушка маленького мальчика.
Володя с самого раннего детства был смышлёным и трудо-
любивым парнишкой. Война осталась позади. Но, возвращаться
на Родину мама с сыном не стали. К тому времени маме Володи
выделили комнату в бараке на левом берегу Иртыша, куда можно
было добраться только на пароме. Школа же, где учился Владимир
Ларин, находилась на правом берегу Иртыша. Четыре года учёбы
Владимир прожил у тётки мамы, своей двоюродной бабушки. А с
пятого класса, живя уже на левом берегу Омска, садился в вёсель-
ную лодку, и в одиночку переплывал Иртыш, где привязывал лодку
у пирса лодочной станции и спешил в школу. Так продолжалось
два года. А в седьмом классе, юный лодочник окончил моторную
школу, после чего вёсла лодки сменил на мотор.
Со второго класса Володя рыбачил на Иртыше, вылавливал
огромных рыбин, приносил домой, а излишки раздавал соседям.
Страсть к рыбалке у Владимира Ларина сохранилась на всю
жизнь.
В 1959-м году, окончив школу, Володя даже и не помышлял
о железной дороге. Знакомство с железной дорогой состоялось
в 1948-м году, когда Володя со своей мамой совершил поезд-
ку на поезде в Харьковскую область, в ту самую деревню, где
родился в далёком 1941-м военном году. А со столицей нашей
Родины Москвой Владимир познакомился за год до окончания
школы. В Москву он ездил со сверстниками на экскурсию. Но,
ни железная дорога, ни новые города, не привлекли внимания
Владимира.
В Омский железнодорожный техникум, вчерашний выпуск-
ник школы, Ларин Владимир, поступил за компанию со своим
другом, на специальность «Электроподвижной состав». Техни-
кум тогда располагался на 5-м этаже в здании Управления желез-
ной дороги.
Примечательно то, что практику студент Ларин проходил в
Локомотивном депо на станции Московка, куда после окончания
техникума он был направлен на работу техником на испытатель-
ную станцию, в должности слесаря-механика
К тому времени техникум упразднили. А Томский электроме-
ханический институт инженеров транспорта (ТЭМИИТ) в 1961-м
году был переведён в Омск и переименован в Омский институт
инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТ).
В 1962-м году Владимир Ларин стал студентом вечернего от-
деления ОмИИТа.
Год учёбы в институте стал знаковым в жизни Владимира. В
локомотивном депо, где Ларин продолжал работать, его перевели
с испытательной станции в цех эксплуатации помощником маши-
ниста. А вскоре, Владимира забрали в армию в железнодорожные
войска в Свердловскую область.
Большой практический опыт Владимир Ларин приобрёл в
годы службы в армии. От строителя железной дороги, до должно-
сти начальника станции и преподавателя технических предметов
своим сослуживцам – таков путь солдата в армии.
Правда, солдатом Владимир Ларин был непростым. Явля-
ясь секретарём комитета комсомола учебного батальона части,
во время службы продолжил учёбу в институте. А в 1965-м году
Ларина Владимира демобилизовали из армии досрочно, правда с
одним уговором, что он вернётся в часть в один из осенних дней
и проведёт отчётно-перевыборное собрание.
В ноябре 1965-го года, перед комсомольцами – армейцами
учебного батальона, в отглаженном гражданском костюме и гал-
стуке, предстал досрочно демобилизованный солдат – машинист
локомотивного депо станции Московка. Володя вернулся в свою
часть, в Свердловскую область, чтобы провести комсомольское
собрание.
Трагическим годом для Владимира стал 1968-й год. Не стало
мамы, Екатерины Григорьевны. Она погибла, сбитая велосипеди-
стом в то время, когда переходила дорогу. Пережив войну, оккупа-
цию, пережив смерть мужа, Екатерина Григорьевна, совсем ещё
не старая женщина, стала жертвой нелепой случайности, попав
под колёса одного из участников велопробега.
Вскоре Володя женился на своей однокурснице Людмиле, а в
1970-м году у них родился сын Михаил, названный в честь своего
без вести пропавшего под Сталинградом деда.
После окончания института Владимира Ларина вызвали в от-
деление дороги и предложили должность инженера в локомотив-
ном депо станции Омск. А через год, когда Владимира величали
уже по отчеству, Михайлович, он стал начальником производ-
ственно-технического отдела локомотивного депо.
В 1977-м году с Левого берега, из барака, семья Лариных пе-
ребралась в новую квартиру, неподалёку от места работы. К тому
времени Владимир Михайлович уже работал главным инженером
локомотивного депо.
Молва о грамотном руководителе, рационализаторе, распро-
странилась далеко за пределы Омска. В музее железнодорожного
транспорта в городе Новосибирск до сих пор хранится экспонат
– машинка по экзаменации студентов, изобретённая Владимиром
Михайловичем Лариным.
Много раз предлагали Владимиру Михайловичу руководящие
должности в депо других городов. Но он остался верен своему
городу, который стал родным. До сих пор Владимир Михайлович
проживает со своей супругой, Людмилой Андреевной, в квартире
старенькой панельной девятиэтажки, где долгое время является
старшим по дому.
А главное, на радость нам всем, начальникам поездов, про-
водникам, слесарям, электрикам, тем, кто работал и работает в
Омском пассажирском вагонном депо, 28-го декабря 1983-го года,
Владимир Михайлович Ларин стал начальником нашего депо.
Более 18-и лет Владимир Михайлович был руководителем
Омского пассажирского вагонного депо. Он единственный на-
чальник, проработавший долгое время в этой должности. Вла-
димира Михайловича помнят все, кто работал с ним. Помнят и
любят за душевные качества, за доброту и отзывчивость, за пони-
мание, за умение разрешения проблем и конфликтов.
   
 Прошедшие годы, под руководством Ларина Владимира Ми-
хайловича не прошли бесследно. Все годы, после выхода на пен-
сию, мы дружим, встречаемся на даче, где Владимир Михайло-
вич вместе со своей очаровательной супругой проводит летние
месяцы. Его сердце наполнено ко мне отцовской любовью, а моё
отдано его семье на всю жизнь. Добрейшей души человек, невзи-
рая на выходные, праздничные дни, невзирая на раннее утро или
ночное время, мой начальник всегда находил свободную мину-
ту, чтобы проводить меня в дальнюю дорогу, или встретить из
длительной командировки. Находил слова утешения, когда мне
казалось, что для меня ноша моей должности становится невыно-
сима. Когда в порыве необоснованного обличения я готова была
бросить всё: руководство, бригаду. Когда готова была уйти на
свою такую родную должность проводника. Мне сейчас невыно-
симо стыдно вспоминать, как я врывалась в кабинет начальника
депо с заявлением об уходе с должности начальника поезда. А
Владимир Михайлович, где ласково, а где и прикрикнув, бывало,
даже вставив бранное словцо, возвращал меня в реальность со
словами: «Потерпи, всё обойдётся, всё будет хорошо».
Я очень доверяла Владимиру Михайловичу, и смогла прой-
ти долгий путь, длиною в четверть века, в должности начальника
поезда. Начальник депо сыграл в моей жизни огромную роль.
В дальнейшем на страницах своего повествования я много буду
рассказывать о Владимире Михайловиче, поскольку всё произо-
шедшее со мной в последующие годы, неразрывно связано с ним.
Связано до такой степени крепкой верёвкой, что узел от той ве-
рёвки остался так и не развязанным по сей день.               
   
продолжение следует