Пьер Леметр. Темные кадры

Антон Шишкодремов
Знакомство с Пьером Леметром состоялось по правилам Пьра Леметра. Точно также, как на протяжении всего повествования, он дурил всем голову и заставлял делать то, что хотел сам. Я начал читать книгу, которая, как понимал, лишь частично могла являться отражением руки писателя, в ходе процесса сорвался на фильм (по другой книге, за которую дали Гонкуровскую премию), который изменчив и непостоянен. На основании уже прочитанного становится ясно, так и должно быть, настоящий Пьер Леметр пока еще в деталях.

Так, отдельные части писателя прекрасно поддерживают другие части писателя. По сути он сам себя в моих глазах раскрутил, прилагая минимальные усилия. В фильме, он кстати, автор сценария и это говорит тоже о многом. В итоге передо мной "Темные кадры", по-леметровски очень разнообразное произведение, где есть нечто, за что дают Гонкуровские премии.

И скорее всего это первая часть. Здесь именно тот текст - проникновенно -психологичный, остроумный, временами даже с академической прослойкой. Все очень качественно - смотришь на обложку с пометкой "триллер" и считаешь все это бесцельной растратой ресурсов со стороны автора, потому что здесь наверняка могло бы получиться нечто гораздо более серьезное.

Ответ на все это дает сам Леметр. Судя по всему, этот его главный герой, который возрастом, год в год, соответствует самому писателю да еще и пишет от первого лица, довольно долго уже безработный и доведенный до отчаяния все большим унижением, - этот герой должен вызывать сочувствие.

В отношении меня здесь у Леметра ничего не получилось. Ну, не может бедный безработный француз, даже 57 лет отроду, работающий по два часа в день за 500 евро в месяц, вызвать жалость у нашего человека. Но хитрый писатель взял меня другим, его очень технологический подход и чувство юмора в полной мере смогли меня заинтересовать, а некоторые черты характера тут же объяснили - почему передо мной триллер. Потому что здесь вполне разумный человек, понимающий конъюнктуру книжного рынка.

Ко всему прочему, на мой взгляд, этой своей позицией разумного, но в общем-то робкого человека, Леметр подкупил целые полчища читателей. Люди любят сейчас, чтобы к герою можно было относиться свысока, эдак покровительственно и снисходительно.

В остальном, сюжет очень переменчив, к этому я был готов, в среднюю часть - инсценировку захвата заложников в качестве корпоративного тренинга, в это прекрасным образом веришь, в этой части можно поверить во что угодно. Наши корпорации в этом смысле особенно показательны, когда, например, всех сотрудников к дню рождения босса заставляют писать стихи и каждый потом, по очереди их читает вслух в клоунской шапке и с красным круглым носом. А сбоку сидит секретарша и проверяет - не украден ли текст из интернета.

Но и здесь Леметр сделал финт ушами - поменял лицо, от имени которого шло повествование. И сделал это, о, аллилуйя, гораздо лучше многих, даже именитых классиков.

Наконец, заключительная часть - практически экшн. И здесь писатель абсолютно прав, потому что подуставшего читателя нужно развлекать. Лично я к этим уставшим совсем не отношусь, интерес к Леметру только зародился, но все это мне понятно.
В итоге, твердая пятерка, без всяких там авансов, хотя нельзя не признать того факта, что я уверен - лучшее у Леметра еще впереди. Прекрасный писатель, очень ценное приобретение. "До свидания там, наверху" уже купил.