Чечельник и любовь к математике

Александр Вишневецкий
   Как уже сообщалось во «Времени новостей»(Израильская еженедельная русскоязычная газета -примечание автора перевода) за 27 сентября, в бывшем местечке Чечельник (ныне - районный центр в Винницкой области) установлена мемориальная доска в честь выдающихся математиков ХХ века - Давида Мильмана и Израиля Гельфанда. Предлагаем вниманию наших читателей перевод публикации Ларисы Шабельник (Чечельник), Алины Воеводы и Леонида Трахтенберга (Винница) из еженедельной газеты на украинском языке "Чечельницкий вестник". Как сообщение от 27 сентября, полученное от Леонида Трахтенберга, так и нынешняя публикация даны в переводе с украинского языка Александром Вишневецким.

   Некоторым кажется, что математика — это лишь сухие цифры и факты, но за ними зачастую стоят многолетний труд и случайные открытия, неожиданные находки и сокрушительные провалы, упрощения гипотез и блестящие доказательства важных теорем. Математику как науку творили и творят люди – каждый со своим характером, способностями, возможностями и мировосприятием.
Изучая курс школьной математики, мы в основном слышим о Пифагоре, Эвклиде, Лейбнице, Остроградском или Лобачевском. И очень редко вспоминаем других известных математиков, труды которых успешно применяются в различных отраслях науки. Не всем им удавалось легко достичь успеха. Преодолевая жизненные испытания и трудности, они, каждый своим путем, шли к признанию и славе.
Именно так произошло с выдающимися математиками ХХ века Давидом Пинхусовичем Мильманом и Израилем Моисеевичем Гельфандом, которые когда-то начинали свой путь к вершинам науки в местечке Чечельник.
   Азы математической науки они изучали вначале раздельно - в школах Чечельника и Ольгополя. А в 1926-1928 годах судьба свела ребят в одной группе Чечельницкой профессиональной школы с углубленным изучением химии, педагогический коллектив которой обеспечивал прочные знания учащихся. В 1928 году талантливые юноши, как дети "нетрудовых элементов", были исключены из "химической" школы, и тогда их жизненные пути разошлись.
   Долгое время Давид Мильман занимался наукой на Украине, а Израиль Гельфанд - в России. Последние годы один прожил в Израиле, другой - в США. Но до последнего вздоха для обоих неизменной оставалась большая любовь к математике.
Известный украинский и израильский математик Давид Пинхусович Мильман, основные труды которого посвящены функциональному анализу и теории информации, родился в Чечельнике 19 апреля 1913 года. Сначала учился в хедере, а затем - в украинской трудовой школе. В четырнадцать лет стал учеником химического отделения Чечельницкой профшколы, открытой по просьбе руководства местного сахарного завода еще в 1921 году.
   С 1929 года Давид жил с родителями в Одессе, в 1932-1934 годах учился в Одесском университете. Как сыну "богача" (таких, как он, еврейских горе-бизнесменов, «людей воздуха», замечательно описал в своих романах выдающийся еврейский писатель Шолом-Алейхем), талантливому выпускнику физмата нелегко далось поступление в аспирантуру.
   В 1939 году Д.П.Мильман под руководством известного украинского математика М.Крейна успешно защитил кандидатскую диссертацию, в которой была доказана одна из важнейших теорем функционального анализа, ныне носящая название «теорема Крейна-Мильмана». В 1940 году она была напечатана в IX томе научного журнала "Studia Mathematica ", изданного Львовским государственным университетом имени И.Франко. Журнал имел международный статус и рассылался по обмену в 130 периодических изданий.
  Труды Д.Мильмана 1930-х годов положили начало геометрическому исследованию бесконечных нормированных пространств (так называемых «банаховых пространств»).
До оккупации города в начале осени 1941 года Давид Пинхусович работал доцентом в Одесском университете. Один из братьев Мильмана погиб в годы Великой Отечественной войны. Сын Давида Мильмана Владимир вспоминает: "Отец также рвался на фронт, но его не взяли в связи с болезнью. Его брат Владимир ушел на фронт и погиб. Отец получил замечательный портрет моего дяди, написанный цветными карандашами товарищем по службе - сержантом Жигаловым. Кстати, меня назвали в честь дяди"…
   В 1945-1973 годах Давид Мильман был доцентом кафедры математики Одесского института связи, в 1950-1960-х заведовал кафедрой. Его докторская диссертация, представленная к защите в начале 1950-х годов (напомним: в тяжелые времена гонений на "безродных космополитов») не была утверждена Высшей аттестационной комиссией. К сожалению, основные ее результаты, которые на протяжении нескольких следующих лет печатались только в русскоязычном журнале "Доклады Академии Наук СССР ", так и не стали известны широкому кругу математиков. Поэтому они были повторены (а также частично дополнены) французским математиком Г.Шоке и сообщены на семинаре Бурбаки (Франция), получив название "теория Шоке".
После выхода на пенсию в 1973 году Д.П.Мильман переехал в Израиль. Его пригласили работать в Тель-Авивский университет на должность профессора. Некоторые результаты, полученные ученым в последние годы жизни, нашли свое применение в теории сингулярности.
   Д.П.Мильман ушел из жизни 12 июля 1982 года. Его сыновья достойно продолжили дело отца, внеся свой вклад в развитие науки и общечеловеческой культуры. Виталий Мильман, старший сын Давида Пинхусовича, стал профессором математики Тель-Авивского университета. В 2018 году ученый вошел в список семидесяти израильтян - выдающихся ученых мира, опубликованных газетой "Вашингтон Пост" к 70-летию Государства Израиль. Известный израильский математик - обладатель премии Ландау, премии Гумбольта (Германия), престижной израильской премии в области науки «Эмет» («Истина», иврит). Несколько раз он избирался президентом израильского математического союза, член Американского математического союза.
Ныне известный канадский математик, профессор Торонтского университета Пьер Мильман в 1997 году был избран членом Канадского Королевского Общества - Академии наук, под эгидой которой находятся точные, естественные, прикладные науки и технологии. Он - лауреат премии Джефри-Уильямса и других престижных исследовательских грантов и стипендий.
   Владимир Мильман окончил математический факультет Харьковского университета имени В.Каразина, учился в аспирантуре, но ученым-теоретиком не стал. Жизнь внесла свои коррективы, сейчас Владимир работает координатором технологий университета Торонто. Он также известный драматург, продюсер и основатель театра "Феникс". Является почетным гражданином Торонто - за активную работу по укреплению межкультурных связей и разнообразию культур. По кинопьесе В.Мильмана снят художественный фильм "Final Dance " (2009).
   К началу переписки, в которой принимали участие Леонид Трахтенберг, Алина Воевода, Лариса Шабельник, Александр Вишневецкий и сыновья Мильмана и Гельфанда, Владимир мало знал о местечке Чечельник, но в своих письмах много интересного рассказал об отце и членах семьи: "Среди наших родственников есть еще один заслуженный человек, рожденный в Чечельнике - Бенцион Мильман, брат моего отца. Бенцион работал заместителем министра по строительству при правительстве Годы Меир, став в один ряд с первыми строителями Государства Израиль.
Наш отец, Давид Мильман, в молодые годы был не слишком религиозным, хотя знал наизусть многие тексты из ТАНАХа. Он часто рассказывал о нашем дедушке, достойном и грамотном человеке... Отец любил людей и верил в них, он располагал особой внутренней силой и понимал, что человеку, который "споткнулся", можно разъяснить его ошибку. Всю свою жизнь помню слова, сказанные как-то отцом: "Тишина — это голос Б-га» …
   Династия Мильманов продолжается: не только дети, но и большинство внуков Давида Пинхусовича многого достигли в различных областях науки.
Известный во всем мире математик, биолог и педагог Израиль Моисеевич Гельфанд, которого коллеги называли «Моцартом математики», родился 2 сентября 1913 года в местечке Окны (ныне – райцентр в Одесской области). В 1923 году семья переехала в Ольгополь. Спустя десятилетия Израиль Моисеевич вспоминал о своих школьных годах: "Мой учитель математики Титаренко был очень хорошим педагогом, хотя казался суровым. Лучшего учителя я никогда не встречал. Он любил меня и поддерживал. А уметь вовремя поддержать ученика - главное для учителя ".
   В 1926 году по совету отца Израиль начал учебу в Чечельницкой профшколе. Там он и подружился с Давидом Мильманом. Ребята увлекались математикой, решали сложные задачи, составляли интересные задачи и искали на них ответы. Они не только учились вместе, но и жили два года под одной крышей в семье Мильманов. И уже, даже став известными, высоко оценивали математические достижения друг друга, о чем свидетельствуют воспоминания их детей и современников.
В конце 1920-х годов собственник мельницы Моисей Гельфанд, у которого к тому же еще и трудился наемный работник, был признан "эксплуататором" и "раскулачен". Не имея возможности учиться дальше, семнадцатилетний юноша с неполным средним образованием переезжает к своим московским родственникам.
   Судьбу Гельфанда определил случай. Работая вахтером в научной библиотеке, он в свободное время увлекался книгами по высшей математике. На него обратил внимание уже тогда известный математик А.М.Колмогоров. Ученый предложил юноше несколько проблемных задач, которые тот за несколько дней успешно решил, причем одну из них – совершенно оригинальным методом.
   В 1931 году И. Гельфанд начал посещать вечерние лекции по математике в Московском университете. А через год (в 19 лет) по просьбе Колмогорова он был зачислен в аспирантуру. Андрей Николаевич стал научным руководителем аспиранта, который не только не окончил среднюю школу, но и никогда не был студентом высшего учебного заведения. Тогда же Израиль Моисеевич начал преподавать в МГУ.
В 1930-х годах молодой ученый стал руководителем знаменитого школьного математического кружка в институте имени Стеклова. Работая со школьниками с 1960-х по 1990-е годы, И. Гельфанд "всегда старался, чтобы красота математики доходила и до тех детей, которые никогда больше не будут заниматься ею". Ученый-педагог считал, что успешное обучение возможно только при активном желании и мотивации ученика. Здесь стоит вспомнить любимый Гельфандом юмористический рассказ А.Чехова "Кто виноват?" - о котенке, которого силой учили ловить мышей. И вот он стал солидным котом, но, увидев мышь, впал в панику и убежал. Подход Гельфанда к преподаванию математики ученикам был совсем другим: "Обучение должно приносить удовлетворение".
   В 27 лет И.Гельфанд стал доктором физико-математических наук, одним из создателей теории нормированных колец (банаховой алгебры). Про удивительное многообразие его таланта и научное долголетие свидетельствует тот факт, что он также автор работ по биологии, цитологии и нейрофизиологии мозжечка.
И.М.Гельфанд был действительным зарубежным членом девяти крупнейших академий мира, в том числе Национальной академии США, Французской академии, Королевского общества Великобритании. К сожалению, официальное признание в Советском Союзе к ученому пришло только в 71 год. Еще в 1953 году его выбрали членом-корреспондентом Академии Наук СССР и лишь в 1984-м – академиком. Между двумя этими событиями - более тридцати лет! Действительным зарубежным членом иностранных академий он стал раньше, чем советской…
   Израиль Гельфанд стал первым лауреатом премии Московского математического общества (1935), премии Вольфа (аналог Нобелевской премии для математиков, 1978) и многих других международных математических премий. Ученый - почетный доктор семи зарубежных университетов, включая Гарвард и Оксфорд, лауреат нескольких Государственных премий СССР.
  В возрасте 92 года (в 2005-м) Израиль Моисеевич опубликовал пять работ из разных областей математики, а в 2006-2007 годах - еще две работы по клеточной биологии и о структуре белков. Гельфанд - рекордсмен научного долголетия: работая в математике почти 75 лет (до 94-х!), он написал более восьмисот научных работ и тридцати монографий.
   Скончался Израиль Моисеевич Гельфанд 5 октября 2009-го. Его старший сын Сергей Гельфанд, родившийся в 1944 году, стал кандидатом физико-математических наук в 1968-м. Вместе с отцом и И.Бернштейном ввел понятие резольвенты для задачи классификации петель групп Ли (резольвента Бернштейна-Гельфанда-Гельфанда); совместно с Р.Макферсоном доказал теорему декомпозиции.
   В 1990 году Сергей эмигрировал в США. С 2007-го работал ответственным издателем Американского математического общества в Провиденсе (США). Под его редакцией вышла серия лекций, прочитанных на знаменитых семинарах И.Гельфанда.
Выпускник механико-математического факультета МГУ Владимир Гельфанд в своих исследованиях связал математику с биологией и химией. Биохимик, доктор биологических наук (1975). Сейчас - профессор, директор лаборатории клеточной и молекулярной биологии в Северо-Западном университете в Чикаго (The Gelfand Lab, США).
   Достойные позиции в области математики, биологии и медицины занимают и внуки И.М.Гельфанда.

***

   Две жизни - две судьбы… И одна на двоих безграничная любовь к математике… И бывшее местечко Чечельник, навсегда связавшее судьбы выдающихся ученых Давида Мильмана и Израиля Гельфанда…