Джейн Остин. Эмма

Антон Шишкодремов
- Гарриет, дорогая, не могла бы ты полюбить мистера Элтона?
- Так я его даже не видела ни разу.
- Да какая разница! Ты же знаешь, я старая сводня в свои 21 год и мне интересно, что из этого получится.
- Хорошо. Полюблю. Минуточку... Так. Все! Полюбила!

Любовь по Джейн Остин очень даже регулируется. Подтяните рычажок посильнее, нажмите вооооон на ту красную кнопку и... и все! А что меня всегда радовало, так это очень точные данные по поводу материального благополучия потенциальных женихов и невест, которыми писательница жонглирует в своих произведениях с невероятной легкостью. Кто ж не знает, что у мистера Дарси целых пятьдесят тысяч фунтов в год доходу. И это при то, если вы помните, что бедная гувернантка пашет, например, пусть и на полном пансионе, за пятьдесят не тысяч, но фунтов в этот же год.

В "Эмме" Джейн Остин нарушила свои правила и по поводу благосостояния самой Эммы, которая является альтер эго самой писательницы, нет ни слова. А мне так хотелось посравнивать ее с другими. Жаль. Вообще, "Эмма" имеет огромную ценность для почитателей Джейн Остин, потому что, написанная чуть ли не последней, она лучше всего раскрывает настоящий образ самой писательницы. Здесь я нашел признание читателям, оправдание, позицию по жизни и даже грусть по утерянному.

Сама же книга реальный порожняк. Понимаю, что все вместе, целиком она является остроумной сатирой на средний класс, который мнит себя высшим обществом. Мещанство, праздность и тот самый порожняк, о котором я сказал выше. По сути, в "Эмме" этот самый порожняк высмеивается с помощью порожняка же. В то время в Англии также наблюдалось расслоение, как и у нас сейчас, но, если экономические и политические признаки еще как-то соответствуют среднему классу, то все остальное с головой выдает класс лакеев. Тех, что прикидываются высшим обществом. В этой части книга очень актуальна.

Произведение самое зрелое из того, что мне довелось читать у Джейн Остин и это плохо, потому как оно слишком уж серьезно, я даже не улыбнулся ни разу. Речь же в нем исключительно о недостатках человеческих, что делает честь его автору, которая не тычет всем в глаза надуманными достоинствами мистера Дарси, а гораздо дальше ушла по тернистому пути понимания этой единственной жизни. Вывод же по книге самый неутешительный, ибо по сути писательница призналась всему миру, что такого понятия как "женская дружба" не существует. Немного шутка.

Кстати, образы, которыми так прекрасно блещет Джейн Остин в части отношений, мне всегда казались неубедительными, я не верю в такие браки, которым у нее постоянно все заканчивается. Сами посудите, В "Гордость и предубеждение" Элизабет выходит замуж за Дарси, эти герои так похожи в своих стремлениях порассуждать, будто близнецы, они собираются всю жизнь дискутировать? В "Эмме" я вижу нечто подобное. Если бы я исследовал всякую чепуху на тему "Почему Джейн Остин так и не вышла замуж", то я бы начал с этого. Хотя, в "Эмме" как раз и приводится покаяние писательницы, которая на весь свет признается в том, что человеческих отношений не понимает. Признается и тут же повторяет свою ошибку.

"Эмма" совершенно доконала меня убитым текстом, невероятно нудными построениями, никакое понимание, что все это юмор не спасает, ибо 500 страниц - это уже не смешно. Где любимый всеми мистер Беннет или хотя бы Элинор из "Чувства и чувствительность"? Текст невероятно скучный, ни одной оригинальной фразы, ни одного юмористического высказывания, а ведь все это Джейн Остин умеет прекрасно.

В общем, книга для героев-фанатов писательницы, всем другим стоит читать "Гордость и предубеждение", а я еще фильм с Гвинет Пэлтроу планирую посмотреть. Кстати, на тему того, что в "Эмме" якобы нет сюжета, я не написал ни слова, потому что в моем понимании сюжет - это дело десятое. Все самые отчаянные и дикие сюжеты происходят у нас в голове.

Закончить хочу тоже небольшим диалог, отражающим все творчество Джейн Остин.
- Я тебя люблю.
- Я тоже люблю именно себя. Удивительно, как удачно мы оба в этом совпали.