Патриархат, конкубинат, майорат и иже с ними

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в Книге, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


ПАТРИАРХАТ, КОНКУБИНАТ, МАЙОРАТ И ИЖЕ С НИМИ
(Некий властелин посещает Авраама, съедает его угощение, интересуется женой хозяина и заверяет, что после их встречи она непременно родит. Предсказание владыки сбывается и Авраам объявляет случившееся божьим промыслом)


Впервые Всевышний занялся восстановлением репродуктивной функции бесплодной женщины в земле Ханаанской возле дубравы Мамре.
Престарелый Авраам уже смирился с мыслью, что его наследником станет сын рабыни, и, по своему обыкновению, отдыхал от дневного зноя у входа в шатер, когда Господь вдруг посетил его.

        «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал
         навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел
         благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют
         ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши;
         потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего.
         Они сказали: сделай так, как говоришь» (Бытие 18 2-5)
        «И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них
         под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре» (Бытие 18:8-9)

Эта знаменательная встреча, положившая начало множеству народов, религий и событий, по праву занимает почетное место в каноне и предании. Кто только не упоминал и не разбирал ее!*  Бремя известности давно отлилось в несокрушимую догму, которая подменила живой и оригинальный текст. А между тем, непредвзятый анализ сюжета способен поколебать устоявшиеся взгляды и привести к неожиданным выводам.

Дело в том, что некоторые поступки главных действующих лиц – Всевышнего и Авраама – плохо согласуются между собой и противоречат контексту повествования. Таких неувязок слишком много, чтобы пренебречь ими. Волей-неволей приходится их собирать, сопоставлять, разгадывать, а после - корректировать протосюжет….

Итак, будущий отец народов пробуждается от дремы и обнаруживает пред собой…Всевышнего? Несмотря на давнее знакомство, патриарх не узнает Господа. Еще бы – вместо Владыки Небес он зрит   т р е х    с т р а н н и к о в  , реальных и брутальных:

     • как всякие путники, они устали с дороги и проголодались
     • они едят и пьют обычную пищу кочевников
     • они отдыхают под деревом и слуги омывают их натруженные ноги
     • после еды и отдыха важные гости интересуются женой хозяина

Вполне естественно, что Авраам оказывает путешественникам-незнакомцам радушный прием в духе восточного гостеприимства. Он не падает ниц, как поступает обычно при встрече с Господом, не воздвигает жертвенников, не взывает к имени Бога и не возносит жертвы всесожжения. Вместо этого Авраам потчует пришельцев маслом, молоком и телятиной**. Он суетится и угождает гостям так, как угождал бы важному господину (владыке, властелину здешних мест) и двум его спутникам. Не более того***.

--------------------------------------------------------
         *См. Бытие 24:36, Навин 24:3, Исайя 51:2, 3 Ездра 3:15, К Евреям 11: 11, Деяния 7:8, Протоевангелие...
      **Архангел Рафаил также вкушает земную пищу, но потом объявляет это иллюзией. (Товит 12:19). Однако,
           Рафаил скрывал от людей свое ангельское происхождение и намеренно уподоблялся человеку. В отличие
           от него гостям Авраама незачем скрывать свою истинную природу.
    ***Лот также считает гостей Авраама людьми: «и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте,
            и умойте ноги ваши» (Бытие 19:2)
          «… только    л ю д я м    сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего» (Бытие 19:8)
--------------------------------------------------------


А что же Всевышний? Он вовсе не ограничивается «утроением» и мясоедением. Все его поведение разительно отличается от обычного стиля Вседержителя:
   • он не представляется
   • он - Всезнающий - вопрошает («Где Сарра, жена твоя?», «Отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра…?»,
     «Кто у тебя еще есть здесь?»)
   • ему - Всеведущему - неизвестно число праведников Содома и степень вины содомлян
   • он повторно обещает Аврааму то, что уже посулил на прошлой встрече

Уместно вспомнить, что с тех пор, как семья Авраама вышла из Ура Халдейского, Господь уже ПЯТЬ раз являлся патриарху, но всегда посещал его в единственном числе. Да и впоследствии Бог обходился без эскорта.

Свои визиты к Аврааму и его потомкам Всевышний нередко начинал повторением одних и тех же формул: «Я Бог Всемогущий…», «Я Господь, Бог Авраама…», «Я Господь, который вывел тебя из Ура Халдейского…» и т.п. Дважды Господь «знакомился» в таких выражениях с Авраамом, один раз – с Исааком, дважды – с Иаковом.
Но в этот знойный день таинственный триумвират безмолвствовал…

Когда же насытившиеся гости, наконец, нарушают молчание, их речи вызывают недоумение. Разве всеведущему Богу невдомёк, что Сарра укрывается в шатре, а у Лота есть жена, дочери и зятья? Разве Создателю мира нужно лично посещать город, чтобы пересчитать праведников и нечестивых? И для чего Господь справлялся о Сарре, если Он лишь обещал патриарху наследника?  Можно представить, с каким удивлением выслушал эту новость будущий отец множества народов: совсем недавно Господь уже являлся и извещал его о том же в тех же словах (Бытие 17:19-21)...

        * * *

Странная вырисовывается картина. Некий властелин (не очень похожий на Бога) приходит, угощается, интересуется хозяйкой и уверяет, что теперь она родит. Предсказание сбывается и его объявляют   б о ж ь и м    промыслом, поскольку

     • долгие годы и даже десятилетия Сарре не удавалось родить
     • ребенок появляется на свет, когда Аврааму исполняется 100 лет, а Сарре – 90
     • Авраам уверяет всех, что Господь Бог лично помог Сарре преодолеть ее бесплодие

Что и говорить, появление сына у 90-летней дотоле не рожавшей женщины покажется чудом, если забыть, что в патриархальный период продолжительность жизни была совсем иной*. К тому же биография супруги Авраама насыщена весьма сомнительными событиями. В частности, в жизнеописании Сарры нетрудно усмотреть намеки на то, что она страдала какой-то заразной, возможно, венерической болезнью**. В таком случае ее детородные проблемы связаны со здоровьем, так как известно, что некоторые из венерических заболеваний приводят к временному бесплодию*** и даже прерыванию «обычного у женщин»****.

--------------------------------------------------------
        *К примеру, Авраам прожил 175 лет, его сын Исаак – 180, а жена Сарра - «всего лишь» 127 лет. В пересчете на
            современные масштабы Авраам стал отцом Исаака лет в 40-50, а Сарра матерью - примерно к 35-40 годам.
            Даже спустя сорок ветхозаветных лет после рождения Исаака Авраам успешно производил детей и
            совсем не удивлялся своей плодовитости.
      **По крайней мере, такие подозрения вызывают проблемы со здоровьем у фараона и Авимелеха после
             контактов с Саррой.
     ***Например, сифилис, гонорея, хламидиоз.
    ****Например, - аменорея.
--------------------------------------------------------


Вполне возможно, что некоторое время сходные немочи угнетали и Авраама. По крайней мере так можно объяснить странную пассивность патриарха: до преклонных лет он страдает из-за отсутствия потомков, но даже не пытается изменить свое незавидное положение. А ведь он мог жениться вторично или взять себе наложницу, не дожидаясь старости*. (Только на 86 году по инициативе Сарры Авраам «входит» к Агари и тотчас же обзаводится наследником). На определенной стадии «болезни Венеры» поддаются излечению и нельзя исключать того, что древние умели врачевать подобные недуги**. Вот и «отец множества народов», возможно, со временем (например, к 85 годам) исцелился и занялся продолжением своего рода.

        * * *

Если вышеприведенные соображения имели отношение к Аврааму и его жене, то масштабы чудесного в рождении Исаака заметно сокращаются. Становятся понятны и длительное бесплодие патриархальной четы, и прекращение «обычного» у жены Авраама, и необычно позднее зачатие. Теперь вся непостижимость Сарриного зачатия сводится только к роли Бога в ОПЛОДОТВОРЕНИИ женщины. Если Господь действительно принимал участие в этом таинстве, то оно сразу обретает сакральный смысл. Но так ли это? Возлагая на Всевышнего заботу о потомстве Авраама, Библия невольно противоречит сама себе:

     • Во-первых, с Саррой Бог поступает непоследовательно, так как беспричинно «заключает чрево» жены своего
        избранника (Бытие 16:2), томит ее до старости, а затем внезапно сменяет гнев на милость и дарует
        ей сына. С чего бы?
     • Во-вторых, Авраам обходится со своим гостем как с человеком. Царем, повелителем, но не Богом.
     • В-третьих, этот гость и выглядит, и ведет себя «не по-божески» (задает лишние вопросы, повторяется).

Из-за этих неувязок сакраментальный вопрос: «А был ли Бог?» кажется здесь вполне уместным, поскольку складывается впечатление, что участие Небес в рождении Исаака придумано биографами Авраама. Стоит лишь отбросить эту догму, как указанные противоречия снимаются и восстанавливается «дней связующая нить». 

--------------------------------------------------------
        *В многоженстве не было ничего предосудительного. Так, например, Елкана имел двух жен и пользовался
          благословением Господним. Две жены было и у отца Авраама, Фарры, и у самого Моисея. Фактически роль
          жен (но с некоторым «поражением» в правах) играли наложницы Авраама,  Иакова, Нахора …
     **Сифилис был известен еще в Древнем Египте и Индии. Лечить это заболевание предлагалось ртутными
         препаратами ( растворами сулемы, киновари и каломели ). Аналогичные рецепты были обнаружены в древних
          китайских манускриптах, датированных 2600 г. до н.э. В древнегреческой легенде о пастухе Сифиле нимфа-
          покровительница приводит его к серному источнику и ртутному озеру. До сих пор при лечении аменореи
          используют целебные грязи.
          Все перечисленные средства можно в изобилии обнаружить в Иудее.
--------------------------------------------------------


Скорее всего, дело было так: некий местный правитель однажды посетил стан Авраама и одарил Сарру своей благосклонностью.

Противоречит ли это предположение рассматриваемому сюжету и его контексту? Ничуть. Больше того, в его пользу свидетельствуют некоторые события из жизни патриарха:

     • Местные царьки нередко наведывались в гости к Аврааму, в том числе и ВТРОЁМ.
        Так филистимский царь Авимелех и два его сановника по крайней мере один раз посещали стан Авраама в
        окрестностях Вирсавии (Бытие 21 22,32). Еще один «тройственный» визит лет через 60 царь Авимелех с двумя 
        приближенными нанес Исааку и тот угощал их, подобно Аврааму в Мамре (Бытие 26 26-31).
        Кроме того известно, что у Авраама было ТРИ царя-союзника из местных народов – Анер, Эшкол и Мамрий
        (совпадение?).
     • Важный гость, которого Авраам называет «Владыкой», впоследствии явно благоволит к Сарре, особо отличая
        ее сына и неизменно поддерживая в ссорах с Агарью.
     • Сарра очень привлекательна и Авраам беззастенчиво торгует женой ради собственной безопасности и
        обогащения всякий раз, когда судьба сталкивает его с чужеземными властителями. Так действует он
        в Египте и в землях Авимелеха, так, по его же словам, он поступает во всех местах своего пребывания (Бытие 20:13).
        Позднее примеру отца следует и его обетованный сын Исаак, причем их сутенерство не вызывает ни
        малейшего осуждения со стороны Господа.


После визита этого владыки Сарра попадает в гарем вышеупомянутого филистимского правителя Авимелеха*. Царь вроде бы не прикасался к «сестре» Авраама**, но весь гарем и его самого внезапно поражает какая-то болезнь, вероятнее всего, - венерическая***. Только вмешательство Авраама позволяет больным избежать гибели и исцелиться. Миролюбивый Авимелех не наказывает Авраама и Сарру за обман и заражение, напротив – он богато одаривает их (?)****. Позднее этот царь в сопровождении двух придворных посещает Авраама (вторично?) и заключает с ним договор о ненападении.

--------------------------------------------------------

        *Не исключено, что «тройным» владыкой был Авимелех. Правда, в дубраве Мамре он уже знает, что Сарра –
         жена Авраама, а позднее делает вид, что верит, будто она – сестра Авраама.
       **Авраам выдает Сарру за свою сестру.
      ***Если Авимелех сначала «вошел» к Сарре в Мамре, а затем забрал ее в свой гарем, то он мог заразиться еще
         там, в Мамре.
     ****Авраам уже применял такой ход по крайней мере один раз – у фараона – и он весьма напоминает
         срежиссированный шантаж из «Маленького Мука» Гауфа:
        сначала предлагаются фиги, которые уродуют короля, а затем (ЗА ХОРОШЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ) – фиги,
        восстанавливающие здоровье.
        Как и фараон, Авимелех вежливо выпроваживает Авраама, словно прокаженного, зачумленного или
        инфицированного какой-то иной заразной болезнью. То же происходит с Исааком:
        «И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: КТО ПРИКОСНЕТСЯ К СЕМУ ЧЕЛОВЕКУ И ЖЕНЕ ЕГО,
         тот предан будет смерти… И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас»
        (Бытие 26:11,16) 
        Филистимляне даже завалили все колодцы, вырытые Авраамом и Исааком.
        Похоже, что фараон и царь не желали связываться с семейством Авраама, ОПАСАЯСЬ ЭПИДЕМИИ.
--------------------------------------------------------


Спустя некоторое время Сарра с удивлением обнаруживает в «недре своем» биение новой жизни. Это важное событие случается как раз тогда, когда единственному сыну и наследнику Авраама, Измаилу, исполняется 13 лет. Иными словами, сын египтянки Агари становится СОВЕРШЕННОЛЕТНИМ. Его положение в доме меняется, усиливается влияние Агари и, соответственно, ограничивается власть Сарры.

       Вряд ли Сарру устраивало такое развитие событий. 13 лет назад она самолично предложила мужу свою рабыню-
       египтянку в качестве наложницы, рассчитывая усыновить ее будущего ребенка и стать матерью наследника.
       Однако, судьба распорядилась иначе: после зачатия рабыня вышла из повиновения своей госпоже,
       чувствуя за собой поддержку господина.
       Возмущенная Сарра аппелировала к Господу (или все к тому же неведомому владыке-покровителю) и с его
       помощью восстановила свою власть над служанкой. Можно только догадываться, сколь жестоко изводила она
       соперницу, если беременная Агарь предпочла сбежать в безводную пустыню.
       Не тут-то было: вездесущий Ангел (или сам Авраам?) нашел и вернул госпоже ее рабу, беглянка родила сына-
       наследника, удержала его при себе и противостояние законной жены с конкубиной возобновилось. Год
       за годом «взрастал» Измаил и, соответственно, возрастала роль его матери-наложницы. Наконец, он достиг
       совершеннолетия и согласно иудейским представлениям стал не мальчиком, но мужем.

Именно в этот критический момент Сарра неожиданно дарит мужу собственного сына. Как нарочно, обстоятельства этого знаменитого зачатия изложены весьма туманно:
       «И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила
        Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог» (Бытие 21:1-2)
 
Из приведенного отрывка трудно понять, когда и где Сарра зачала, кто был отцом ребенка, что именно «сделал Господь Сарре» и какова во всем этом роль Авраама. Великая Книга отнюдь не всегда так уклончива, местами эта деликатная тема освещена гораздо яснее:
        «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина». (Бытие 4 1)
        «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха» ( Бытие 4 17)
        «Он вошел к Агари, и она зачала». (Бытие 16 4)
        «и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына». (Исаия 8 3)
        «И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она [зачала и] родила сына» (2-я
        Царств 12 24)
        А также см. Осия 1:3, 1-я Пар 7:23, Быт 38:2-3...
       
На фоне чужих судеб скупые обстоятельства «размыкания Сарриного чрева» не могут не удивлять. Поневоле закрадывается подозрение, что авторы Ветхого завета намеренно затушевывают детали, связанные с зачатием Саррой Исаака.

        * * *

…Но вот, наконец, истекают положенные сроки, и загадочный Исаак появляется на свет, окруженный любовью своих родных и близких. Вскоре выясняется, что далеко не все они с ликованием встретили это событие.

Сначала вспыхивает конфликт Сарры с Измаилом и Агарью: Измаил на пиру надсмехается то ли над госпожой, то ли над Исааком (то ли над сомнительным происхождением младшего брата)(Бытие 21 9). По настоянию Сарры и покровительствующего ей Господа Авраам вынужден изгнать своего первенца и наложницу Агарь, обрекая их на верную смерть за дерзость подростка*.

Затем испытанию подвергаются отношения Авраама и Исаака. Всевышний, всегда резко осуждающий человеческие жертвоприношения, якобы требует у Авраама жизнь его сына Исаака, хотя именно с Исааком Бог поклялся заключить обет, а потомством Исаака Предвечный собирался заполонить все земли**.

Во избежание недоразумений Тора поясняет: таким способом Господь всего лишь проверял верность своего раба Авраама. Ну что ж, допустим, что авторам Книги доподлинно известны не только деяния, но даже    н а м е р е н и я    Всевышнего. Допустим также, что Бог и впрямь намеревался испытать Авраама. Все равно вопросы к этому «недетскому» испытанию остаются:

     • Разве Господу изначально не ведомы все помыслы человеческие?
     • Разве не сам Бог избрал Авраама среди многих и даже заключил с ним вечный союз?
     • Разве Авраам подал своему покровителю какой-либо повод для сомнений?
     • Наконец, изменилось ли отношение Бога к Аврааму после столь жестокого экзамена?
 
Вряд ли кто-то затруднится с ответом на эти почти риторические вопросы. Но тогда жестокое божье повеление-испытание становится еще более странным. Логичнее предположить, что вовсе не Бог, а сам Авраам покушался на жизнь своего (или чужого) не слишком любимого сына Исаака (Даже сквозь скупые строки Писания можно различить следы любви Авраама к своему первенцу Измаилу . Увы, нельзя сказать того же о якобы долгожданном Исааке... )

--------------------------------------------------------
      *Впрочем, истинную причину такой беспощадности Сарра открыто называет сама – это борьба за наследство:
       «и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком»
       (Бытие 21 10)
     **До сих пор Бог не не требовал жертвоприношений, тем более – человеческих, да еще и в определенном месте.
       Каин, Авель, Ной, Авраам совершали этот обряд по своему усмотрению.
--------------------------------------------------------





Подводя итоги, еще раз вкратце повторим некоторые утверждения и факты:

     • Местные цари бывали в гостях у Авраама.
     • «Владыка», посетивший Авраама и Сарру возле дубравы Мамре, больше похож на человека, чем на небожителя.
     • Авраам относится к гостю, как к могущественному    ч е л о в е к у .
     • После визита гостя-владыки Сарра попадает в гарем местного царя (Авимелеха).
     • Соперничая с Агарью, Сарра обращается за содействием к арбитру (господину, властелину, царю?)
        и тот неизменно поддерживает ее.
     • Согласно патриархальному праву Измаил, как единственный сын главы семьи, должен был наследовать
        Аврааму, когда достигнет совершеннолетия. ИМЕННО В ЭТОТ МОМЕНТ НЕПЛОДНАЯ САРРА
        ОБЗАВОДИТСЯ РЕБЕНКОМ.
     • Обстоятельства Сарриного зачатия весьма туманны.
     • Сарра использует насмешки пасынка как повод, чтобы навсегда изгнать Агарь и вероятного наследника -
       Измаила.
     • Без Измаила сын Сарры Исаак СТАНОВИТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ НАСЛЕДНИКОМ Авраама.
     • Авраам любит старшего сына Измаила. Его отношение к младшему - Исааку - неизвестно, но однажды отец
       чуть не убивает его.

Размышляя над этими фактами, приходишь к выводу, что за историей зачатия Исаака скрываются проблемы психологического, экономического и физиологического характера: в единый клубок сплелись патриархальное женское бесправие, майорат, конкубинат, гомо- или бисексуальность, «болезни Венеры», секреты врачевания, наследственные патологии...

Должно быть, не случайно Авраам долгое время покровительствовал своему сомнительному племяннику Лоту, который избрал для жительства развратный Содом и дважды запятнал себя инцестом.
Не случайно Авраам и Сарра (а позже их потомки – Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль) страдали бесплодием, так как все они состояли в кровном родстве.
Не случайно Авраам до глубокой старости не брал себе второй жены и обходился с Саррой как с товаром.
Не случаен и шлейф болезней в гаремах местных владык, сопровождавший Сарру…
 
Патриархов обременяли сложные и вполне реальные проблемы, а их благополучное разрешение, подкрепленное хитроумием и находчивостью, порой представлялось современникам подлинным чудом. 
 

(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).