Джек Восьмеркин - американец

Антон Шишкодремов
Тридцатые годы прошлого века - сложное для писательского творчества время, все гримасы коллективизации вылились на люди уже после смерти Сталина, в шестидесятые годы. Тем не менее, сохранилось несколько странных произведений и "Джек Восьмеркин - американец" - одно из них. Николай Смирнов успел написать его к тридцатому году, а в начале тридцатых уже ушел из жизни. Поэтому ему не довелось увидеть всего того, что на ниве сельскохозяйственных угодий происходило дальше.

В конце восьмидесятых мы все дружно посмотрели одноименный фильм, снятый по мотивам его книги, я, так вообще его ждал с нетерпением в своем нежно-мальчишеском возрасте, он был прекрасно-музыкальный и даже иногда смешной, но в общем и целом, пусть и по тем временам, бестолковый и глуповатый. Книгу же я прочитал совершенно случайно, хотя и ни разу в последствии об этом не пожалел.

Конечно, если воспринимать это произведение всерьез, то в нем сложно найти особые художественные достоинства, а содержание и вовсе не выдерживает никакой критики. По сути, "Джек Восьмеркин - американец" - это деревенская (сельскохозяйственная) повесть, относящаяся к жанру "сказка-утопия". Но какая-то общая несерьезность спасает эту книгу, а очень легкий текст делает ее доступной для всех.

Кинематографисты, конечно, этот гротеск уловили, хотя и довели его до крайности (на улице тогда перестройка была), поэтому фильм совсем уж неудачным не назовешь. Мне так вообще нравятся там моменты с семьей кулака Скороходова (играет Лев Дуров), а сватовство его сына и вовсе гениальное. Посмотрите момент, отмотав 2 часа и 10 минут.

В книге утопические признаки сразу же бьют в глаза, автором взят совершенно мифический случай, когда человек, который случайно попал из России в США, вернулся назад, привлеченный бесплатной землей. Этот курьез преподнесен как стечение обстоятельств, хотя Смирнов и пытается все исторически обосновать, ибо Америка времен великой депрессии действительно не выглядела в те времена привлекательно. Но на подобных стечениях обстоятельств и держится все повествование.

Коммуна, которая в те годы в основном существовала исключительно на бумаге, являясь некоей теоретической формой типа научного коммунизма, в "Джек Восьмеркин - американец" довольно привлекательна, повседневные трудности герои преодолевают с какой-то детской непосредственностью. Книга действительно временами напоминает какой-то пионерский журнал, может именно поэтому она мне понравилась, экскурсия в юные годы, но журнал очень безобидный, без особого пафоса и жертвенного негатива. По ходу чтения я буквально вжился в эти проблемы запашки зерновых, теплиц с ранними огурцами, покупки динамо и переселения коммунарщиков в дом помещиков Кацауровых.

Судя по всему, Николай Смирнов, автор другой вовсе фантастической утопии "Государство Солнца" (явная параллель с "Городом Солнца" Томмазо Кампанеллы), и взаправду верил в нечто светлое и отдаленное, может эта книга в 30-е и раздражала (к сожалению, моя бабушка о ней даже не слышала в свое время), предназначалась для зомбирования городских жителей и нового поколения, но в настоящее время читается как сказка, а писатель воспринимается очень незлобивым и понимающим сельскохозяйственные процессы.

Образы кулака Скороходова с сыном и здесь довольно карикатурные (а может так сильно фильм повлиял), но это распространяется не только на них. Бывшие помещики Кацауровы, переживающие дикий упадок, показаны с каким-то иронической интеллигентностью, книги на английском и теннис на куриных полях выглядят дичью. Деятели московской прессы (здесь Смирнов себя выдал, почему именно пресса, ведь коммунами занималось совсем иное ведомство) сами называют случай с коммуной "Новая Америка" курьезным. В книге по сути воплотились все несбывшиеся мечты коллективизации, но она не выглядит злобным пасквилем к неудавшемуся, потому что была написана раньше. В тридцатые же годы, в период дружбы нашей страны с Германией, никакой "американизм" был бы вообще невозможен, но автор до этого периода тоже не дотянул.

Произведение выделяется своей особенностью, подобных трудов не сохранилось, а может просто я не сталкивался с ними, тридцатые годы в моем представлении являются разгулом советской цензуры. Может поэтому данное произведение издавалось потом только в конце 60-х и о нем вспомнили исключительно в годы перестройки. Здесь нечего было делать цензуре, хотя сомнительных моментов более чем достаточно.

Сюжет интересен еще и тем, что читателю здесь предоставляется возможность вместе с главным героем, начав с небольшого картофельного участка, дорасти до размеров председателя огромного по тем временам хозяйства, в котором будет даже американский автомобиль, ввезенный в нашу страну беспошлинно. Представляю, правда, какой несмешной цирк случился бы в дальнейшем, когда от Восьмеркина начали бы требовать выполнения плана по борьбе с кулачеством и понавешали бы на него обязательств в виде кормления за свой счет всей области. В общем, удачи Джеку Восьмеркину, а я заканчиваю.

Книгу могу порекомендовать абсолютно всем, она для разных возрастов, написана интересно и очень просто. Сама же она не укладывается ни в какие рамки, хотя и относится к стандартному жанру того времени "советская утопия".