Афоня

Григорий Васильев-Хлеборадов
 Пересказ подслушанного случайно рассказа...
-----------               
  «Давно это было, мне ещё мой дед рассказывал. В селе нашем церковь была, а служил в ней батюшка, отец Василий. Был он молод, лет тридцати или чуть больше. Получил он как-то известие  про то, что в село наше к помещику Пафнутию Чебышеву приехал погостить из Санкт-Петербурга действительный статский советник  Лелянов Павел Иванович с женой, да  дочерью, большой, учёный человек из богатой дворянской семьи, и что собирается он в воскресение посетить его приход.  Пообещал  барин много денег дать на нужды церкви. Стал отец Василий волноваться, и вот по какому поводу: жил тогда в селе один мужичок лет пятидесяти,  звали его Афоня, по прозвищу «кривой». Оттого его так прозывали, что ходил он скособочившись на одну сторону. В молодости он сильно пил, а пьяный часто дебоширил. Как то, после одной попойки, сильно его побили, повредили спину, и с тех пор он так и ходил. Афоня мужик был тихий, слова лишнего из него не вытянешь, а по воскресениям ходил он справно в  церковь, а после литургии помогал в церкви по разным делам хозяйским. Придет, бывало, грохнется на колени пред иконами и молится, и крестится истово, лицо всё красное то ли от стыда за свои прошлые прегрешения, то ли от боли в спине и всё без конца повторял: «Помилуй, Господи мя разбойника, прости Господи, помилуй Господи.., Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго...». Не мог Афоня сдержать себя, чтоб на одном месте молиться, а может,  и боль в спине  покоя не давала, да только ползал он на коленях по всей церкви. Вот отец Василий и подумал: «придёт, барин в церковь, а тут Афоня под ногами...  Пойду,  попрошу  его заняться на это время  каким-нибудь делом».  А Афоня, то ли сам догадался, то ли подсказал кто, но только подошёл он к отцу Василию сам  после службы и говорит:  «ты разреши,  батюшка, в воскресение с утра  мне в  сарае за церковью  поработать,  дрова там  не сложены, да и помолиться  хочу один….».  Отец Василий возьми,  да и согласись: «иди»,  говорит, «поработай, а после  приходи, я тебя исповедую и причащу…»  Пришел Афоня в воскресный день в сарай и стал там молиться, а у отца Василия в это время никак служба не заладится,  всё будто слышится ему голос Афони на службе: «Помилуй  Господи разбойника, отца Василия, прости Господи, помилуй Господи...» Кое-как отец Василий дождался конца службы. Не было у него радости и оттого, что статский советник пожертвовал на храм немалую сумму денег, на ремонт хватит, да ещё и останется на помощь бедным селянам...
    Ночью приснился отцу Василию сон: «вот, стоит он на пороге Храма, а с неба к нему  Ангел спускается, весь в белой сияющей одежде, волосы белее снега, а вместо лица свет. Даёт Ангел отцу Василию хлеб и молча, кивком головы на дровяной сарай указывает, а там, на пороге маленький белый ягнёнок стоит. Ангел поднялся в небо, а отец Василий задумался: «если я отдам хлеб  ягнёнку, то тогда не достанется моим взрослым овцам, дам я им сначала, а что останется и ягнёнку дам, он маленький, много не надо». Пока он так раздумывал, вдруг, откуда ни возьмись, выскочила большая жирная свинья, схватила хлеб и бежать. Отец Василий за ней, а она добежала до мостка у церкви и с разбегу плюхнулась вниз в канаву, да так сильно, что окатила грязью отца Василия и Храм весь забрызгала... Тут он и проснулся. Сразу осознав свой сон, бросился отец Василий бегом к Афоне, на колени перед ним упал: «Прости меня, братец, согрешил я перед тобой и Господом, и впрямь, как разбойник  поступил, как увидел я сон, так сразу молитва мытаря на ум пришла... Приходи в церковь в любой день,  будешь мне на службе помогать, научу грамоте, да языку церковному, Писание, псалмы, да молитвы будешь читать... Обрадовался Афоня и с той поры стал служить в церкви. Складно научился читать, а народ стал замечать, что как только Афоня Псалмы начнёт читать, так у больных облегчение наступает, многие и выздоравливали.
Прослышал о том народ, повалил в церковь и из других сёл, да приходов, так, что не протиснуться стало по воскресениям.  Как-то одна барыня к себе домой Афоню позвала, попросила за свою служанку  помолиться, да Псалмы почитать, сильно та занедужила, думали до утра не доживёт. Пришёл Афоня, и спрашивает служанку: «А веруешь ли ты в Иисуса Христа Сына Божия, да в святых Его, да в Матерь Божию?» Та говорит: «Верую». «А веруешь, что если Он захочет, то ты выздоровеешь?» Служанка опять говорит: «Верую». «А коли веруешь, так что лежишь, вставай, да подай мне Псалтирю, я почитаю». Встала служанка кое-как и пока шла до стола, где книга лежит, хворь то и прошла. Афоня ей и говорит: «вот как  ты сейчас поверила, так и дальше веру храни, в церковь ходи, больше кайся, да молись и Бога славь, исповедуйся, да причащайся!»  С той поры стали Афоню вместо доктора призывать, говорят,  многие выздоравливали...  В конце жизни Афоня  не выходил из дома, уже и не вставал, а народ к Афоне каждый день ходил, кто-то попросить его помолиться за кого, а кто-то чем помочь Афоне и отец Василий не забывал Афоню,  много к нему ходил, исповедывал, причащал, много молились они вместе…
   Когда умер Афоня, долго ещё селяне его добрым словом поминали, да Бога славили за него. Похоронили Афоню за селом на кладбище, на кресте табличку деревянную с надписью прикрепили, как Афоня просил: «Помилуй  мя,  Боже по велицей милости Твоей…»  . Долго народ ходил на могилку к Афоне, молиться о помощи, и помощь то многие  получали…  Только вот ни церковь не сохранилась, ни Афонина могилка, во время войны немцы село бомбили, так всё и порушили, и кладбище всё изрыли, где и кто теперь  лежит, много разных косточек собрали, поди разбери чьи… Забыл сказать - после смерти Афони то, ещё одно чудо приключилось, в дровяном сарае за церковью ключ забил. Ключ и сейчас в том месте есть, издалека народ приезжает воды из него набрать, вода то в нём, говорят, целебная...» 

------