Габриэль Витткоп. Торговка детьми

Антон Шишкодремов
После смерти маркиза де Сада место первого французского извращенца освободилось. и кто только не пытался на него взгромоздиться (на место). Габриэль Витткоп одна из них. Читаю второе ее творение ("твАрение" бы больше подошло), я уже не ждал от нее ничего доброго и ласкового, ибо первой книгой был "Некрофил". Насколько могу судить, все произведения у нее из разряда гадливого непотребства.

Можно сколько угодно говорить о ее высокой поэтике и чудесном слоге, но тема маркиза де Сада единственная, которая сквозит во втором уже читанном мною произведении. При этом Витткоп совсем не маркиз де Сад, она, если так можно выразиться, еще хуже. Писательница сама это понимала, проносила всю жизнь это самое понимание с собой, потому маркиз де Сад у нее в "торговке детьми" упоминается. В части практических извращений Витткоп о нем невысоко мнения и здесь я с ней совершенно согласен.

Маркиз де Сад, хотя и послужил инициатором целой субкультуры (совершенно мне неинтересной, ибо я считаю все эти изыски самым обычным отсутствием вкуса), на деле является не средством, а способом. Маркиз де Сад - это идея, поза, позиция. Это фундаментальный мальчик, который не просто нарисовал баллончиком на заборе знаковое слово из трех букв, но и подошел к этому вопросу очень серьезно. Выбрал несносимый забор у штаб-квартиры ООН и слово это выгравировал на граните золотым тиснением.

Вся мерзость "Торговки детьми" не стоит того, чтобы ее подробно описывать, название говорит само за себя. Произведение было опубликовано уже после смерти автора, оно ее последнее ку, последний выдох, которым она хотела всех удивить, вынашивая нечто поистине непотребное даже не своем вседозволенном фоне. Никакой иной смысловой нагрузки, как я думаю, "Торговка детьми" не несет.

Если что-то у Витткоп в какой-то мере и получилось, то именно это и заставляет не воспринимать сей труд всерьез. Можно вообразить себя членом жюри конкурса на самую изысканную гадость, в котором Витткоп займет подобающее место, но, увы, конкурс исключительно любительский. Все эти надуманные пассажи искусственны и похожи на игру. А если где-то и скрываются истовые профессионалы, то они пишут так, что их не допускают до читателя. Да и зачем писать, ведь это не единственный способ что-то донести до людей.