Мало кто обнаруживает более глубокий смысл высказывания Маркса о том, бытие определяет сознание или сознание определяет бытие человека.
Можно сказать, что бытие определяет потребности человека для продолжения своей жизни и способности их удовлетворять по уровню своих интеллектуальных способностей.
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», — пишет Маркс в предисловии к «К критике политической экономии» (1859г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13. С. 7). Но ведь эту формулу Маркса можно прочитать двумя прямо противоположными способами. Это заметил ещё Лившиц и в тексте, относящемся к уже более поздним годам его жизни, он так формулирует эту разницу.
«Отсюда следует, что психология человека зависит от его биологического и социального образа жизни. В этом смысле бытие находится, так сказать, за спиной у каждого общественного человека и автоматически внушает ему те или другие идеи и вкусы. Но если повернуть вопрос об отношении сознания к реальному миру иначе, то нам придётся иметь дело с бытием, лежащим не за спиной у субъекта, а перед ним.
Оно также определяет сознание, но определяет его как внешний предмет ощущения и мышления. Мир един, но аспекты его различны. В первом случае сознание является только продуктом определённой, всегда ограниченной суммы условий, во втором — оно также обусловлено бытием, но вместе с тем и безусловно, в принципе ничем не ограничено» ( Лифшиц М. Г. « В. Плеханов. Очерк общественной деятельности и эстетических взглядов.» М.: Искусство. 1983. С. 133.)
Получается, что во втором случае сознание оказывается вменяемым и человек способен мыслить вполне конструктивно! Какой же напрашивается вывод? А вывод такой, что одни живут по инерции мышления, типа «все так живут», а другие обдумывают чуть ли не каждый свой шаг и выходят из положения «не как все». Поэтому бытие человека чаще зависит от его способностей мыслить, находить правильные решения от условий его бытия. Но одни это делают не учитывая интересы других людей и природе, а другие обязательно смотрят на то, навредит ли их деятельность интересам окружающим людям или природе.
А развитие самого общества будет зависеть уже от преобладающего общественного сознания и различных форм развития сознания каждой личности в отношении к окружающим - больше общественно-альтруистичное или индивидуально-эгоистичное. Каких людей будет больше, эгоистов или альтруистов, от этого будут зависеть и социально-экономические законы в обществе! А это в свою очередь тоже будет зависеть от нескольких факторов - от строения общества, от соседей этого общества, от наличия необходимых природных ресурсов, от традиций общества и прочего.
А это означает, что сознание человека определяет воспитание человека, его жизненный опыт и образование в процессе бытия, то есть всё-таки бытие определяет сознание абсолютного большинства людей! А общественное сознание сплочённого единой целью населения страны уже определит социально-экономическое строение конкретного общества и часто независимо от формы строения соседних государств, особенно если обладает мощной военной силой для защиты своих интересов от посягательств кого бы то ни было на своё ПРАВО ЖИТЬ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ!
Но иногда общественное сознание зависит от более интеллектуально и эмоционально сильной личности и общество может пойти на поводу у этой личности, подавляя более социально и экономически грамотных силой сплочённых этой личностью своих единомышленников для достижения своих личных корыстных целей...