Сценарий короткометражного фильма Герань для козло

Аким Урманцев
1.  ИНТ. КУХНЯ В КВАРТИРЕ СОЛНЦЕВЫХ

ГЕРА (45 лет, высокий, худощавый блондин) входит в кухню, подходит к ИРИНЕ (45 лет), слегка обнимает ее за плечи, выдвигает из под обеденного стола табурет, садится. Ирина наливает из кастрюли борщ в тарелку и подает ее Гере. Гера берет ложку, начинает есть борщ. В кухню вбегает АНДРЕЙ (16 лет), смотрит в кастрюлю на плите, хватает со стола бутерброды.

ИРИНА
На родительском собрании сказали, что Андрей травит какого-то мальчика в классе.

АНДРЕЙ
Ерунда, Сашок - козел, сам всех дразнит, - бросает Андрей, не глядя на родителей.

ГЕРА
Как?! Как вы его обзываете?

АНДРЕЙ
Козлом! Что такого?

ГЕРА
(прекращает есть, держит ложку на весу)
 Козлом?! И как он? Отвечает?

АНДРЕЙ
Да, нет. Папа, не парься. Все нормально.

ИРИНА

Они рассылают какие-то непристойные фотографии с этим Сашей вконтакте. Делают пошлые подписи.

ГЕРА
Куда рассылают?

ИРИНА
В группе вконтакте, на телефоны девочкам, куда-то еще.

ГЕРА
Какие фотографии?

ИРИНА
В голом виде.

ГЕРА
Откуда они их взяли?

АНДРЕЙ
(улыбается)
Батон, ты отстал от жизни. Сейчас такие программы прикольные есть, что любую фотографию можно разукрасить так…

ГЕРА
Подожди, сыночек.

Гера бросает ложку в суп, встает из-за стола, подходит к Андрею, берет Андрея за плечи, подвигает резко к себе.

ГЕРА
А ты понимаешь, что может случиться?! В нашем классе тоже был мальчик, которого то же травили «козлом». И он чуть не наложил на себя руки. Ты понимаешь, чем ваши прикольные программульки могут закончиться?

АНДРЕЙ
Старик! Не лезь не в свое дело! У вашего поколения были свои задвиги. У нас – свои. Все будет хорошо.

ГЕРА
Нет! Ты не понял, ты должен мне обещать, что прекратишь издеваться над Сашком.

АНДРЕЙ
Отстань! Небось, это ты и издевался над своим козлом. А сейчас хочешь загладить свою вину?!

ГЕРА
Что?! Сучий потрох! Что ты сказал?!

Андрей вырывается и убегает из кухни. Гера задумывается, подходит к обеденному столу, резко отставляет тарелку, уходит из кухни.

ГЕРА
Борщ остыл. Не вкусно.

Ирина садится на табуретку рядом со столом и начинает плакать.

2. НАТ. ШКОЛА. ДЕНЬ

Гера подходит к зданию школы. На стене табличка «Средняя школа №33». Гера входит в здание.

3. ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР

Гера ждет в коридоре около двери в класс. Звучит звонок, выбегают подростки, Андрей видит Геру, отворачивается и убегает. Гера подходит к УЧИТЕЛЮ (35 лет)

ГЕРА
Добрый день!

УЧИТЕЛЬ
Добрый день!

ГЕРА
Меня зовут Герман Солнцев, я - отец Андрея Солнцева. Вы классный руководитель Андрея.

УЧИТЕЛЬ
Да, я.

ГЕРА
Я хотел с Вами поговорить про то, что в классе травят мальчика Сашу.

УЧИТЕЛЬ
Я знаю.

ГЕРА
Вас это не беспокоит?

УЧИТЕЛЬ
(подходит к окну, Гера следует за ним)
Беспокоит, но я не знаю, что сделать. Ваш сын хочет стать лидером в классе, он таким способом завоевывает авторитет. Не самый гуманный способ. Согласен. Я пытался с ним поговорить, но результата, видимо, нет. Они стали со временем изощрённее это делать. Если раньше выкидывали портфель Александра с четвертого этажа, то сейчас вырывают у него из рук мобильник и посылают от его имени СМСки сомнительного содержания.

ГЕРА
Да, методы поменялись. А что Саша?

УЧИТЕЛЬ
Переживает, конечно. А почему это Вас волнует?

ГЕРА
Когда я был школьником, у нас в классе тоже травили мальчика. Его еле спасли от самоубийства. Как бы не случилось непоправимое…

УЧИТЕЛЬ
Да, но что я могу сделать? Вот, кстати, Михаил Иванович, наш директор.

ДИРЕКТОР (60 лет) проходит по коридору. Учитель его приветствует кивком головы.

УЧИТЕЛЬ
Михаил Иванович, вот родительский комитет беспокоится по поводу булинга Кольцова. Я Вам докладывал.

ДИРЕКТОР
Не надо ко мне ходить с этим вопросом. Обычная подростковая ситуация. Все рассосется. Сколько уже было таких случаев! Зря беспокоитесь. Мне некогда. Извините.

Директор уходит. Гера и Учитель смотрят вслед уходящему директору. В конце коридора один школьник младших классов толкает другого в спину, третий подставляет ножку, тот падает. Вокруг все смеются и девочки то же смеются.

ГЕРА
(вздыхает)
А покажите мне этого Кольцова.

УЧИТЕЛЬ
Пойдемте. А что вы хотите увидеть?

Гера молчит. Идут по коридору в другом направлении. В конце коридора одиноко стоит у окна КОЛЬЦОВ (16 лет).

 УЧИТЕЛЬ
Вот, пожалуйста.

ГЕРА
(обращается к Кольцову)
Ты как? В порядке? Дурных мыслей нет?

КОЛЬЦОВ
В порядке. А что?

Раздается звонок. Кольцов убегает.

4. НАТ. ДВОР ВОСЬМИЭТАЖНОГО ДОМА, ДЕНЬ

Гера подходит к дому. Смотрит вверх на крышу. Входит в парадную.

5. ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА

Гера выходит из лифта. Поднимается по последнему лестничному маршу к двери на чердак. Запускает руку за верхний наличник двери, достает оттуда ключ, открывает замок, открывает дверь на чердак.

6. НАТ. КРЫША ВОСЬМИЭТАЖНОГО ДОМА. ДЕНЬ

Гера выходит из чердачной двери на крышу, идет по крыше, подходит к краю, смотрит вниз. К нему сзади подходит Ирина. Трогает Геру за рукав. Гера от неожиданности вздрагивает.

ГЕРА
Ух, ты меня напугала? Ты что здесь делаешь?

ИРИНА
За тобой слежу. С тобой что-то произошло?  Чего ты полез на крышу?

ГЕРА
Меня эта история с Андреем и «козлом» задела.
ИРИНА
Как ты попал на крышу - дверь же должны закрывать на замок.

ГЕРА
А ключ еще в мои годы от этой двери хранится за наличником. Кому надо - те знают!

ИРИНА
У этого дома плохая репутация. Пол года назад опять кто-то сбросился с этой крыши. Я видела «скорую».

ГЕРА
Я не сброшусь, не надо за мной следить. Какие-то смутные тени  прошлого выступили, решил здесь вспомнить свою школьную жизнь.

ИРИНА
Что ты так переживаешь? Столько лет прошло!

ГЕРА
Не отпускает.

ИРИНА
Может, расскажем Андрею правду? Тебе полегчает. М-м?

ГЕРА
Нет. Я сам все решу.

Гера и Ирина смотрят вниз во двор.

ГЕРА
Помню, как в наше время издевались. Предлагали вместе сделать уроки у кого-нибудь дома, кто жил подальше. Шли вместе на троллейбусную остановку, мило болтали, садились в троллейбус. А когда двери должны были закрываться - выбрасывали портфель бедняги на улицу. Троллейбус уезжал, а портфель оставался на остановке. На следующей остановке он выскакивал и бежал, чтобы забрать свой портфель пока его не украли. А все хохотали.

ИРИНА
Ужас.

ГЕРА
Сейчас время другое, а жестокость прежняя.

Гера разворачивается и уходит в чердачную дверь, Ирина идет вслед за ним

7. ИНТ. КУХНЯ В КВАРТИРЕ СОЛНЦЕВЫХ

Гера обедает за столом. Ирина стоит у плиты. Вбегает Андрей, кричит на Геру.

АНДРЕЙ
Зачем ты ввязался в это дело?! Зачем ты ходил к директору? Теперь  проблемы в классе! У меня! Из-за тебя!

ГЕРА
(продолжая обедать, не глядя на Андрея)
Вот и чудненько! Вы хоть поняли, что вы мерзким делом занимаетесь.

АНДРЕЙ
Мне насрать на Сашка, на директора, на всех вас! Меня стали обзывать доносчиком! Ты этого хотел?

Андрей берет с сушилки стакан, наливает воды из под крана, выпивает залпом. Бросает стакан на пол, выбегает из кухни в слезах. Гера бросает на стол вилку, обхватывает голову руками.

ИРИНА
Гера, может, перестанешь защищать Сашка. Отставь Андрея в покое. Ему так важно утвердить себя в коллективе.

ГЕРА
И ты ничего не понимаешь. Все это ерунда - лидером хочет быть! Ха-ха! Побудет не первым номером, а вторым. Не обеднеет. Хуже, если они годами будут каяться. Буду писать в Комитет по образованию.

Встает из-за стола. Уходит из кухни. Ирина берет швабру и убирает осколки с пола.

8. ИНТ. СПАЛЬНЯ В КВАРТИРЕ СОЛНЦЕВЫХ

Гера сидит за письменным столом, перед ним открытый ноутбук. Ирина лежит в постели, читает книгу.

ИРИНА
Что ты ищешь?

ГЕРА
Фамилию председателя комитета.

ИРИНА
Все не можешь угомониться?

ГЕРА
Хочу написать письмо.

ИРИНА
Ты и так испортил отношения с сыном. Хочешь совсем их разрушить?

ГЕРА
Нашел! Чижикова Светлана Петровна. Как?!! Чижикова? Точно! Чижикова! А как ее звали? Не помню?

ИРИНА
Ты кого вспомнил?

ГЕРА
Не важно!

Гера вскакивает со стула, начинает нервно ходить по комнате. Подходит к балкону, открывает дверь на балкон. Смотрит во двор. Подходит к столу, пишет на листке бумаги.

9. НАТ. ЗДАНИЕ МЭРИИ. ДЕНЬ

Гера подходит к заданию мэрии, входит в него.

10. ИНТ. ПРИЕМНАЯ МЭРИИ.
Гера входит в приемную. В руках держит письмо. Гера обращается к СЕКРЕТАРЮ (женщина 50 лет).

ГЕРА
Не подскажете, где кабинет Чижиковой?

СЕКРЕТАРЬ
Вы записаны на прием?

ГЕРА
Записан. На десять тридцать пять.

СЕКРЕТАРЬ
Ваша фамилия?

ГЕРА
Солнцев.

СЕКРЕТАРЬ
(смотрит в журнал на столе)
Подождите здесь.
(показывает на ряд стульев)
Скоро Светлана Петровна освободится. 

Гера садится на стул, нервно крутит письмо, которое держит в руках. В приемную входит УБОРЩИЦА.

СЕКРЕТАРЬ
(уборщице)
Клава, полей, пожалуйста, герань на подоконнике.

УБОРЩИЦА
Одну минуточку, Лидия Валентиновна, схожу за водой.

Уборщица выходит из приемной. Гера встает со стула, подходит к подоконнику, рассматривает горшки с геранью. Из кабинета Чижиковой выходит ПОСЕТИТЕЛЬ. Секретарь заходит в кабинет. Выходит. Показывает Гере рукой на дверь кабинета.

СЕКРЕТАРЬ
Можете заходить.

Гера встает со стула, выпрямляет спину, заходит.

11. ИНТ. КАБИНЕТ ЧИЖИКОВОЙ.

Гера входит в кабинет. В центре большой стол буквой «Т». За столом сидит ЧИЖИКОВА (35 лет, дресс-код чиновника). Гера на нее молча смотрит, хмурит лоб.

ЧИЖИКОВА
Вы по какому вопросу?

ГЕРА
Я к Вам по поводу травли школьника в школе №33. Вот мое заявление.

Гера кладет письмо на стол перед Чижиковой. Она берет письмо в руки. Читает.

ГЕРА
А вы в свое время не учились в этой школе?

ЧИЖИКОВА
(не отрывает глаза от письма)
Нет. Я вообще училась в другом городе.

ГЕРА
А Вы не знаете девочку, извините, женщину, ей сейчас должно быть 45 лет, которая училась в 33-ей школе. И фамилия такая же, как у вас?

ЧИЖИКОВА
(Отрывает глаза от письма)
А как ее зовут?

ГЕРА
Не помню.

ЧИЖИКОВА
У моего мужа старшая сестра Кира Львовна могла учиться.

ГЕРА
Точно! Кира! Как я мог забыть?! А как ее можно увидеть?

ЧИЖИКОВА
(выдержав паузу)
Никак. Она умерла 10 лет назад. Онкология.

Гера стоит молча. Чижикова читает письмо.

ЧИЖИКОВА
Вы обращались с этим заявлением к директору школы?

ГЕРА
Извините. А Вы не подскажете, где ее могила?

ЧИЖИКОВА
Вы про кого спрашиваете? А-а-а… Нет, не знаю.

Гера медленно разворачивается и выходит из кабинета.

ЧИЖИКОВА
Вы куда? Что делать с Вашим письмом?

Гера останавливается у дверей кабинета, оборачивается. Машет рукой. Выходит из кабинета.

12. НАТ. ДВОР ВОСЬМИЭТАЖНОГО ДОМА, ДЕНЬ

Гера подходит к дому. Смотрит вверх на крышу. Входит в парадную.

13. НАТ. КРЫША ВОСЬМИЭТАЖНОГО ДОМА. ДЕНЬ

Гера выходит из чердачной двери на крышу, подходит к краю крыши, смотрит вниз. Сзади его трогает чья-то рука. Он дергается, оборачивается. Сзади стоит Андрей.

АНДРЕЙ
Что ты тут делаешь?

ГЕРА
А ты?

АНДРЕЙ
У нас на чердаке свое место для встреч. Не спрашивай зачем.

ГЕРА
Я тебе сказал неправду тогда на кухне. Это не я травил мальчика в школе, это меня травили. Обзывали - «козлодоев».

АНДРЕЙ
Почему именно козлодоев?

ГЕРА
А моя настоящая фамилия - Колдоев. С шутки одно парня из класса, который хотел завоевать авторитет, переиначили на «Козлодоев». Тогда еще фильм шел «Бриллиантовая рука». И пошло-поехало.

АНДРЕЙ
А ты расстроился? Надо было делать вид, что тебе все равно.

ГЕРА
Больнее всего было, когда одноклассники брали с подоконников горшки с геранью и передавали мне по партам. И никто. Понимаешь, ни один, не возвращал горшок обратно. А самые ближние еще говорили: «От нашего стола – вашему столу». И еще вставляли в горшок записку «Герань Козлодоева».

АНДРЕЙ
А что такого обидного? Можно было перетерпеть.

ГЕРА
Еще они вылавливали меня в столовой, хватали за руки-ноги и волокли к умывальнику. У них это называлось «посадить Козлодоева на кран». Закидывали меня на раковину и включали воду. Чтобы у меня брюки были мокрыми. Они убегали с хохотом и кричали: «Не пей водички - козлодоевым будешь!»

АНДРЕЙ
Ты им отомстил?

ГЕРА
Я хотел сброситься с крыши. С этой самой крыши. И этим отомстить.

АНДРЕЙ
И чтобы было?

ГЕРА
С ними - не знаю. А тебя бы не было!

АНДРЕЙ
(подходит ближе к Гере)
И что?

ГЕРА
У нас в классе была одна девочка. Кира ее звали. Сначала она хихикала, когда меня на кран сажали. А потом стала со мной разговаривать, жалеть. Выследила, когда я на крышу поднимался. И отговорила. А я ее даже не поблагодарил.

АНДРЕЙ
Почему?

ГЕРА
Молодость - это злость. Злые языки стали дразнить нас «жених и невеста». Может, она и была влюблена в меня. У девочек это бывает. А я смалодушничал и стал ее избегать.

АНДРЕЙ
Так поблагодари сейчас. Сам говорил - лучше позже, чем никогда.

ГЕРА
Уже не смогу. Никогда. Она умерла. Узнал сегодня.

АНДРЕЙ
А почему у тебя тогда сейчас фамилия Солнцев?

ГЕРА
(посмотрел на Андрея)
Чтобы история не повторилась с тобой - мы с мамой дали тебе при рождении ее фамилию Солнцева. И я взял тоже эту фамилию, чтобы у тебя вопросов не было. А вот, оказывается, как судьбе было угодно – не сына дразнят в школе, а он сам. Прошлое может настигнуть с неожиданной стороны. С ним надо разбираться во время.

АНДРЕЙ
Меня бы не посмели.

ГЕРА
Ничего нельзя знать наперед. Я вот представить не мог, чтобы случилось, если бы тебя также дразнили.

АНДРЕЙ
Так ты что?! Сейчас залез на крышу, чтобы совершить свой отложенный прыжок? У тебя с головой все нормально? Мы с мамой на что будем жить? На ее зарплату?

Гера молчит. Андрей молчит. Они стоят и смотрят поверх крыш. На крышу из чердачной дверцы выходит Кольцов.

КОЛЬЦОВ
(останавливается, удивленно смотрит на Геру и Андрея)
 Здравствуйте! А что вы тут делаете?

ГЕРА И АНДРЕЙ
(в один голос кричат)
Тебя ждем!

Кольцов глупо улыбается и садится на поверхность крыши, но подскакивает:  железный заусенец крыши уколол его в задницу.

КОЛЬЦОВ
Ай! Больно!

Гера и Андрей начинают улыбаться, а потом смеются в голос. Кольцов то же начинает смеяться.

ТИТР:
Суицид среди подростков в России после пика в 1990-х годов стал снижаться, но число добровольно ушедших из жизни остается огромным. Будьте внимательны к своим близким!