Ольга Новикова. Женский роман

Антон Шишкодремов
Очень претенциозный и не очень выразительный труд Ольги Новиковой "Женский роман" может таковым и является, но я с трудом представляю женщину, которую бы он заинтересовал. Книга продавалась с лотков в МГУ начала девяностых, что вполне предсказуемо, и я ее зачем-то купил, взял с собой в поезд наряду с учебниками (к которым тоже не прикоснулся) и помню только, что по ней мне мои соседки по купе гадали в какую-то там специальную ночь. Когда подобная ночь лет через десять повторилась, правда, уже в другом женском обществе, то я, искушенный уже в тонкостях черной и белой магии, подталкивал блюдце левым мизинцем, поэтому к нам пришли и Цой, и Высоцкий. В общем, сей труд прошел мимо моего внимания, но в голове засела какая-то пуля, потому что только она может объяснить ту странность, что книгу эту по истечении лет я нашел в сети и прочитал.

Может "Женский роман" не так и плох, ибо нужно учитывать тот факт, что написан он был в другое время и может быть приурочен только к этому периоду. А как еще случается с произведением, которое пишется для ежеминутных читателей и никак не претендует на что-то большее? Нужно сказать, что специфика этой книги понятна сразу, она интересна в первую очередь для филологов (может даже для несостоявшихся филологов, сохранивших для себя какое-то романтическое чувство к этой профессии. Или студентов младших курсов). А еще на первый взгляд кажется, что "Женский роман" написан для тех, кто когда-либо учился в Московском Государственном Университете.

Впечатление это обманчиво, хотя я сам когда-то именно на это и купился. В тексте действительно есть некоторые сведения о Главном Здании МГУ, общежитии (а все это громадное здание, кроме центральной башни, и является общежитием, если кто-то этого не знал) и учебе на филологическом факультете, который, кстати, к ГЗ (главному зданию) уже никакого отношения не имеет. Корпус филологов правее, за спортивными полями, где я набил себе не одну шишку и сломал не одну ногу.

Мне уже приходилось читать похожие книжки от выпускниц университета, которые мало что могли о нем рассказать, ибо основную массу времени потратили на отсиживание в аудиториях и метро, везущее их домой (вариант - сидели в четырех стенах клетушки собственной комнаты в общежитии). В общем, там не было ничего, раскрывающего тайны темных переходов, каменных подворотен и нагромождений камня в часах и барометре. Пожарные, минус восьмой этаж, основание шпиля, где начинается закрытая территория - если все это кому-то о чем-то говорит.

"Женский роман" больше о трудной жизни девушки, выпускницы филфака, немосквички и конечно же, затрагивает то еще советское время. При общем падении нравов наличия гиперинфляции начала девяностых этот труд напоминает наивную попытку обратиться к лучших сторонам человеческой сущности. Ну, и напечататься тогда стало гораздо проще. Главная героиня сама себя величает тургеневской барышней, что с ее стороны означает пассивность, созерцательность и путанные представления о реальном мире. Впрочем, в подобных дамах я не разбираюсь.

Литературная Москва всегда встречает новичков во всеоружии, ничего удивительного в том нет, но в этой части книга уже стала историей и прочитал все это я даже с каким-то интересом. Также неплохо в текст вставлены всевозможные отсылки к различным произведениям классических авторов, пусть зачастую это и не особенно к месту. Наверное, главная героиня должна вызывать сочувствие у всех приезжих, женщин (потому что главная героиня тоже женщина и писательница, наверное, тоже) и тех специалистов с дипломами в кармане, которым не сразу удалось устроиться. Меня же покоробила некая искусственность образа, Ольга Новикова как бы отстранилась от своей героини, выдавая это за какую-то дворянскую составляющую, получилось довольно нелепо.

В итоге никаких особенных эмоций этот труд у меня не вызвал. "Женский роман" еще вроде бы о любви, но такую любовь, когда оба субъекта (хорошо еще, что их только два) шарахаются в разные стороны и не только друг от друга, а из-за природной пугливости, этого я тоже не понимаю. В целом же сюжет довольно бестолков, при условии, что он здесь вообще есть.

Не знаю, кого может это произведение заинтересовать, тем более, что его автор в итоге стал той самой номенклатурной единицей, что с образом главной героини, который усиленно подсовывается немногочисленным читателям "Женского романа", никак не вяжется. В общем, книга в основном для гадания и годится.