Записки из подполья

Борис Буданов
                Однажды дворцовая кошка, насмотревшись на балы и увеселения, попросила придворную волшебницу сделать её принцессой. Добрая волшебница выполнила кошкину просьбу. На балу принцесса увидела мышку и, покорная зову природы, на четырёх конечностях, путаясь в пышных юбках, погналась за несчастной жертвой.
   Мораль сей притчи проста – натуру не скроешь, она, родимая, всюду выпрет.

                I
                ДВУЛИКИЙ ЯНУС

   Французская королева Мария-Антуанетта очень хотела понравиться своему народу, но ещё более она любила выращивать цветы. Для этой цели был приобретён замок в Сен-Клу, а для покрытия расходов казны были повышены цены на хлеб, что вызвало любимый ею народ на guerre de farines - мучную войну. Чем кончила королевская чета – общеизвестно.
   Президент Всея РФ Путин обещал ввести налог на богатых, о чём он неоднократно извещал своих сограждан и что является нормой во всём мире, но ещё более он хотел понравиться породившим его олигархам. Но на двух стульях усидеть невозможно и монарху Всероссийскому пришлось возродить податное бремя боярской Руси – ввести налоги на лапти и дым.
   Также радетель народа российского обещал не повышать пенсионного возраста, что преступно во всех отношениях, но народ только мешал ему на этом благородном поприще. Не хочет плебс повышать рождаемость, потерял уверенность в завтрашнем дне, не хочет видеть в олигархах народных героев и отцов Отечества.
   Раз обманувши, кто тебе поверит? О прочих деяниях  нынешних народных избранников и говорить не приходится. Чем закончится эта вакханалия геноцида народа российского, мы увидим, если, конечно, доживём.
   Бессмысленно перечислять все преступные деяния послеперестроечных правителей земли русской в угоду своим новым хозяевам, ибо нельзя объять необъятное. Страшен будет сей список.
   Страна находится в "ручном управлении". "Нам бы день простоять, да ночь удержаться". После нас хоть потоп. 
   Когда обезумевшая от жадности власть доводит третье сословие «до ручки» (извините за вольное выражение), санкюлоты поднимаются на бунт или совершают революцию. Отличие одного от другого очень простое: у бунта нет политической программы, у революции она есть.   
   Спартак хотел лишь вывести рабов за пределы Рима; Пугачёв сам выдавал себя за убиенного императора; идейной базой французской революции была теория общественного договора; у большевиков была чёткая социальная перспектива.
   И никто не думал, плохо это или хорошо, какие последствия грядут впереди... Просто народ довели до крайней черты. На месте разрушенной Бастилии поставили табличку «Ici l,on danse, ah ca ira» - здесь танцуют, всё будет хорошо. Как писал забытый ныне Карл Маркс, «революция это праздник угнетённых».
   Но и бунт и революция имеют одно общее: они требуют лидера.
   Когда общество заходит в тупик, всегда появляется лидер. Такова общемировая практика. Лидер обладает теми или иными личностными качествами, но прежде всего он знает выход из тупика.
   Сделаем шаг в сторону, чтобы вернуться к теме.
   Общество в своём развитии проходит тот же путь, что и человек: детство, зрелость, старость.  Как человек проживает свою жизнь, чтобы совершить один поступок, во имя которого он был произведён на свет, так и общество проходит отведённый ему высшими силами исторический путь, чтобы сыграть только ему присущую роль во всемирно – исторической драме.
   Спарта культивировала воинские доблести в ущерб духовности, чтобы однажды спасти греческую цивилизацию от азиатского нашествия в битве при Фермопилах. 
   Древняя Греция культивировала духовность, чтобы передать грядущему европейскому миру образцы культурных ценностей.
   Великий Рим культивировал государственность, что облегчило победное шествие христианства.
   И много тому примеров найдётся.
   Теперь касаемо нашего Отечества. Вся тысячелетняя история государства Российского развивалась для того, чтобы произошла Октябрьская революция. Большевики совершили всемирно – исторический опыт. Они первыми пытались создать общество, основанное на вечных моральных ценностях, а не на жажде наживы, корысти и лжи.   
   Не получилось по великому множеству причин. Торжество побеждённых и ничтожество победителей. Но это отдельная тема.
   Революция подобна бане для обросшего грязью и коростой. Очищает тело государства от паразитов и придаёт бодрость духу. Чтобы дерево свободы было вечно зелёным, нужно каждые двадцать лет поливать его кровью патриотов и тиранов (Томас Джефферсон).
   Жадность и тупость погубят Россию. Воровское государство не способно к развитию.
   Спустя столетие вновь назрела революционная ситуация. «К топору зовите Русь» - в отчаянии взывал Чернышевский.
   Всякому движению нужен лидер. Тот самый, способный взять на себя ответственность за будущее Отечества, готовый кинуть крылатую фразу «Есть такая партия!».
   Пушкин оканчивает «Бориса Годунова» словами «Народ безмолвствует». По одной из версий - по совету императора Николая I. Кстати, отнюдь не самого плохого правителя в отличие от своего правнука.
   Народ безмолвствует. Лидера нет.
   Россия выполнила свою историческую миссию? Россия отработанный материал для Всемирного духа - творца и зиждителя?
   Это вопрос или утверждение?
   Expectare et videre – поживём-увидим.

                II
                ФАРИСЕИ

   В 752 году Пипин Короткий, отец Карла Великого, за признание его королём франков подарил римскому первосвященнику Стефану II Равеннскую область. Так возникло папское государство с армией, чеканкой своей монеты, центральной властью и прочими атрибутами. С тех пор «кораблик святого Петра», как стали его называть, начал самостоятельное плавание в океане политических бурь. Папы вели захватнические войны и расширили свою территорию на всю срединную Италию, не говоря уже о вмешательстве в дела не только Европы, но и остального мира. О карательных экспедициях против беззащитных еретиков и язычников и говорить не приходится.
   В начале XIII века блюститель святого престола предпринял крестовый поход против южной Франции, заражённой идеями первоначальной чистоты христианства – альбигойской ереси. Крестоносцы спросили аббата: «Что нам делать? Не умеем мы отличить добрых от злых». «Бейте их всех, - проинструктировал святое воинство пастырь душ человеческих, - ибо Господь познает своих».
   Во имя золотого тельца и истинной веры была уничтожена уникальная культура инков и ацтеков. 
   Тупые слуги церкви не видели дальше своего носа. Джордано Бруно был сожжён не за открытие им множественности миров, а за отрицание церковных таинств.    
   Из-за сохранения своего престижа и политических амбиций святая инквизиция сожгла спасительницу Франции Жанну д,Арк.
   И так далее, и так далее... Зачем без нужды множить многое?   
   За тысячу лет папство вволю наигралось в политику, а территория его государства сузилась до размеров Ватиканского холма. Более того, недавно наместник Святого Петра просил прощения за все злодеяния, совершённые его ведомством.
   По крайней мере – честно.   
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
   Петру I, движимому идеей создания сильного централизованного государства, русская церковь с её обширными земельными владениями и вмешательством в государственные дела была, как кость в горле. Земельных владений он трогать не решился, а поповское своеволие обуздал, создав Синод – как часть государственного аппарата. Примечательно, что главой Синода во избежание поползновений духовенства не в ту сторону было лицо светское. Само духовенство делилось на белое и черное. Стоящие наверху иерархической лестницы получали государево жалованье, как и все чиновники; остальные должны были кормиться лептой вдовы. Роль вдовы выполняли купечество и дворянство, успевшие изрядно нагрешить в земной жизни, и желающие сохранить свои привилегии в жизни вечной. Не напоминает древнеегипетский культ?  А была ли вообще эта мифическая лепта вдовы? 
   Заштатная немецкая принцесса София Фредерика Августа, воспитанная в духе лютеранства, и взошедшая на престол Российский как Екатерина II, нуждалась в свободных землях  для раздачи возведшему её на царство дворянству. Она активно проводила секуляризацию церковных земель, которые стали входить в государственную экономическую коллегию. 
   Монахи, привыкшие к сытой жизни и сибаритству, стали разбегаться из монастырей. В некоторых святых обителях оставалось по 3 – 5 пастырей. Хочется верить, наиболее верных радетелей веры. Ведь в любые времена должны оставаться люди, преданные слову Спасителя.   
   Помните притчу о кошке и принцессе? В лютеранстве нет монастырей и святых.
   Митрополит Арсений возражал Государыне. Екатерина, выслушав его, приказала воткнуть в его рот кляп. Решив не испытывать судьбу и не ссориться с державной властью, духовенство замолчало.    
   Павел I объявил себя главой Церкви.
   Состояние церкви в XIX веке определялось законами, принятыми при Петре и Екатерине.
   Министр народного просвещения в эпоху Николая I граф Шишков запретил печатание Библии. Сменившие его на посту обер-прокурора Синода Нечаев и Протасов отличались полным пренебрежением к епископам, всячески стараясь принизить их роль в Синоде. 
   Из семинарских библиотек были изъяты Толстой, Достоевский, Чернышевский, Салтыков-Щедрин. А за чтение Лермонтова следовало исключение из семинарии. Ну ладно граф Толстой, Чернышевский... Вроде бы возмутители спокойствия.  А Лермонтов им чем не угодил?
   Остаётся удивляться, что самоё Священное Писание не запретили. При внимательном изучении Библии там можно найти столько ереси...   
   При обер-прокуроре Победоносцеве усилился до абсурда контроль за церковью. Доверенным лицам он поручал надзор за архиереями и чёрным духовенством. Неугодившие пастыри ссылались в захолустные епархии, а имевшие чин по табелю о рангах члены Синода и иже с ними могли быть посажены на гауптвахту, как и любой чиновник. 
   Et cetera, et cetera... Не будем без нужды множить многое.
   Из затхлых, поросших паутиной семинарий вышло немало вольнодумцев и революционеров. Строительство новых храмов никак не меняло устоявшегося положения вещей.
   Так что не особенно жаловала самодержавная власть пастырей душ своих подданных. Тем более удивления достойно низкопоклонство, доходящее до лизоблюдства, сегодняшних адептов церкви перед ликами миропомазанников. Или всё забылось? Что было давно, то стало неправдой в угоду сегодняшнему дню?
   Да и была ли вера в русском народе? Ещё Белинский отмечал, что мужик видел в Николае-чудотворце, жившем в незапамятные времена, колдуна, а не святого.
   Столыпин писал, что в его бытность саратовским губернатором в 1905 году крестьяне не просто сжигали помещичьи усадьбы, но и оскверняли церковь самым отвратительным образом, о чём даже и говорить не хочется. Огромная ненависть к церкви жила в русском народе.
   Откройте классиков, ознакомьтесь с Глебом Успенским; где она, эта сусальная народная вера?   
   Как и в любой религии в русской церкви были свои святые. Святые стоят вне религий. Они питаются единым Всемирным духом и служат укором официальным институтам. Но они не в состоянии изменить общего поветрия.
   Надо быть настоящим в вере, а не играть в веру.
   В сборнике «У церковных стен» (кстати, дореволюционного издания), отмечается, что никто из священников не соблюдает ни постов, ни молитв, ни норм семейной жизни. Знать и верхи поголовно занимались оккультизмом.            
   Не напоминает ли это французскую церковь перед взятием Бастилии?
   При разрушении храма Христа Спасителя никто из верующих не лёг и не сказал «Только через мой труп». А ведь был это верный путь к святости.
   В мировой духовной иерархии было два учения, перекроившие мир – христианство и марксизм в его русском издании.
   Первые христиане шли на арену ко львам ради лучшей доли в никому не неведомой жизни вечной. Коммунары всех времён шли на смерть не ради своего спасения, а во имя счастья будущих поколений здесь, на Земле. Чья жертвенность более угодна Богу? Всякая идеология есть искажение идеи. Но об этом ниже.
   Политикой федеративного государства (в отличие от унитарных, каковыми являются подавляющее большинство государственных образований) может быть только атеизм, чтобы религиозный фанатизм в критические моменты не подорвал общественные основы. При этом никто никому не мешает посещать церковь или мечеть. Возгласы сегодняшних религиозных апологетов, что в советское время члену партии запрещалось переступать порог храма – чушь и ложь. Не рекомендовалось об этом кричать. Вера, как и личная жизнь, вещь интимная.    
   Так и текла жизнь, обыденная и державная; и никто никого не спрашивал «А где твой путь к Храму?», ибо вопрос этот наиглупейший.   
   Но грянула перестройка.
   Перемен в советском обществе ожидали все. Но никто не предполагал, что его основы будут подрублены под корень. Само дерево было  жизнеспособным и плодоносным.  Требовалось только обрубить гнилые ветки.   
   Права человека, за которые так рьяно ратовали диссиденты, на деле оказались правами воров и казнокрадов. Поднятое со дна дерьмо  пришло к власти. Воры потребовали легализации. Старая идеология рухнула. Начался пересмотр истории.
   Только идея, объединяющая нацию, может стать идеологией. Олигархов и нищих ничего не объединяет. О первых хорошо сказал Горький «Пятак ваш бог»; вторые прилаживают полку, на которую можно положить зубы.
   Идеология требует героев. Премьер Медведев предложил сделать героями и отцами нации олигархов. У него с головой всё в порядке? Вывод прост - нами правят политические вырожденцы.
   Воровское государство не способно к развитию.
   И тут произошла удивительная метаморфоза. Патриции вспомнили о святой Руси, благородном дворянстве и помазанниках Божиих. Новые нувориши оказались потомками громких дворянских родов. Они, гонимые старой властью, оказывается, раньше скрывались.
   В качестве цементирующего начала народу была предложена религия и церковь, как её носитель.
   Борцы со всемирным злом были преданы анафеме, а душителям народа поставлены памятники за народный счёт.
   Так что прежде, чем совершить подвиг, не мешало бы будущность предвидеть, а не то можно вызвать гнев оболваненных потомков, во имя которых подвиг совершался. Совершенно недавно по одной из радиостанций, приближённый к президенту учёный муж доказывал, что Володя Ульянов разбил любимую мамину чашку и побоялся в этом признаться. Отсюда вся его лживость. Да, да, не удивляйтесь. Моськи лают на слона. Сами они ни на что не способны.
   Но вернёмся к нашей теме. Русская церковь впервые за три века получила свободу. Из церкви гонимой она превратилась в церковь торжествующую (теологические термины). Джина выпустили из бутылки. Джин почувствовал вкус власти. 
   Политику европейского мира в Средние века определяли папы. Русская  церковь, после перестройки получившая статус второй власти, бешеными темпами навёрстывает упущенное. Практически она подминает под себя первую власть. Государство становится теократическим.   
   Министр народного образования получает благословление патриарха, а из школьной программы изъяты Толстой и Достоевский. Пытались изъять даже астрономию. Вам это ничего не напоминает? Зачем знать? Проще просто верить и тупеть. 
   Со времён крещения Киевской Руси церковь находилась под покровительством государства и служила государству. (Кстати, вы не замечали, что только на Руси введение новой религии, крепостного права и его отмена были оформлены государственными актами? Но это так, к слову). 
   Отсюда и монархический настрой сегодняшней церкви и её лизоблюдство перед элитарным классом. Если элита грабит народ, то что мешает пастырям душ человеческих заниматься стяжательством? И это кроме того, что блюстители веры получают весьма лакомый кусок из госбюджета. Но этого им мало. Хотят даже возродить десятину (протоиерей Чаплин). Мумии ожили? Et cetera, et cetera... А ещё говорят, что машина времени вещь ненаучная. Ведь входим же мы в старое доброе Средневековье.
   И наконец, свершилось то, что должно было свершиться. Ради своего утверждения церковь совершила святотатство. Она канонизировала последнего Романова.
   Написано об этом много, аргументировано и по-научному честно. (Откройте Интернет и ознакомьтесь). Мне остаётся для сохранения логической канвы этих записок лишь повторить основные тезисы.
   Канонизация возможна только за религиозные убеждения и добрые деяния подвижника веры. В чём были религиозные убеждения последнего Российского императора? Нельзя найти чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если там её нет. 
   Большой любитель пострелять ворон в дворцовом парке, самодержец Всероссийский стрелял в своих же верноподданных. И те, и другие его просто раздражали и отвлекали от образцового выполнения семейных обязанностей. Это касаемо добрых деяний.
   То, что случилось в «кровавое воскресение» не имело прецедентов во всей мировой истории. Вдумайтесь! И ещё раз вдумайтесь! С ведома и согласия самодержца и хозяина земли русской были расстреляны его же верноподданные, искавшие защиты у своего же заступника в последней ипостаси. Люди русские, его братья во Христе, шли к помазаннику Божию и к своему надёже - государю с иконами. По иконам стрелял православный царь. Скорее, это напоминает гонения римских императоров на первых христиан. Не любил Романов свой народ. Народ ответил ему тем же.
   Как аукнется, так и откликнется.  Всё действительное разумно, все разумное действительно (Гегель). Свершилась воля истории.
   Кто из христиан почитает Иуду Искариота?  Почему церковь не осудила убийц Петра III, Павла I? А о судьбе несчастного шлиссельбурского узника, несостоявшегося императора Иоанна VI основательно забыто.
   К слову, когда автор этих записок заикнулся в церкви об убиенных венценосных особах, то ему объяснили, что Пётр III сам наложил на себя руки, а Павел Петрович скончался от апоплексического удара, то есть инсульта. Ложь – религия рабов и хозяев. Невежество – основа покорности.
   Редакционные коллегии большинства журналов (как литературных, так и научных) оккупировали попы (зачем знать родную историю, проще верить, что Павел Петрович скончался от апоплексического удара), а  литературные конкурсы приурочиваются к посещению нашего Отечества потомками Николая Кровавого.
   Французский король Людовик IX прославился своим трепетным отношением к религии и остался в памяти французов под именем Святого. Значит, заслужил. Николай II ещё при жизни получил прозвище Кровавый. Значит, заслужил. 
   Машина времени работает на всех парах, но в ходовом  механизме явственно слышен скрежет. Это скрипят перемолотые кости поколений, отдавших свои жизни, чтобы россияне были не подданными, а гражданами  своего Отечества.
   А ларчик открывается просто. Цель канонизации царя, ввергнувшего свой народ в хаос – заставить людей сожалеть, что их прадеды не захотели быть рабами у наглых паразитов и воспевать своё сегодняшнее рабство.   
   Правда, церковь пошла на хитрую уловку. Якобы Николай Кровавый канонизирован как страстотерпец. Но позвольте, господа, страстотерпцами кишит история. Емельян Пугачёв тоже весьма достойно встретил казнь. А пострадал он действительно за народ, который не мог далее терпеть дворянского ярма. И народ к нему шёл сам, безо всякой рекрутчины. Или не было Салтычихи, а Радищев придумал «Путешествие из Петербурга в Москву»?
   Прошу считать эти строки официальным обращением в Патриархат РПЦ о канонизации раба Божия Емельяна Пугачёва.   
   Так что «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: По плодам их вы узнаете их» (Матф., гл. 7, ст. 15,16).               

                III
                БРИЛИАНТОВАЯ РУЧКА

   Европейский средневековый мир возник на развалинах разрушенной античности. Античность с достоинством выполнила возложенную на неё миссию и уступила историческую арену варварам, стремящимся построить мир на новых, ещё не совсем понятых, принципах.
   Первоначальную дворцово-вотчинную монархию, построенную на патриархальных принципах, где конюх короля Карла Великого, а стремянный Ярослава Мудрого были одновременно и командующими всей конницы, сменила представительная монархия, при которой всякое сословие требовало своего голоса.   
   Земли королевского домена  окружали владения герцогов и графов, лишь формально являвшихся вассалами своего государя и помышлявших только о заговорах и свержениях законной власти. В историографии этот период получил название феодальной раздробленности. Короли, стремясь расширить свой домен и построить централизованное государство, постоянно воевали со своими вассалами. Войны, а также иные потребности и прихоти монархических династий требовали лишь одного – денег. Королевская казна всегда зияла пустотой. Средневековое натуральное хозяйство не могло принести ощутимой прибыли.
   Деньги были у городов, разбогатевших на торговле и ремёслах. Города откупались от феодальной зависимости и получали права самоуправления. Почтенные бюргеры избирали своё городское правительство – бургестрат, назначали и контролировали чиновников, ведавших городской жизнью.       
   Так возник зародыш избирательного права и гражданских свобод.
   Города для расширения ремёсел и своего процветания нуждались в притоке населения. Крепостной, бежавший от своего сеньора и проживший в городе один год и один день, получал свободу. Отсюда возникла поговорка: воздух города делает свободным. 
   В городах издревле, ещё с позднеримских времён, образовались корпорации ремесленников – цеха. Цеха определяли потребную численность данных мастеров, имели общую кассу, защищали их от произвола властей. Производственная жизнь была детально регламентирована уставом цеха -  от условий содержания ученика до создания подмастерьем chef-d,oeuvre, дающего ему право на получение патента.   
   Каждый цех имел своё знамя с изображением башмака, иглы и ножниц и прочими профессиональными принадлежностями. По праздникам члены цеха со знаменем ходили по городу и устраивали совместные трапезы. Согласитесь, любой современный профсоюз лопнет от зависти к средневековому мастеровому.
   Цеха имели своих представителей в совете магистрата и определяли городскую жизнь.
   Карл V, желая сохранить эфемерную Священную Римскую империю, наставлял своего наследника Филиппа: «Не трогай этих ремесленников. Пусть ходят со своими знамёнами». Филипп II оказался глуп и потерял Нидерланды. 
   Так создавалось гражданское общество. В конечном счёте оно определяло европейскую историю.
   Политический центр Руси в силу исторических обстоятельств сместился из Киева на Среднерусскую возвышенность. На востоке Московского княжества лежало Поволжье с редкими племенами и Сибирь, где единственным боярином был медведь. На юге раскинулись донские степи, свободные после растворения половцев среди монголо-татарских орд.   
   Эти необъятные пространства манили смердов, задыхающихся под самодержавным и боярским ярмом и искавшим лучшей доли. Так образовалось казачество, со временем превратившееся в элемент своевольный и неконтролируемый.   
   Центральная власть пыталась бороться с казацким своеволием, но Екатерина II нашла компромисс – казаки получили самоуправление, свободу от податей и взамен должны были защищать империю от внешних и внутренних врагов. Бесплатный аналог армии. С появлением первого пролетариата полицейские функции больше льстили казацкому самолюбию.
   Прошлые бедствия забываются. Корни с исторической родиной были окончательны утрачены. Откройте «Тихий Дон» Шолохова. Они себя и русскими не считали. Казачество сложилось в отдельный социум и стало сатрапом самодержавия. 
   Казацкие плети гуляли по спинам российских подданных, осмелившихся заявить, что они тоже люди. И сегодняшняя власть использует эти же плети для подавления народных возмущений. Жертвы не имеют значения. Зато сохранены традиции. Согласитесь, противно и тошно.   
   Болезнь пространств присуща только России. Болезнь легче загнать в угол, чем лечить. Вместо операционного вмешательства больному дали болеутоляющее.
   Западноевропейскому виллану, замкнутому в сравнительно небольшом пространстве королевства или герцогства бежать было некуда. От народных восстаний он перешёл к радикальному средству лечения социальных болезней – к казни королей и через революции и парламент потребовал своих прав и свобод.
   Заметьте, никто не обличает ни Кромвеля, ни якобинцев. Такова была история и постыдно для нации обливать её грязью. А с Елизаветы Английской, казнившей свою соперницу Марию Стюард, начинается апофеоз английской государственности.
   Доходило до абсурда. При бальзамировании наполеоновского маршала Бернадота, посаженного своим сюзереном на шведский престол, обнаружили надпись «Mort aux rois» - «Смерть королям», которую тот нанёс ещё в свою бытность санкюлотом. Благодарные шведы поставили своему монарху памятник в Стокгольме и его потомки по сей день занимают шведский престол.
   Казнённые монархи – Карл I Стюард,  Людовик XVI Бурбон, Николай II Романов – ленивые и тупые, положив царственные руки на плечи друг друга, никому не нужные и чуждые своему народу, дружно сами шли на плаху. Наученная горьким опытом, остальная монархическая Европа постепенно отдавала свои исконные права плебсу. Сработал инстинкт самосохранения.  Всякая медаль имеет оборотную сторону. Благодаря этому инстинкту были также сохранены традиции европейской культуры. Нации с историческим и культурным наследием всегда сумеют договориться между собой.
   Северо-Американские Соединённые Штаты создали авантюристы и лихие ковбои. Людской конгломерат без корней и исторического прошлого. Оттуда пришёл Хеллоуин и разлагающий душу сатанизм.  Председатель сенатской комиссии при нынешнем президенте, уличённый в элементарном невежестве, заявил: «Каждый американец имеет право быть тупым».   
   Поглощённая борьбой с татаро-монгольским игом, Россия не могла развивать гражданских прав и свобод. Русский дух воспитывался в условиях чёткой феодальной триады: князь – боярин – смерд. Военная организация требовала твёрдой центральной власти. Это наложило свой отпечаток на объединение земель вокруг Москвы. Заметьте, нигде больше нет такого чёткого деления на центр и провинции, как в России. Во Франции Париж центр культуры, но не экономики.
   Города находились в царских и боярских вотчинах и воевод в них посылали на кормление. Воеводы были бесконтрольны – до Бога высоко, до царя далеко. В своей особе они объединяли законодательную, исполнительную и судебную власть. Отсюда возникла поговорка: остаться с носом. Без подношения (носа) к воеводе не сунься, а мало дашь – останешься со своей корзиной яиц. Ни опричнина царя Иоанна, ни дубинка Петра, ни ревизоры Николая Павловича ничего не могли с этой заразой поделать. В кровь въелась. Достойными наследниками этой традиции являются наши губернаторы и мэры. Помните, у губернатора Сахалина нашли бриллиантовую ручку? Кстати, какова её судьба? Но это так, a propos, к слову. А не мешало бы озвучить, уж коли власть по её уверениям борется с коррупцией.       
   Какие уж тут права и свободы? Дай Бог выжить простому смерду. Не пора ли издать сборник воспоминаний блокадников Ленинграда в качестве руководства к выживанию?
   Но вернёмся к нашей теме. Ни Столетняя война, ни Тридцатилетняя война ничего не изменили в социальной структуре Европы. Это были войны между равными. Ворон ворону глаз не выклюет.
   Наши предки верили, что саламандры рождаются из огня. Только восточные степи порождали страшных чудовищ, всё сжигающих на своём пути и не способных к созиданию:  Чингиз – хана, Тамерлана.
   Опять- таки, завоёванным народам дай Бог было выжить. Какие там права и свободы? Это философ Кант мог каждое утро справляться у камердинера, в чьих руках сегодня Кёнигсберг, и спокойно отправляться в университет читать лекции о метафизике.
   И какой chef-d,oeuvre мог создать Ванька Жуков? Кстати, с какого конца следует чистить селёдку? Рыба-то гниёт с головы.
   Таков генезис русской нации.
   При Президенте РФ существуют различные комитеты и организации по развитию гражданского общества. Они получают государево жалованье и обросли различными льготами. 
   Остаётся спросить, может ли быть железо деревянным? Вспоминается зловещая латинская поговорка: Quos deus vult perdere prius dementat - кого боги хотят наказать, того они лишают разума. Или каждый чиновник имеет право быть тупым? 
   Гражданское общество послужило повивальной бабкой демократии.   
   Сущность любого государства – насилие. Сущность демократии – контроль низов над верхами. 
   Путь демократии, как и гражданского общества, тернист и усыпан больше шипами, чем розами.
   Как писал Жан Жак Руссо, свобода – это пища, которую может переварить не каждый желудок. 
   Секретарь Екатерины II мечтательный граф Панин подал своей государыне прожект об ограничении самодержавия в Российской империи, наподобие шведского королевства. Его повелительница со снисходительной  улыбкой положила сей опус в долгий ящик своего бюро, и в её долгое царствование этот вопрос был предан забвению.
   Её любимый внук Александр, тоже натура мечтательная, будучи под влиянием своего воспитателя швейцарца Лагарпа, даже вознамерился ввести конституцию. Но придворный историограф Карамзин подал ему верноподданническую «Записку о старой и новой России», в которой предостерегал от сомнительных реформ и напоминал о скорбной участи его венценосного отца. Даже эти бессильные потуги позволили Александру I получить от современников прономен Благословенный.      
   Сын сельского священника, ставший государственным секретарём М. М. Сперанский, составил «Введение к уложению государственных законов», в котором писал: «Нет в истории примера, чтобы народ просвещённый и коммерческий мог долго в рабстве оставаться». За робкие попытки приспособить феодальную монархию к зачаткам буржуазных отношений его называли «злодеем», «революционером», «Кромвелем». Дворянство требовало неприкосновенности крепостного права.
   Как сделать хозяйство прибыльным, ничего в нём не меняя?   
   «Великая реформа» была проведена исключительно в интересах помещиков. Русская деревня разделилась на бедноту и кулаков – мироедов.  Апологетов прекраснодушного дворянства опять-таки отсылаю к замечательному публицисту Глебу Ивановичу Успенскому. Откройте любой его том и вы ужаснётесь. Дворянство окончательно выродилось в паразитический класс, живущий на выкупных платежах своих бывших крепостных. Без рабства нет барства. Русский царизм до конца дней своих пёкся только о своих родных боярах - чрева, его породившего.    
   На русскую сцену вышли разночинцы. Перепуганный Александр III издал закон о «кухаркиных детях». Судьба Ваньки Жукова была предрешена. Чувствуете запашок сегодняшнего дня?
   «В России нет закона,
    Есть столб, а на столбе корона» - это ещё Пушкин писал, а светоч русской поэзии для всех поколений есть истина в законченной инстанции.
   Никакими анналами демократии «великая реформа» даже не пахла. 
   Об опереточных Государственных думах вырожденца Николая II Романова и говорить не приходится. Испугался – разрешил; успокоился – разогнал.
   Это во Франции Генеральные  штаты, когда Людовик XVI хотел разогнать их за непослушание, объявили себя Национальным собранием. 
   Не сложилось в нашем Отчестве ни гражданского общества, ни демократии. Ну и Бог с ними. Демократия не панацея от социальных катаклизмов. У каждого народа свой путь. Нужно помнить, что самая развитая в истории афинская демократия приговорила к смерти Сократа, взывавшего к совести своих сограждан. Серость выбирает серость. Далеко не всё однозначно. Оттенки значат больше, чем полюсные цвета.
   В конце концов, историю вершат личности, которых Всемирный дух выбирает для своих замыслов.
   Если бы царь Иоанн Васильевич Грозный самыми жестокими мерами не пресёк боярскую крамолу, вряд ли Россия выдержала бы Смутное время. Да и то недобитые им бояре целовали крест королевичу Владиславу, а православное духовенство выходило встречать католичку Марину Мнишек.
   Пётр I штыками отгородился от колонизации России Западом. Ознакомьтесь с источниками – зарождающейся европейской буржуазии уже в то время нужна была сырьевая база и рынки сбыта. Богатые русские пространства только раздражали Европу. Россия устраивала Запад только как колония. При каждом удобном случае он протягивал к ней свои жадные щупальца.
   Экономический подъём России в конце XIX, начале XX века, столь любимый апологетами исторической реставрации, на самом деле был мифом. Это была колонизация.
   70 процентов промышленных предприятий принадлежали иностранному капиталу. Купоны стриг Запад. Сохранилась беспощадная статистика. Русские фамилии можно пересчитать по пальцам и ещё останется.    
   Основной доход казны поступал из деревни. Временнообязанные мужики платили откупные своему помещику и государевы подати. И наконец, ввергнутая по воле последнего Романова в преступную пучину империалистической войны, в которой и следа не было русских интересов, Россия пришла к полному экономическому и политическому краху. Беспомощная она лежала у ног выродившихся потомков Габсбургов и Гогенцоллернов.
   Буржуазная революция не смогла разрешить ни одного коренного вопроса. В России не было буржуазии. Отцов фабрикантов и заводчиков пороли на конюшне, а сами они не успели себя осознать выразителями интересов нации.
   Будь в России хоть эмбрион демократических начал, не свершилась бы Октябрьская революция. Цари сами были могильщиками своей власти и своего народа. 
   Без западной помощи не было бы Белого движения. Белые генералы, лакеи Антанты, получали новейшую военную технику – экзотические танки и самолёты, в обмен на обещание эксплуатации русских земель. Чем ещё могли расплачиваться Деникин, Краснов и иже с ними? Какую частушку сложил народ про Колчака? «Мундир английский, погон французский, табак японский, правитель омский».
   Исторический путь России – бегство от колонизации.
   Только большевистская власть взяла на себя ответственность за её будущее. «Есть такая партия!». Помните?
   Неимоверными усилиями Россия возродила экономику и стала ведущей страной мира.
   Сегодня русские пространства вновь колонизируют исторические сложившиеся враги, а своим гражданам правители предлагают загадочный и таинственный  дальневосточный гектар, про который в народе складываются анекдоты. По сравнению с ними Белые генералы выглядят романтическими гимназистами, не понявшими реалий времени, за что они и поплатились. Адмирал Колчак возил с собой золотой запас империи и даже к нему не прикоснулся. Бриллиантовой ручки у него не было.
   История перестройки началась с Чернобыльской трагедии и грабежа золота партии и успешно развивается по тому же сценарию. Других сценариев воры не знают. У воров нет Отечества. Вор и на Луне вор. Воистину, quos deus vult perdere prius dementat.
   Ни одну страну мира не трясло так, как наше Отечество.
   Не нужно России ни мифического гражданского общества, ни эфемерной демократии. Свой путь как то ближе, чем сказки о заокеанском сыре, который в заокеанском масле катается.
   России нужна личность, в которую поверил бы народ, и которая смогла бы повести его за собой.
   Или Россия воспрянет ото сна и стряхнёт с себя воровское ярмо, или останется лишь местом на географической карте.
   Tertium non datur – третьего не дано.
               
                IV
             ОТ ПУШКИНА ДО ВЕНИЧКИ
   В Москве на Тверском бульваре стоит памятник малоизвестному поэту Александру Пушкину. На памятнике высечены строки:
              «И долго буду тем любезен я народу,
               Что чувства добрые я лирой пробуждал,
               Что в свой жестокий век восславил я свободу,
               И милость к падшим призывал».
   В той же Москве в Марьиной роще воздвигнут памятник многоизвестному автору поэмы в прозе «Москва – Петушки» Венедикту Ерофееву. На памятнике высечена познанная им сокровенная мудрость: «Нельзя доверять мнению человека, который ещё не успел похмелиться». Сам народный поэт похмелялся зубровкой и духами «Белая сирень».      
   Всякая идея живёт во времени и пространстве. И тот, и другой были детьми своего времени. Между тем и другим пролегло полтора столетия. Целый отрезок истории. 
   Существует много определений, что есть история. Какой мудрец во что горазд.  Автору этих записок больше по вкусу гегелевское видение прошлого. История это развитие идеи свободы. Например, грек знал, что он свободен, но он не знал, что свободен варвар. Поэтому варвар мог быть рабом. С ростом познания расширялось понятие свободы. Et cetera, et cetera... 
   Там, где ступала нога римского легионера, возникли ведущие страны Европы. Западный мир, начиная с греческих полисов и римского права, культивировал индивидуализм. Личность стремилась к свободе, как к абстрактному неосознанному понятию. Путь этого стремления составляет суть европейской истории со всеми её революциями, реставрациями, нищетой и торжеством духа и прочим бесконечным перечнем того и другого. Просвещённый читатель этих записок, успешно сдавший ЕГЭ, без сомнения разберётся во всём этом коловращении.   
   Идея, развитая до абсурда, превращается в свою противоположность. Идея рождает героев, абсурду нужны клоуны.
   В настоящее время, благодаря развитым демократическим институтам,  личность получила столько свобод, что не в силах их переварить. Человек стал рабом своей же свободы. Дальше идти некуда. Начался обратный отсчёт. Идея начала работать на деградацию и самоуничтожение. Помните: каждый американец имеет право быть тупым. Гора родила мышь.
   Таков путь, пройденный Западом, от Пушкина до Венички.
   Россия за тот же период пережила Золотой век великой русской словесности, уродливую отмену крепостного права, народническое движение, взлёт свободомыслия и политическую каторгу.
   Победа Октябрьской революции казалась немыслимой авантюрой и окончилась бы крахом, если  бы не поддержка пролетариата Европы. В Германии и Венгрии рабочий класс пытался совершить пролетарские революции по аналогу с российской, а британская монархия отказалась приютить последнего российского царя, опасаясь своего пролетариата. Слишком привлекательной была идея всемирного братства. В то время Запад ещё шёл вперёд.
   Для России Провидение приготовило особый путь, путь первопроходца и испытателя. Среди тупеющего мира Россия с достоинством держала высокую планку.   
   В первозданном и наивном античном мире Спарта славилась своим равнодушием к богатству и доблестью своих граждан. После победы в Пелопонесской войне, обогащённая и отягощённая контрибуцией, Спарта пала под тяжестью пороков, не ведомых ей ранее. Плутарх, размышляя о зарождающейся на его глазах истории, писал: «Чтобы обессилить здоровое тело, достаточно одной раны. Так случается и с государством, привыкшим к строжайшему порядку. Чтобы погубить его благополучие, достаточно сделать граждан корыстолюбивыми». «Золото вызывает зависть, а зависть нарушает равенство».
   Рим, возникший после него мир, и Россия прошли тот же путь... Сдуйте пыль тысячелетий с античных авторов, дайте себе труд изучить первопуть цивилизации, и вы поймёте современность и будущность. Мир вертится в одном и том же порочном кругу. Выход из него не найден и рассчитывать на Светлое Будущее нет оснований. 
   Русский философ П. Я. Чаадаев по повелению государя Николая Павловича (повторюсь, не самого худшего из Романовых) был объявлен сумасшедшим, и пришлось ему, бедолаге, перейти в католичество.
   Горе от ума – путь всех пророков, которых, как известно, нет в своём Отечестве.
   Бог с ними, с прошедшими временами.
   Сегодня воры разрушили и предали осмеянию великую идею, потому что мир отупел от сытости, и Россия оказалась в изоляции.   
   Успело вырасти новое поколение, потерявшее связь со своей историей, со сломанной психикой, с мозгами tabula rasa - чистой доской, которую можно испещрить любыми письменами.      
   Этот мир – перевёртыш. Пьяный бред в нём возводится в классику, а низменные чувства выдаются за правду жизни. Немало новаторских умов ломало в искусстве застывшие формы, но всегда стыд отличал человека от животного, а правда жизни заключалась в животворном духе, а не в смаковании природных инстинктов. Не всякое лыко в строку.
   Таков путь, пройденный Россией, от Пушкина до Венички.
   Однажды история пережила уже подобную катастрофу, когда варвары разрушили великую античность, и потребовалось тысячу лет, чтобы возникла эпоха Возрождения.
   При остготском короле Теодорихе, правившим Италией в VI веке, был доверенным лицом и советником Северин Боэций, известный в истории как «последний римлянин». Он аккумулировал античную культуру и послужил проводником между ушедшей и новой эпохами. Оклеветанный завистниками, в тюрьме, перед казнью Боэций написал «Утешение философией» - труд, давший импульс средневековой мысли на многие века. Узник духа спас грядущую цивилизацию.
   Эти записки написаны осенью. Скоро наступит зима, глубокие снега покроют бескрайную Россию и скроют под собой правду и ложь, заблуждения и истину.
   «Скучно на этом свете, господа» - заключил Гоголь ещё в благословенные пушкинские времена. С тех пор нанесено столько всего и всякого, что только по весне мы увидим, что есть плевелы, а что дало всходы.

         .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .

   P.S. Слова обедняют мысль. Нельзя объять необъятное. Мир вне нас легче познать, чем самого себя.   
   "Но кто ударит тебя в правую щёку твою, подставь ему и другую" (Матф., гл. 5, ст. 39). Единая нить связывает историю. Преступно её обрывать. Не простив врага, ты погубишь себя.   
   Идущий вперёд, не оглядывается назад. Орфей оглянулся и потерял Эвридику. Не надо бесконечно копаться в антикварной лавке прощлого, дабы не превратиться в застывший соляной столб, подобно жене Лота. 
   Много смерчей пронеслось над Россией. Давно пора насыпать большой холм над общими жертвами и поставить на нём примиряющий крест.               
   Vivos voco - зову живых, - звонит колокол истории.

            

                Октябрь – ноябрь 2018 г.