О гениях-2. В. С. Высоцкий

Евгений Медиокритский
МНЕ ЕСТЬ ЧТО СПЕТЬ, ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ВСЕВЫШНИМ, МНЕ  ЕСТЬ ЧЕМ ОПРАВДАТЬСЯ ПЕРЕД  НИМ. 
 В Л А Д И М И Р    С Е М Ё Н О В И Ч     В Ы С О Ц К И Й

Владимир Высоцкий – трагическая фигура ХХ века, кумир нескольких поколений, а точнее многих, безусловно является гением. Нам хочется сказать – «чистым» гением, в смысле бесспорным. И вместе с Вами мы попробуем это сделать,  ибо Вл.Высоцкого вообще почему-то не называли гением. Даже характеристика, данная его другом В. Абдуловым: "(...) он невероятно живой, живее, чем все мы, вместе взятые, - смешной, невозможный, заводной, наивный,  м у д р ы й," не содержит слово гений. Потому что, может быть, в силу воспитанной советской привычки - если человек оступился (Вл. Высоцкий сначала был алкоголиком, а потом наркоманом), то на нём надо обязательно ставить «крест». Но, давайте вспомним  Ф. М. Достоевского (карточный игрок), А.С. Пушкина (ловелас и игрок), М. Ю. Лермонтова (скверный характер, приводивший к дуэлям), С. Есенина с А. Куприным (пьяницы) и т.д.


Однако, А. П. Чехов, в своё время, отметил русскую закономерность - "талантливый человек в России не может быть чистеньким". Времена меняются, закономерность остаётся. Так и с Вл.Высоцким – «ещё не привыкли». Но стоит привыкать. На него уже работает история. Всё ещё впереди. Но в Германии (уже! А почему не в России?) вышли роскошный 8 - томник сочинений и другие издания (по М. Мурзиной). В Польше (из журнала на русском языке «Европа. RU»): "в приморском городе Кошалине открыт музей Вл. Высоцкого; в Варшаве в двух театрах идут пьесы о певце, в лицеях  проводятся литературные  конкурсы и победители награждаются сборниками стихов поэта, все работы (эссе) лицеистов отсылаются в музей". А ведь прошло ещё только 30 лет после его смерти...


Возвращаясь к М. Ю. Лермонтову, нужно напомнить, что 17. 07. 1841 г. его хоронили несколько сотен человек в Пятигорске, а через 40 лет туда съехалось впервые на общественную панихиду более 10 тысяч (так свидетельствует литератор С.Филлипов). Нам представляются символичными параллели, проходящие между Лермонтовым и Высоцким, но уже через 140 лет между гибелью каждого из них. Кстати, Лермонтов очень хорошо пел романсы, т.е. "не пел, а говорил почти  речитативом под гитару для своих слушателей" (по А. Ф. Тирану).


При изучении «списка 100» (см. эссе «Наш гений» в Автографе - 1. По волнам памяти нашей. Хранится в Национальной публичной библиотеке в Варшаве)) выяснилось, что среди 100 гениев современности: певцов – 4, музыкантов - 9, композиторов - 5, поэтов – 4, артистов - 1. По всем этим  группам  Вл. Высоцкий имел бы полное право участвовать в номинациях. Уже потому, что в нём сфокусировались признаки пяти (5) групп гениев надо признать феноменальность человека. При возведении в ранг «гениев» огромное значение имеет общественное признание, известность. А для актёров, певцов ещё и популярность. Всё это плотно укладывается в личности Вл. Высоцкого. Несмотря на забвение власти придержащих, игнорирование и, даже, в определённой  степени, преследование, известность Вл. Высоцкого не имела границ.

Его знали сотни  миллионов людей. Не единицы миллионов, а сотни, ибо к 250 миллионам граждан СССР нужно добавить миллионы в США, Франции, Англии, Польше, Чехии, Германии и т.д. Нам кажется, что с ним даже никто не может сравним. Возможно только Пеле, Марадона, Мухаммед Али, Синатра, Мерелин Монро, Арнольд Шварценнегер, Николсон, Де Ниро... Но последняя четвёрка исключительно за счёт кинематографа, т.е. организованного зрителя. Хотя и первая четвёрка то же самое – организованного зрителя путём телевидения. В случае с Вл. Высоцким – любого зрителя и тем более неорганизованного. 


Сейчас многое известно о Вл. Высоцком. И, однако, в статье Марины Мурзиной в «АиФ» №04/ 2008 «Недосягаемая Высота» сообщаются новые детали гениальности «Высоты», почему-то не называемые гениальными. Ну, например, недосягаемая  высота – признак гения. А его: Я не умру мучительною жизнью – я лучше скорой смертью  оживу; Ушёл один – в том нет беды, но я приду по ваши души; Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души;Мы тоже дети страшных лет России, безвременье вливало водку в нас; Рвусь из сил и из всех сухожилий; Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в неё плюют; когда чужой мои читает мысли, заглядывая мне через плечо; пророческие - Пусть впереди большие перемены  я это никогда не полюблю!; предсмертные -- Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед ним; -- шедевры.. 


Или удивительная скромность в оценке своего поэтического дара (тоже отличительная черта гениев). Как он благоговел перед «великими» 60-х и 70-х гг.: А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским. И ведь они поддерживали у него его собственную оценку – «куда ему до них». Никто из них (и не только!) не протянул ему руку помощи, не подставил плечо, не заслонил грудью или спиной, не поддержал в жестокие последние годы его жизни. Все следовали привитой советской морали – «Раз пьёшь (не дай, Бог, ещё и куришь травку или берёшь наркотики), то ты нехороший, вне закона». Как тут не вспомнить «супергения» Хофманна -- отца ЛСД -- первого в «списке 100». Как тут не вспомнить недавно прошедшие фильмы-воспоминания о Вл. Высоцком, в одном из которых Никита Высоцкий, сын гения, утверждал, что в то время уже имелись методы в медицине, спасающие от наркотиков.   


К 80-м годам на счету Вл. Высоцкого уже было свыше 800 стихотворений, сотни авторских песен, сотни миллионов копий (а может быть миллиардов копий) спетых песен, десятки ролей в театре и кино.

 Летом 1979 г., оказавшись в командировке в Ленинграде, совершенно неожиданно для себя, каким-то чудом, уже в возрасте 44 лет, не будучи фанатом, мне удалось раздобыть билет на концерт Вл. Высоцкого. Не могу вспомнить как добирался до концертного зала, но тёплый предвечер с заходящим солнцем и зал в жёлтом оформлении вместе с Вл. Высоцким запомнились навсегда. Его гитара, руки,  неповторимый (конечно же не сладкий, а рвущий, всё сметающий на своём пути) голос, и, как сейчас принято говорить, аура -- его плоть, его сущность, его скромность жили и трепетали в этом зале. Вышел из зала потрясённым. Вот это и был гений наяву или воплоти. Как  хотите...       


Были просмотрены фильмы Эльдара Рязанова «Четыри встречи с Высоцким». Запомнилась из них информация о том, что в Бухаре почти за год до кончины, на гастролях, Вл. Высоцкий пережил клиническую смерть. Чудо спасло Высоцкого – вблизи оказался врач-кардиолог, поставивший прямой укол в сердечную мышцу. И информация о двух живущих матерях Володи: родной --Нины Максимовны Высоцкой  и приёмной -- Евгении Степановне, к которым он испытывал одинаковую любовь, сыновью. Уже в школе поэтический дар обуревал Высоцкого. И об этом надо не забывать. А 10. 05. 2008 г. мы просмотрели телефильм «Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй», где главенствовала, конечно же, Марина Влади.


Теперь можно философствовать – их встреча (какой романтической она была!) оказалась случайной или нет. А последующие 12 лет супружеской жизни не только способствовали творческой жизни гения, но и продлили физическую (по словам М. Влади). И ей можно, а, вернее, должно верить. Слишком много она выстрадала, выдершав свой собственный 30-летний обет «отлучения от сцены», пронеся достойно  свой «крест», как и Вл. Высоцкий. Слишком яркую, необычную, многострадальную любовь прожили они вместе, чтобы склонить голову и перед ней. Как Ромео и Джульетта. Да чего уж там! Как Владимир и Марина...


11 июля 1980 года они простились у эскалатора в аэропорту Парижа:
- А до этого мы три недели пытались остановить твою болезнь.
- Последний поцелуй. И эскалатор уносит тебя вверх... Ты исчезаешь
Тихо говорит великая актриса и женщина со сцены...
За неделю до смерти Вл. Высоцкий в последний раз играл Гамлета...
23 июля состоялся последний телефонный разговор между супругами...
25 ночью по телефону чужой голос сообщает М. Влади: «Володя, умер»...
На 29 июля у Вл. Высоцкого был билет на самолёт до Парижа...

             - Ты единственная, которая поставит меня на ноги.
             - Мариночка, мы преодолеем всё это вместе и будем
              ж и т ь   с ч а с т л и в о...
   Свидетельствует словами Вл.Высоцкого Марина Влади.

В «АиФ. Европа» №19 – 20 за 2008 г. было опубликовано интервью Михаила Шемякина, известнейшего современного художника. И вот, что он поведал:
"Знаете, я ведь был не монохромный алкоголик – я был запойный. А это большая разница! Мне так же, как Володе Высоцкому, как многим моим друзьям – писателям, поэтам, музыкантам, нужно было иногда давать организму отдых, чтобы выдержать те чудовищные нагрузки, которые несёт мозг, интеллект. Некоторые исследователи творчества Высоцкого считают, что Влади для Высоцкого была не только музой, любовью. Но и злым гением. Абсолютно ошибочный взгляд! Если бы не Марина, Володя ушёл бы раньше. Она делала всё, чтобы спасти его от алкоголизма. И от наркотиков, когда он за два года до смерти «сел на иглу». Вернее, его посадили, как он мне потом признался. Тогда она, да и все мы понимали, что это – начало конца. И он сам это понимал. Володя попрощался со мной в стихотворении, которое спрятал на столе среди моих бумаг. Я нашёл его уже после смерти Высоцкого. Там были строчки: «Как хороши, как свежи были маки, из коих смерть схимичили врачи». Так что он прекрасно понимал, КТО и ЧТО уведёт его из этой жизни. Нет - нет, Марина сыграла хорошую роль в его жизни".


А вот что вспоминали на вечере в день смерти Вл. Высоцкого в 2008 году:    
Ю. П. Любимов: "Впервые я познакомился с Вл. Высоцким, когда  ему было 23-24 года. Его драматическое «выступление» на меня не произвело впечатление, но  когда через 15 минут он спел пару песен, и на мой вопрос – «А чьи слова у песен?»  последовал ответ – «Мои», я попросил его спеть ещё что-нибудь. После 30 или 40 –минутного «концерта», я сказал ему: «Приходите завтра. На работу...». Хотя отовсюду  шли телефонные звонки – «Он же пьяница», но мне подумалось – «Да, мало ли в России пьяниц. Одним больше, одним меньше...»


Вл. Меньшов (режиссер легендарного к/ф «Москва слезам не верит»): "Я знаю только 2 биографии людей, которые раскрылись своим могуществом очень быстро – Наполеон и Высоцкий".

Мне запомнились слова вдовы Р. Рождественского: "Очень долго Евг. Евтушенко и А. Вознесенский спорили о том, так кто же из них главный и значительнее. А, на самом деле,был первым Вл. Высоцкий".


А. Митта (реж. также легендарного к/ф «Экипаж»): "Володя был бессребреником. Любил делать подарки".


Белла Ахмадулина: "Володя – абсолютная чистота и честность, благородство и поэтический профессионализм".


Пели: и Александр Градский «Я дышу и значит я люблю, я люблю и значит я дышу...»; и Карина Сербина – солистка ГАБТ один из немногих романсов, написанных для Марины Влади Высоцким; и молодой Дима Колдун – «Родники мои серебряные»; и Сергей Мазаев – «Протопи мне баньку по-белому»; и Тамара Гвердцетели -- почти  вальс «Сегодня дамы приглашают кавалеров».


Но только Алла Демидова, актриса «Театра на Таганке», конечно  знаменитая из знаменитых, произнесла «заветное»: "Володя – конечно гений. Большой талант".

А на вопрос Вл. Познера – Высоцкий был верующим? ответила: "Скорее нет. Но все  великие таланты осознают своё предназначение, свою мессию..."
            
Итак, в дни 70-летия Вл. Высоцкого было признано публично, что он -  ГЕНИЙ.
ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ. Жаль, что не при жизни его.
 
А что будет через 20 лет? Вспомним судьбу и историю М. Ю. Лермонтова:  когда через 40 лет после его смерти (только через 40 лет!) на его первую гражданскую панихиду в Пятигорск съехалось около десяти тысяч россиян...               

  Август 2008 г.
               

P.S. Почти через пол года после интервью с Михаилом Шемякиным «АиФ» организовала встречу с Мариной Влади :               
- Извините, я очень плохо говорю по-русски -- слишком мало у меня возможностей для такого общения. Но на чтение (в основном Чехова) у меня остаётся мало времени, потому что я сама пишу книгу. Это будет уже 10-й (десятый) мой роман. О чём пока не скажу. (...) я сама играла Чехова очень много. «Три сестры» мы играли втроём с моими родными сёстрами -- (...) играла Ирину, так как была самая младшая из сестёр. Зато Раневскую в «Вишнёвом саде» я играла примерно 300 раз. Один из самых любимых моих «Вишнёвых садов» -- спектакль в постановке Эфроса. (...) И Володя там  был чудесен. Он – Лопатин, я – Раневская. (...) Я, кстати, оценила Володю прежде всего именно как поэта и актёра. Это не была любовь к нему с первого взгляда как к мужчине. Он меня удивил как артист, как бард. Мы долго притирались друг к другу. Почти год оставались только друзьями – встречались в компаниях, общались. Постепенно интерес друг к другу перешёл в любовь. Конечно, временами жить с ним бывало трудно. (...) Совместная жизнь – это большой труд и большая любовь. А письма Володи были замечательные! И я ему писала всегда по-русски. На ужасном, ломаном, но всё же русском языке. Часть этих писем вошла в мой новый спектакль «Владимир или Прерванный полёт». (...) Мог бы Володя прожить дольше или он был обречён сгореть так рано? Этого никто не может сказать! В те, последние годы, когда мы снова были вместе, я собиралась переселить его в мой дом под Парижем, куда я вернулась после разрыва с ним. Я была готова снова бороться с его недугами, лечить... Но Володя прекрасно понимал, что ради этого ему придётся бросить поэзию, театр. Он, правда, пробовал писать прозу, начал сочинять роман. И если бы он на самом деле стал жить немножко по-другому, не мучиться так, как он мучился, может, и прожил бы дольше.
(...) Работа всегда спасала меня. Я должна была умереть уже несколько раз, если бы не искусство.(...) В день смерти Володи я снималась в фильме по роману Мопассана «Сильна, как смерть»... И всегда, когда умирали близкие, я работала. Кстати, моему отцу и матери помогло выжить тоже искусство.У бабушки с дедушкой по маминой линии было 12 детей. Семья бежала от революции, из Новороссийска, успев на последний  пароход. Все дети в семье умерли – слишком тяжело и голодно было тогда.             
(...) Я ужасно боюсь новой войны... И меня бесит, что те, кто провоцирует конфликты, ни в грош не ставят переживания простых людей, трагедии матерей, которые теряют своих детей. Что касается России – ей приходится в два раза сложнее. Во-первых, старые демоны ещё живы... А с другой стороны, ей просто завидуют – природным богатствам, из-за права обладания которыми люди готовы убивать друг друга. Мне кажется, надо почаще и побольше демонстрировать миру, что в России живут не только те, кто готов разбрасывать на ерунду миллионы долларов. Богатством мир не удивишь – Европе или Америке на чужой счёт в банке наплевать, тут прекрасно знают, что это такое – быть богатым. А вот Большой театр, русская литература, русская музыка гораздо быстрее и понятнее объяснят  какая она великая – Россия.

Вернёмся вновь к Вл. Высоцкому, но уже словами другого гения, которые  можно назвать «Гений о гении» (см. электронный ресурс  «Яндекса» - «Рязанов Эльдар Александрович», стр. 8, №78):
"(...) мне подарили кассеты, где было восемь часов звучания Высоцкого. Это было уже где-то в году 76-м, наверное. И я как раз поехал в отпуск в дом отдыха. Каждый день в "мертвый час" я ставил магнитофон с песнями Высоцкого и открывал для себя прекрасного, умного, ироничного, тонкого, лиричного, многогранного поэта. Сначала я слушал один в номере. Потом я вынес магнитофон на лестничную клетку, и каждый день в "мертвый час" никто не спал - собиралось все больше и больше людей, через несколько дней около магнитофона был весь дом. Двадцать четыре дня прошли у меня и у многих под знаком песен Высоцкого. Они вызывали всеобщий восторг. Это была тишина, в которой гремел, хрипел, страдал, смеялся прекрасный голос Высоцкого... Я приехал в Москву потрясенный. И с тех пор стал его поклонником окончательным, безоговорочным, пожизненным, навсегда. По приезде я позвонил ему по телефону и сказал: "Володя, ты себе представляешь, какое счастье ты мне даровал! Я провел 24 дня рядом с тобой, я слушал твои песни, ты замечательный поэт, ты прекрасен, я тебя обожаю". Я говорил ему самые нежные слова, они были совершенно искренними. Он засмеялся, довольный, и сказал: "А сейчас Вы бы меня взяли на роль Сирано?" Я сказал: "Сейчас бы взял". Мы оба рассмеялись и повесили трубки..» - Эльдар  Рязанов.  1980 г.               
  Декабрь 2008 г.
               
P.S.-2   2009 год. В день рождения Вл.Высоцкого, уже как по хорошей традиции, состоялся вечер его памяти «Своя колея». Да и вообще, почти весь телевизионный день -- воскресный, был отдан ему -- Высоцкому: к/ф «Сказ про то, как царь Пётр Арапа женил»; «Вл.Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй»; «Своя колея». Только вместо Вл. Познера вечер вел Валерий Золотухин, первыми словами которого были:
-Мы сегодня отмечаем день рождения Вл. Высоцкому - ГЕНИАЛЬНОМУ  человеку, поэту, актёру, певцу...

Обществу надо иметь гениев, и они будут. Рано или поздно. Удивительно только то, что, как мне кажется, история повторяется – нужно было русскому обществу девятнадцатого века нового гения в лице Михаила Юрьевича Лермонтова и он стал им (к этому времени – ко второй половине 19-го века. А. С. Пушкин уже находился на таком пьедестале).

Так и c Владимиром Семёновичем Высоцким.
Первая половина ХХ1 века в России, уверен, будет временем гения Владимира Высоцкого.               
  Декабрь 2010 г.            
               


 ВЛАДИМИРУ  ВЫСОЦКОМУ
  Анатолий Агурицев
 
"Чуть помедленнее,  кони, 
 Чуть помедленнее ..."
              В. Высоцкий.

             * * *

Дописать, долюбить, доскакать,
Безразличие истребляя ...
Что же ты не вывозишь, кривая !?
Я бессилен тебя выпрямлять!

            
Не сложилось, не сталось, не выткалось,
Вкривь и вкось ... Вкривь и вкось ...
Разметалось, на части растрескалось,
Не срослось, не срослось ...

Не спасла, не согрела, не вывела,
Подвела - кривизна ...
Буйный синус в прямую застылую ...
Извела - прямизна ...

Ход понурый, растерянный, медленный,
По траве, по траве ...
Вознесите ж его привередливые !
К синеве, к синеве ...

Об Анатолии Григорьевиче Агурицеве, выпускнике Завода-ВТУЗа, к. т. н., доценте, певце, композиторе, известном российском поэте, см. на сайте  Стихи.Ру


P.S.-3 И вот позавчера появилось  эссе Нины Богдан "Райские яблоки Владимира Высоцкого" на портале Проза.Ру о Великом  поэте,  Гении, Великом гражданине России Владимире Семёновиче Высоцком. Отличное  эссе...Через два года исполнится 40 лет со дня гибели Вл.Высоцкого