Эмиль Золя. Западня

Антон Шишкодремов
Гюисманс выразился по поводу "Западни" Золя, что это хороший пример, когда из словесного мусора можно вылепить нечто колоссальное. Сам же Золя назвал свое произведение самым моральным. Я же ничего этого не обнаружил.

Смыслом "Западни" Золя является отсутствие смысла. Нет, это не одно из многих опусов, что не имеют для литературы никакой ценности, здесь была какая-то такая задумка автора."Западня" будет актуальна всегда, социальная и духовная деградация девушки, ее жизнь, переливчатая и разнообразная, связанная общей идеей, простой, примитивной и мещанской. Что ж, Золя абсолютно прав, именно так мы по сути и живем.

Жервеза перемещается из нищеты в хозяйки прачечной, снова в нищету и т. д. Когда-то я сам использовал термин "20-долларовое мышление" (хотя его следовало бы подкорректировать сообразно курсу доллара, а потом, вновь вернуть назад) и именно этим понятием пропитана вся книга. Обычно я люблю такие произведения, позволяющие вспомнить себя в подобном качестве на определенном этапе, но это не тот случай. Здесь Золя продемонстрировал себя во всей красе, очень подробно и дотошно описав французские трущобы, которые, как оказалось, ими вовсе не являются.

Помню я у него красоту катакомб грязных бездомных в "Деньгах" ("Чрево Парижа" еще не читал, там говорят еще похлеще). Мещанская сутяжная среда примитивных героев "Западни", аристократичная в своем новом чепчике с бахромой, благоухающая всей гаммой благородных дешевых спиртных напитков, - все это порою бодрит, еще чаще утомляет, но не покидает ощущение, что ты читаешь какой-то романчик о любви. Хотя и любовь здесь исключительно к деньгам.

Уж не знаю почему, но "Западня" ни разу не сбилась на возвышенный тон, ни разу не насмешила, зато постоянно казалось, что читаешь что-то несерьезное. Один раз, впрочем, я улыбнулся, когда увидел, до какой степени Эмиль Золя ненавидит людей науки.

Мысли разные и мысли невеселые навевает этот роман, может это и действительно западня, но автор напомнил о пенсионной системе, постоянно тыкал носом в проблемы малого и среднего бизнеса, по идее, дошел в своем стремлении к реализму до теории абсурда. Цель, вернее, ее отсутствие, это мне видится в "Западне" главным. Не так-то просто сформировать ее для себя, потому что цель должна быть не только достойной и возвышенной, но и осуществимой. Имеющимися средствами и в обозримом будущем. И желательно еще, чтобы она при этом отдавала чем-то нереальным. Непросто, правда?