Эркин-Юрт продолжение

Наталия Ланковская 2
     Мы недолго поработали, когда пришла Эмилия Петровна и позвала нас в пищеблок, на обеденный перерыв.
    Во дворе под навесом там, на пищеблоке, стояли длинные такие досчатые столы и скамейки, и наши девочки-повара разносили по столам алюминиевые миски с борщом. Борщ съешь - идёшь к большому умывальнику с тёплой водой, полощешь свою миску - и к раздаточной. Там тебе в твою миску плюхают половник каши и поливают подливкой. И дают большую кружку компота. Поел - вставай из-за стола, не рассиживайся, а то мест не всем хватает, так что кто-нибудь ждёт своей очереди. И - вперёд, снова в поле, к своим буртам. Если хочешь, можешь не сразу за работу браться, а подождать товарищей. Но потом уж придётся работать быстрей: вечером придут машины за свеклой. Вашей же бригаде и грузить... Рабочий день - до победы, пока всё не погрузите. И там стоит колхозница с блокнотом, она записывает, сколько ваша бригада машин отправила... Ну, потом всей компанией на пищеблок, ужинать. А после ужина - отдыхай до утра...
    Вечером мы долго не спали. Пришли мальчишки с гитарами. У них были две бутылки вина "Фрага", и всем девочкам разлили по капельке. Для себя у мальчишек был портвейн. Словом, всем досталось немножко хмельного. А нам в те годы много и не надо было. Тем более, с гитарами. Пели и весёлое, и чувствительное. Из чувствительного мне запомнилось про то, как "у молодого короля и у прекрасной королевы был шут весёлый, молодой, король любил его напевы". Вообще-то в этой песне происходили кошмарные события; страшная была история.Король там узнал про роман шута с прекрасной королевой и приказал отрубить ему голову. А может быть, даже и сам отрубил. Во всяком случае, он сам лично принёс королеве голову этого несчастного: "На же, - говорит, - голову возьми шута, что любит королеву!" Представляете, подарочек?.. На этом месте один мальчик (не помню точно, кто), не привыкший к вину и сильно охмелевший, уронил голову в руки и горько заплакал. Девочки стали его утешать; а другие девочки и мальчишки над ним смеялись. Любой бы не выдержал этого и убежал; но он не хотел уходить...
      А утром мы снова пошли на пищеблок, в поле,- и так далее. Словом, начались трудовые будни.

     Мне очень нравились всякие наши разговоры в лесополосе или у буртов. Однажды мы рассуждали об эгоизме и самоотречении. Я спорила против всех, утверждая, что самоотречение - и то диктуется исключительно эгоизмом. А как же подвиги? - спрашивали меня и приводили примеры. - А так же, отвечала я. Просто человек в этом случае отождествляет себя с какой-то общественной группой и свои интересы - с интересами этой группы. И тоже поясняла на примерах.
    Серёжа Фетисов сказал:
   - Ну, ладно, когда речь идёт о каких-то общественных явлениях, это, может быть, и так. Ну а вот в частных случаях? Ну, возьмём такой пример... Ну, например... Вот, все устали после работы; А, например, Наташа Зинченко боится собак. И кто-нибудь из ребят, усталый, идёт её провожать. Хотя, допустим, и сам собак боится... Я нарочно беру такой пустяковый случай, потому что он житейский. Он из обычной жизни. И вот заметьте, даже тут - разве можно сказать, что человеком движет эгоизм? Тут ведь и усталость, и страх; и человек без всякого эгоизма. Иногда ведь делаешь что-то совершенно бескорыстно. Просто чтобы помочь... Это я для примера. А такие ситуации случаются на каждом шагу.
    - Да ерунда! - говорю я. - Обрати внимание, что ты даже для примера, просто инстинктивно, выбрал случай, когда некий парень "совершенно бескорыстно" вызывается провожать самую симпатичную девочку на курсе! Инстинктивно, заметь, выбрал для примера именно её!
    - Да неправда! Он ведь совсем с другой девочкой встречается! А Наташа просто... потому что собак боится!
    - Не она одна боится. Но он у тебя идёт провожать именно её, а не, например... - я хотела сказать, Асю Залкину, была у нас такая очень болезненная и некрасивая девочка; да побоялась Асю обидеть. Я сказала: - он не идёт провожать, например, какую-нибудь совсем некрасивую девушку. Тебе это, заметь, совершенно инстинктивно даже в голову не пришло!.. Бескорыстно-то бескорыстно, но выбирает твой герой именно самую интересную девушку!
     - Спасибо за такую оценку! - засмеялась Наташа. - Но я как раз собак не боюсь. У меня с ними полное взаимопонимание!..
     Ну, словом, какой-то такой шёл у нас разговор. И к этому разговору прислушивалась девушка, которую я сначала не приметила. Она была такая, коротко стриженная, в тренировочном, тихая какая-то, и моложе меня года на два. Она работала на соседнем бурте... Вот эта девушка в перерыв подошла ко мне и говорит:
    - Послушай, ты какие-то странные мысли всегда высказываешь. Не как все. Это очень интересно... Я хочу поэтому с тобой познакомиться получше. Я знаю, ты из седьмой группы. А я из девятой. Наша аудитория через одну от вашей...
     И вот так неожиданно началась моя дружба с Людой Мансветовой. Вот там, в Эркин-Юрте, в поле, мы и подружились... Мы, кстати, и теперь дружим, хоть прошло больше полувека, и мы давно живём в разных городах...

          (продолжение следует)