Шотландия. Как Джеймс Хаттон открыл время

Борис Готман
  В шотландский городок Джедбург (Jedburgh), находящийся в 10 милях от английской границы, мы приехали посмотреть на старинное аббатство и такой же старинный замок. И на красивую приходскую церковь, глядящую через  реку Джед (Jed) на аббатство.
 
  Об этих зданиях расскажу в отдельном репортаже; пока об их внешнем виде можно получить некоторое представление по уменьшенным снимкам  в правом столбце коллажа.

  Сейчас же хочу хотя бы в нескольких словах рассказать  о  выдающемся открытии шотландского  ученого, о котором, скорее всего,  большинство читателей никогда не слышали.

  А этот учёный по мировой классификации первооткрывателей в науке стоит в первой четвёрке рядом с Коперником, Галилеем и Дарвином.

  Причём, как говорил Дарвин, именно идеи нашего героя натолкнули его на мысль о написании "Происхождения видов путём естественного отбора, или Сохранения благоприятствуемых  рас в борьбе за жизнь" (On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life).

  Но обо всём по порядку.
   
  Когда автобус высадил нас в Джедбурге  на стоянке  Лотиан  Парка (Lothain Park),  я сразу обратил внимание на странное каменное сооружение  из разряда так называемых "малых архитектурных форм".
 
  Сооружение это представляло собой изогнутые в основании пирамиды, похожие на обнажённые скалы,  в которых верхние горизонтальные ряды песчаника лежали на нижних вертикальных  столбах из смеси гранитных камней разной величины и других пород – читатель  видит его  на моём снимке в центре верхней строки фотографий.

  Сразу рассмотреть это произведение не получилось - надо было торопиться за группой, направлявшейся в аббатство. Всё же успел  заметить на одном из установленных на газоне стендов фотографию заинтересовавшего меня каменного сооружения. 
 
  К нему  я  вернулся после экскурсии.

  Заглавие вверху стенда было весьма интригующим -  "Revolutionary Rocks" ("Революционные скалы")!
 
  Текст под названием гласил:
"Скалы рядом с Джедбургом хорошо известны международному сообществу геологов. Они сыграли ключевую роль в формировании нашего понимания земного шара и процессов образования составляющих его пород  благодаря выдающейся научной работе Беруикширского  джентльмена  фермера  Джеймса Хаттона."
 
  Джеймс Хаттон  (James Hutton, 1726 - 1797 г.г.) - знаменитый  шотландский  естествоиспытатель, геолог, физик и химик.  Его считают отцом современной геологии и геохронологии.
 
  Если пройти к югу от этого сооружения через парк Лотиан, мы окажемся в месте, называемом Инчбонни (Inchbonny), одном из важнейших  геологических объектов в мире.
 
  Именно там в 1787 году  Джеймс Хаттон заметил  в обнажённом скалистом берегу реки Джед вертикальные полосы граувакка (в данном случае - смесь песчаника, сланца и цементирующего состава), покрытые горизонтальными слоями песчаника.

  Необычным здесь было то, что скалы, сформированные  из осадочных пород, обычно начинаются в горизонтальных слоях.
 
  Картину, подобную увиденной здесь в Инчбонни, Хаттон наблюдал и на Арране, и в Сиккаре-Пойнте на побережье Беруикшир, и в других местах.
 
  Как же слои   граувакка  оказались вертикальными, а затем покрытыми горизонтальными слоями песчаника, "несогласно" лежащими поверх вертикальных полос скалы?
 
  Хаттон пришёл к выводу, что к этому привёл целый ряд событий, включавших:
   
 -мощные подвижки земли, которые подняли граувакку  в вертикальное  положение  и вытолкнули из моря;

 -эрозию верха граувакки, продукты которой покрыли его;

 -образование слоев песчаника над ним.
 
  Наблюдая скорость, с которой эти процессы происходят, он понял, что они и в прошлом происходили с этой же скоростью, и поэтому образование горных пород, которые он изучает, должно было занять  сотни тысяч, а то и миллионов лет.
 
  В то время большинство людей считали, что Земля была создана за шесть дней, как это изложено в Библии.
 
  Даже те, кто догадывался, что это невозможно понимать буквально, полагали, что возраст  Земли   насчитывает не более нескольких тысяч лет.
 
  Поэтому воспринять идеи Хаттона, опубликованные  в его книге "Теория Земли" в 1795 году, читающей публике было столь же сложно, как  понять  теорию эволюции  Дарвина шестьдесят четыре года спустя.
 
  Не зря скалы в Инчбонни получили название "Революционные скалы"!   

  На снимке внизу коллажа читатель видит офорт, выполненный другом  Хаттона  Джоном Клерком, на котором изображено соединение слоёв породы, которое теперь известно в науке как "несогласное напластование Хаттона".
 
 "Несогласное напластование Хаттона" является геологическим термином для обозначения  соединения двух тел породы, которое не происходило в непрерывной последовательности.
 
  Теперь мы знаем, что возраст нижних вертикальных слоёв серого цвета составляет около 420 миллионов лет.

  Формирование соединения, где встречаются вертикальный и горизонтальный слои, заняло около 55 миллионов лет!

  Даже Хаттон, вероятно, не думал в масштабах этих невообразимо длительных времен.
 
  Теория Хаттона была повторно изложена Джоном Плейфэром в 1802 году, а затем развита в книгах Чарлза Лайеля.
 
  Книги Лайеля с увлечением читал Дарвин во время своего путешествия на «Бигле», и теория Хаттона натолкнула  его на мысль развить идею естественного отбора для объяснения происхождения видов.
 
  О Хаттоне написана интересная книга  «Человек, который открыл время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли». В ней её автор Д.Репчек,  в частности, пишет: «Хаттон отнял „у вещей их божественное начало“, а Дарвин „непосредственно отнял концепцию божественного начала у человека“».
 
  Закончу свой репортаж пояснением к тому самому каменному сооружению, с которого его начал.

  Внизу стенда рядом с фотографией скульптуры написано, что сейчас место в  Инчбонни (Inchbonny), где Хаттон наблюдал своё "несогласное напластование", находится в частном владении, попасть в которое  не так просто.
 
  Поэтому скульптор Макс Ноуэлл (Max Nowell) подарил Джедбургу своё творение, посвящённое "несогласному напластованию Хаттона", чтобы жители и гости города могли лучше понять его суть.

  На коллаже я привёл знаменитые слова Хаттона, заключающие  книгу "Теория Земли": "Мы не находим следов начала и не имеем перспективы конца"…