Сомерсет Моэм. Пиво и пироги

Антон Шишкодремов
"Пиво и пироги" - одно из первых произведений Моэма-писателя, хотя и оно и написано в 1930 году. Как я понимаю, автор именно в те годы бросил писать пьесы и полностью перешел на прозу. Это видно по составляющим его произведений, писатель перестал создавать автобиографические вещи и ступил на шаткую искусственную почву хитрой коммерции. Трудно сказать, в нужную ли сторону все это обратилось, но мне нравится Моэм разный. Даже в "Театре" есть чему поучиться, потому что это очень правильный роман, написанный человеком, который прекрасно понимал, что он делает.

"Пиво и пироги" - огромная эдакая карикатура на английское общество, собратьев по перу и человеческие слабости. Здесь так много крылатых фраз, что я даже не могу выбрать что-нибудь из того, что с удовольствием для себя понаотмечал. Например, "гениальность - не что иное, как бесконечная работоспособность". Напоминает мне собственные отзывы на Айн Рэнд. И, конечно, бесконечно грустно, если эта бесконечная работоспособность - единственное достоинство автора. Как пишет Моэм, "если нельзя удержать интерес читателя, то нужно его оглушить производительностью". Всякий раз, когда я натыкаюсь на длинные списки творений какого-нибудь нового писателя, то всегда думаю, что, если мне неизвестна эта новая фамилия, - значит так и нужно.

Не уверен, что книга понравится абсолютно всем, от Моэма привыкли ждать чего-то определенного, действенного. Здесь же скорее книга для "своих", хотя автор и искусственно ее популяризировал. Из всего этого выйдет в последствии "Театр", когда Моэм отбросит уже все мешающие ему предрассудки. Но мне все нравится и в таком виде.

"История литературы не знает случая, чтобы писатель совершил самоубийство, не закончив своего произведения". Разве не прекрасно? В который раз убеждаюсь, что с суждениями этого человека согласен практически на сто процентов. А вкусу вообще доверяю безоговорочно. Например, в "Пиво и пироги" Моэм недоволен Шекспиром, это я удачно заметил, ибо очень скоро от него можно было бы услышать только восторженные панегирики во славу великого драматурга.

В общем, на примере этого произведения Сомерсет Моэм доказал собственную теорию, что, если из писателей не получаются драматурги, то из драматургов писатели - запросто. Произведение рекомендую состоявшимся приверженцам автора. Самым же значимым произведением Сомерсета Моэма считаю "Луна и грош".