Теодор Драйзер. Дженни Герхардт

Антон Шишкодремов
Кто-то из американских классиков уверял, что именно это произведение является любимым в стране, а не вовсе не "Американская трагедия". Что-то в этом, как я думаю, есть, ибо американский менталитет в двадцатом веке долго искал пристанище. То самый образ доброго, верного и очень простого парнишки, навязанный Америке еще во времена Фенимора Купера, требовал срочной замены и в образе женщины он, кстати, был гораздо более приемлемым.

Вообще, произведения типа "Дженни Герхардт" от Теодора Драйзера вполне можно было ожидать. Книга логична, страдания бедной девушки вызывают искреннее сочувствие. Охарактеризованный выше юноша типа Клайда Грифитса из "Американской трагедии", эдакий не особенно умный субъект, к которому относишься больше снисходительно, уже никак не устраивал амбициозную Америку. В отличии от девушки - хранительницы очага, которая достойна (по крайней мере, в моих глазах) очевидного уважения.

Злоключения девушки из бедной семьи открашены в сугубо американские тона, ее обманывают, она невероятно доверчива, постоянно ищет - для кого бы собой пожертвовать, но ее трудолюбие и послушание невольно вызывают восхищение. Судя по всему, где-то там у Драйзера должна была затаиться обязательная мораль, но я ее не только не разглядел (ни в первый раз, когда я читал книгу в школе, ни сейчас), но даже о ней не подозревал. Драйзер умело использовал в своих произведениях темы добра и зла, правильного и неправильного, но мне как-то всегда было больше интересно читать о социальных язвах, жизни в больших городах и разрушительной силе денег, которую я никогда таковой и не считал. То есть, методы писателя, которые выдавали его с головой, были в моих глазах гораздо предпочтительнее того, что он якобы имел в виду.

"Дженни Герхардт", конечно, менее приземлен, чем первое произведение автора "Сестра Керри", больше напоминающее производственный роман, но здесь как-то больше чувствуется всепоглощающая любовь Драйзера к людям. Простота и здоровый практицизм, достойный сюжет, полезная информация - помнится впервые я прочитал "Дженни Герхардт" лет в тринадцать. Писателей, которые никак не относятся к детским авторам, но чьи книги были бы настолько ясны и понятны, их можно пересчитать по пальцам. Я очень благодарен Драйзеру, пусть и отношусь к нему в последние годы несколько скептически.