Лик. Часть 1 Поиск реалистичного образа

Вадим Гарин
Все фото очерка взяты из интернета. Коллажи всех частей Людмилы Алексеевой.

Фото из интернета.  Пантократор (греч.krator — всевластный, всесильный).  Иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя, Спаса Вседержителя.   

Предисловие: Красивый мужчина европейской внешности, с плавными локонами тёмно-коричневых волос, густая раздвоенная борода цвета пшеницы, голубые или карие глаза, - таким Иисуса Христа представляет большинство из нас благодаря изображениям Спасителя на иконах и картинах с религиозной тематикой. Каков же Иисус был на самом деле?
                Сразу оговорюсь - в очерке в силу обстоятельств я опирался только на информацию, полученную из интернета и литературу  домашней библиотеки. Работа не носит исследовательского характера. Скорее это попытка систематизировать известные публикации и их субъективного анализа.

                Читатели, интересующаяся религиозной тематикой и прочитавшие первые три части очерка, спрашивают, почему автор не упоминает другие, особенно  «нерукотворные» изображения Иисуса Христа?
                Хочу успокоить: всему своё время. По мере сил и наличия доступной мне информации я собрал значительный по объёму материал, и читатель обязательно познакомится  со всеми наработками. Первые четыре части предварительно раскрывают сложный путь формирования образа Иисуса Христа, а  каждая следующая будет посвящена одному из известных изображений Спасителя.
 

Глава 1. Историчность Иисуса Христа               

                Сегодня историчность Иисуса Христа, хоть и подвергается сомнению определённой группой учёных библеистов ввиду отсутствия прямых доказательств его существования, однако  косвенных доказательств жизни и прямых - христианских, предостаточно. Главным литературным христианским  доказательством является Евангелие, а историчность отдельных персонажей Евангелия подтверждают археологические раскопки. Так в 1961 г. обнаружена плита с надписью «Понтий Пилат – прокуратор Иудеи», а в 1990 г. найден оссусарий (1*), на котором высечено имя первосвященника Каиафы.               
                В 2009 г. археологи объявили о находке глиняных черепков первого века из Назарета, подтвердив, таким образом, существование этого небольшого еврейского поселения.

                Хотя археологические находки и не подтверждают присутствие самого Иисуса, но подкрепляют повествование Евангелия о реальности географии Назарета и двух евангельских личностей.

                К прямым доказательствам историчности Иисуса Христа Церковь относит «Свидетельства Флавия». Это отрывок из труда «Иудейские древности» Иосифа Флавия, написанное в 90-х гг. н.э. Однако с большой степенью вероятности греческая рукопись не является оригинальной. Следы поздней редакции на рубеже III-IV веков очевидны. Поправки внесены предположительно переписчиком в соответствии с христианским учением. Этому есть убедительные доказательства |1|. В очерке историчность Иисуса Христа не рассматривается. Определяющим по теме является отсутствие прямого описания  внешности Иисуса.
                В нехристианских, более поздних источниках, («Анналы» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла, Переписка Плиния Младшего и императора Трояна и др.) также нет описаний Иисуса Христа. То же самое можно сказать и о канонических текстах Евангелия.

Глава 2. Причины отсутствия описания внешности Спасителя

                Так как же выглядел Иисус Христос? И почему этим интересуются многие исследователи и не интересуются богословы,                несмотря на то, что изображений Христа бесчисленное множество в иконописи, в живописи, в мозаике… но даже канонические изображения далеки от предполагаемой реальности так, как они основаны лишь на личных ощущениях иконописцев и художников. Истинный внешний облик Христа – одна из самых больших загадок цивилизации. Кроме понятного  любопытства к внешнему виду Спасителя, возникает и научный интерес: реальный облик создаёт возможность представления о психологическом портрете, духовном мире Иисуса Христа.
                Используя учение физиогностики (2*), возможно  сделать предположения о характере Спасителя, привычках, состояния здоровья, уточнить предположительную этническую принадлежность и др.
                Почему же все четыре Евангелия, написанные апостолами, неотступно следовавшими за своим Учителем, подробно описывают свершённые чудеса, отмечавшие самые незначительные детали поведения Спасителя, не говорят ни слова о том, как Он выглядел?

                Да потому, что «внешний вид Сына Божьего, по их разумению, не имеет никакого значения для истинно верующих. Не случайно в Евангелии от Иоанна приводятся слова Спасителя: "Счастливы те, кто поверил, НЕ ВИДЕВ МЕНЯ". (3*)

                Ещё более глубокие корни отсутствия  описания внешности Спасителя, уходят в Ветхий Завет. В авраамических религиях Иудаизма и Ислама существует аниконическая (4*) тенденция и традиция, проистекающая из заповедей Декалога (5*):
                «Не делай себе кумира и НИКАКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
(Исх.20-4)
                Закон Моисея «налагает строжайший запрет на поклонение идолам (то есть изображениям, скульптурам), считая идолопоклонничество одним из самых тяжких грехов для евреев. Главный смысл этого запрета соответствует идее НЕПОСТИЖИМОГО БОГА, который бесконечно возвышается над всем «тварным» миром. Любое изображение животных, людей или небесных тел несравнимо с образом Бога и не способно передать его совершенство, всемогущество,  запредельность «тварному» Бытию. Запрет на фигуративные изображения (6*) Бога выражает суть Иудаизма и является одним из важнейших атрибутов религиозной идентичности иудеев» |2|.
               
                Богословы, иконописцы, а вслед за ними и художники не ставили перед собой задачу воссоздать реальный облик Иисуса Христа. Считалось, что его внешность недоступна человеческому сознанию. На протяжении многих столетий Спасителя изображали по-разному, пока после долгих споров не были утверждены строгие правила написания икон и канонизирован тот образ, который сохраняется до сих пор. Отныне и навеки Иисус должен изображаться с удлиненным худощавым лицом и большими строгими глазами. Однако надо понимать, что этот образ воспроизводит не реальный вид Спасителя, а представление верующих христиан о том, как Он должен выглядеть.

Глава 3. Икона Спас Синайский - канонизированный образ Спасителя в иконографии

                Определённые каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились по окончанию периода иконоборчества (726-848гг.) в Византии.
                Противники священного образа (иконоборцы) обвиняли оппонентов в том, что, изображая на иконах человеческую природу Господа, они отделяли её от  Божественной природы и изображение на иконе не есть божество, а только его подобие, следовательно, культ  икон есть не что иное, как идолопоклонство.
                Ожесточённая, более чем, столетняя церковная борьба между иконоборцами и сторонниками VII Вселенского собора (7*) завершилась разгромом иконоборцев на Константинопольском Церковном соборе  (848г.) осудившего иконоборчество |3|.

                В качестве канона приняли икону Христос Пантократор (8*) из Синайского монастыря (9*), широко известную в православном и католическом мире (Фото перед текстом).

                Образ на иконе соответствовал тому возрасту, когда Иисус начал проповедовать. Длинные волосы до плеч, усы, борода. От лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности, поэтому именно эта икона явилась образцом изображения Иисуса Христа в иконографии.
                Пантократор - одно из самых узнаваемых древнейших рукотворных изображений Иисуса Христа, исключая настенные рисунки в римских катакомбах и последующие обнаруженные артефакты,  речь о которых пойдёт в следующих главах.
                Икона создана в Константинополе в середине шестого века и была подарена императором Юстинианом (482-565гг.) Синайскому монастырю. Предположительно икона подновлялась в XII веке темперной живописью (10*). Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.
               
                «Пантократор переводится с греческого языка, как Вседержитель. Определение «Вседержитель» выражает двойственную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую.(11*) Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господень и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и станет Судией на Страшном суде, перед которым каждый человек будет держать ответ за свои деяния.
                Человеческая же природа Спасителя также находит выражение в определении «Вседержитель», так как, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав Собой и приняв мученический крест» |3|.

                «Икона написана восковыми красками на доске, размером 85 х 45 см. В образе преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью.
                В иконе отчётливо просматривается заметная асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся» |4|.

                Эта асимметрия до сих пор является предметом споров философствующих богословов и определённой части православных. Трактовки самые разнообразные. Конечно, невозможно запретить человеку видеть в иконе то, что он желает.
                Искусствоведы отмечают, что приём асимметрии в римской и фаюмской традиции эпохи эллинизма был широко распространён в погребальных изображениях (12*). Предполагается, что асимметрия - это всего лишь одно из проявлений стилистики данной школы. Православная церковь учит, что икона Христа – есть Его прямое изображение без всяких выдумок и символических тайных доктрин |5|.
                Для очерка существенно то, что как свидетельствует история, с давних времен икона Иисуса Христа Пантократора имелась в большинстве храмов как образ Спасителя во всей Его силе; этот же образ часто становился темой росписи куполов как в православных, так и в католических храмах.
 
Примечания:

1* Оссусарий - (лат. ossuarium, от лат. os  «кость») — ящик, урна для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — ко;стница. Оссусарии известны по археологическим раскопкам.
 
2* Физиогномика. Это учение берет начало в древних эпохах, а интенсивное развитие получило в Средневековье, когда стали создаваться школы по детальному изучению черт лица и их связи с характером и судьбой человека. Однако физиогномика так и не признана наукой, несмотря на старания некоторых ученых (в частности, Чарльза Дарвина) это доказать.   (http://oreona.ru/fiziognomika-lica-i-xarakter.html)

3*«Счастливы те, кто поверил, не увидев Меня" – эта фраза из 20 главы Евангелия от Иоанна, стих 29. Речь идёт о явлении Иисуса, после смерти к ученикам. Один из двенадцати Фома не присутствовал в момент прихода Учителя и не поверил этому. Он заявил: « Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Глава 20, стих 25).
Когда Иисус пришёл повторно и разрешил Фоме сделать это, Фома только тогда убедился, что перед ним Учитель.
Иисус ответил ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидящие и уверовавшие».

4*Аниконизм (от др.-греч. ;; — отрицательная частица и ;;;;;; — образ, изображение) — термин, обозначающий позицию в отношении сакрального искусства, исключающую использование фигуративных образов божества, пророков и других персонажей священной истории.
 
5*Декалог  - десять заповедей  (https://azbyka.ru/dekalog).

6*Фигуративные изображения – происходит от лат. figurativus «образный».  Фигуративная живопись - это направление изобразительного искусства, которое также можно назвать "предметная живопись".
Любое произведение искусства, где есть фигуры животных, дома, растения, машины и, конечно, люди - это и есть фигуративная живопись.

7*VII Вселенский собор или второй Никейский созван в 787г. в г. Нике против ереси иконоборчества. 
(http://www.pravenc.ru/text/155500.html)
 
8*Пантократор  (греч. Krator  всевластный, всесильный) - термин греческого происхождения. Пантократор - иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя, Спаса Вседержителя. Не надо путать название иконы «Пантократор» с названием горы Пантократор, расположенной на северо-востоке о. Корфу (Греция – 906м. над уровнем моря). На горе располагался монастырь, построенный в 1347 г (позже был разрушен и на его месте в 1689г. возвели современный монастырь Преображения Господня). Икона «Пантократор» никогда не находилась в этом монастыре.

9*Синайский монастырь расположен в Египте близ города Санта-Катарин. Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м].
 
10*Темпера (яичная темпера) – название происходит от латинского слова «temperare», что дословно означает «смешать в пропорции». Темпера основывается на эмульсии воды и яичных желтков, иногда с добавлением небольшого количества клея, меда или молока.
Икона Синайский Спас был написан в технике энкаустики. Это древняя техника живописи, в которой красочный пигмент смешивается с разогретым воском.

11*В христианстве в вопросе природы Иисуса Христа в четвертом-пятом веке н.э. существовали две противоположные вероучительные доктрины: монофизитство ( от греческих слов «монос» - один и «физис» - природа, тело и диофизисм от слов «дио» - два и «физис». 
Основоположником монофизитского учения был архимандрит Евтихий, основной мыслью которого было: "все человеческое во Христе (человеческая природа, рожденная от Богородицы) настолько мало перед божественной природа Бога Слова - Воплотившегося Сына Единородного, что необходимо считать то, что ее вообще не существует. Человечество "растворилось в Божестве Сына как капля в море" и, таким образом, Христос - есть абсолютный Бог по природе", а диофизисм (имеется ввиду Халкидонский диофизисм) утверждает, что в Спасителе присутствуют одновременно неслиянно и нераздельно две природы— Божественная и человеческая. (Доктрина принята на четвёртом Вселенском соборе Христианской Церкви в 451г. созванный императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне - совр. Кадыкёй, район современного Стамбула)
С точки зрения Православия, которое принимает Халкидонский диофизисм, монофизитство названо ересью |5|.
Зачем, скажет читатель, автор морочит нам голову доктринами пятого-шестого века? Затем, что по доктрине монофизитства изображение Иисуса Христа невозможно потому, что Христос - есть абсолютный Бог по природе, а изображение Бога невозможно. Он непостижим.

12*Эль-Файю;м — оазис в Египте к юго-западу от Каира. Центр — город Эль-Файюм. Отделён от долины Нила грядой холмов и песками Ливийской пустыни.



Использованная литература:

1.Иторичность Иисуса Христа. https://ru.wikipedia.org/wiki/Историчность
2.Запрет на изображения http://www.liveinternet.ru/users/3431020/post256789532/
3.Философская энциклопедия . Иконоборчество.     https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2330/
4.Икона Христос Пантократор
  http://mognovse.ru/xbj-i-obraz-i-ikonografiya.html
5.Асимметрия изображения Христа на иконе Спас Синайский.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2019/02/01/1750

Послесловие: прошу прощения у читателей за удалённую вторую часть "Лика". Удалил на переработку. В течении месяца 2-я часть и третья будут возвращены.