Даниэль Дефо. Робинзон Крузо

Антон Шишкодремов
На следующий год роману "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо исполняется уже триста лет. Написав его, автор и не предполагал, что станет отцом английской романистики вообще и инициатором целого направления в искусстве, зовущегося робинзонадой, в частности. Простой вопрос на тему, "что же делает в конце-концов человека человеком" решается в течении двадцати восьми лет на необитаемом острове в полном психологическом одиночестве. Наукой доказано, что наедине с самим собой человек за считанные годы сходит с ума, но Даниэль Дефо тоже об этом знал даже в то достаточно грубое время. Сладкая парочка Крузо - Пятница известна всем и являет всему миру хороший пример мужской дружбы без обязательств. Или плохой пример мужской любви с обязательствами.

Как мне всегда казалось, робинзону в первую очередь помогли кропотливые занятия, которыми он занимался ежедневно, из раза в раз, расписание дня, церемониальные трапезы вместе с животными. (все это помимо Пятницы, хотя, конечно, Пятница - это основное, что помогло Робинзону остаться человеком). Все то, что я описал, в должной мере характеризует английский менталитет, то есть, представьте себе дворецкого с подносом и чайником на необитаемом острове и вы поймете, что английский остров никогда под воду не уйдет.

Во всем этом, как это ни нелепо звучит, патриотизм робинзона, скрытый, но конкретный. По сути, Робинзон Крузо и сейчас противопоставляется как образец правильного реализма всякому там несерьезному суетному субъективизму. А само ощущение одиночества, более чем подробно описанное в романе, воспитывает в читателе самостоятельность. На меня книга, впервые прочитанная в глубоком детстве, когда-то сильно повлияла.

То есть, каждый способен стать робинзоном, хотя бы внутренне. Ведь единственное, что мешает размеренному существованию, это капризы природы, непостоянство самочувствия, мысли всякие, что сумбурно лезут в голову. В общем, мелочь всякая. Как ни парадоксально, робинзон навсегда запомнился мне неким гуманистом, может быть из-за того, что по существу это человек не особенно твердо стоял на ногах в реальном мире, какая-то метафизическая оторванность всегда была ему присуща и, как я думаю, именно это его в итоге и спасло. Наверное, он имел мало общего с тем прототипом боцмана, с которого Дефо списал своего робинзона Крузо.

С другой стороны, "Робинзон Крузо" - книга в достаточной степени философская (один из героев произведения Уилки Коллинза, например, обращался к ней за умными мыслями всегда), ибо она отчетливо напоминает каждому, что, несмотря на толпы людей, что бегают постоянно вокруг нас (пусть только и в телевизоре), все мы пришли в этот мир и покинем его тоже в полнейшем одиночестве. Эта книга является пособием для самоидентификации, почувствуй сам себя, здесь и сейчас. Плюс Даниэль Дефо в таком виде подал какую-то крайнюю степень индивидуализма, что она даже перестала таковою казаться. Личные неотъемлемые качества писателя преобразованы в стремления сугубо цивилизационные.

На все это я только теперь могу обратить внимание, потому что на фоне шокирующих сцен каннибализма в "Робинзоне Крузо" все остальное кажется мишурой. Хотя, казалось бы, что в этом такого, дикари просто хотели повкуснее поесть. Ребенок тоже запомнил именно эти моменты, я не придумал - как их можно было бы пропустить.