А то ещё вот что со мной было в Эркин-Юрте.
Иду я как-то по аулу. У нас обеденный перерыв был, а местные все на работе. Вот иду, смотрю: женщина воду несёт от колонки в двух вёдрах, а на спине у неё сидит маленькая девочка, обеими руками за шею держится. Я, конечно, подошла, поздоровалась, вёдра у неё забрала; говорю, вам, мол, и своей кыз хватит, а сув я сама донесу, мне нетрудно. Ну, она сняла малышку со спины, взяла на ручки - рахмат, говорит. Подошли мы к её дому, она воду в дом внесла, сама с малышкой села на скамеечке, улыбается мне. Я спрашиваю:
- А где все ваши? Почему вам никто не помогает?
- Да кому помогать-то? Все на работе, я по дому тут одна... А ты, наверное, нацменка тоже?
- Почему, - говорю, - нацменка? Я просто несколько слов по-вашему заучила. Меня ваши же ясслар научили. Они к нам приходят после школы, мы им уроки помогаем делать. Мы, всё-таки, будущие учителя. Студенты мы, свеклу убираем. У вас в клубе наше общежитие.
- Я знаю, где вас поместили... Да ты точно нацменка, только скрываешь.
- А чего тут скрывать бы?.. Кто вам сказал, будто я нацменка?
- А ты не можешь быть русской. Ты ж добрая.
Я прямо опешила. Как мне быть? Сказать, что я русская - так это не совсем правда. И так плохо, и этак нехорошо... Совсем неинтернационально... Однако из одной только честности я говорю:
- Вообще-то я нерусская, это правда. У меня мама украинка, а отец еврей... Но это ничего не значит! У нас много русских - и они все, в общем, добрые!
- А, еврейка! Ну, это ничего, у евреев тоже бог есть!
- Да я-то в бога как раз не верю, я атеистка!.. Но вот почему вы говорите, будто русские не могут быть добрыми?
- Да уж знаю, - сказала она. Нахмурилась и тушла в дом.
А я иду и размышляю: как же так?.. Вот как некоторые, оказывается, думают... А ведь считается, что русские вообще самые добрые, и что это всем известно... Я вот совсем не так давно писала в школе сочинение по "Войне и миру", про Платона Каратаева. Там, между прочим, такой был пункт:
"Черты национального характера русского народа у Платона Каратаева.
!)Доброта...
То есть, доброта - это национальная черта русского народа. В отличие, надо понимать, от нерусских народов, у которых это вовсе не национальная черта... Я, когда писала, об этом не думала; просто, раскрывала тему, как положено... Пятёрку, помню, получила...
Вот вечером спрашиваю у Мамеда: так, мол, и так.Почему это так? То есть, это, конечно, не так; но почему та женщина мне так сказала?.. Неужели ты тоже так думаешь?
Он в затылке почесал:
- Да я-то - нет! У меня вон Валька - лучший друг. С детства... Я, видишь ли, в Казахстане очень маленький был. Ничего не помню. А она, видно, постарше, и помнит... Забыть не может...
- Что забыть?
- Да как нас, ногайцев, в Казахстан выселяли... Это ж мы потом возвращаться стали, после пятьдесят третьего... Тоже обиды были: мы приехали, а наши дома уже давно заняты... Ну, это... Это не главное... Я уже и в школу здесь пошёл. Учительница русская была. Хорошая.
- А почему вас выселяли?
- Ну, Стали нас не любил... Считалось, что мы против советской власти...
- Так, наверное, и правда кто-нибудь был против советской власти. Но ведь не все же ногайцы?
- Ну, а они считали, что все... Да я не знаю, откуда мне знать? Я в Казахстане ещё маленький был...
Вообще-то, надо сказать, я уже кое-что про депортацию слышала. Вот и греков у нас в Геленджике выселяли... И в институте у нас ребят много с Северного Кавказа - я тоже что-то и от них слыхала, краем уха... И калмыки у нас были в институте - и про них тоже...вроде, их тоже...
Ладно, думаю, но если так много людей было против советской власти, то кто же тогда был - за?.. Власть-то, вроде, народная? Но если так много людей против, то кто же тогда - "народ"? Если все-все эти люди - не "народ"?.. И вообще - что такое "народ"?..
Вот какие мысли стали приходить мне в голову. Представляете?..
(продолжение следует)