Волонтерская деятельность в школе

Котова Ирина-Ал
Актуальность темы развития добровольчества в школе особенно остро проявляется в Год Волонтера.
В данном материале предлагается опыт работы МБОУ СОШ №68 города Барнаула по данному направлению в виде планирования работы детского объединения добровольцев на год.
Изменения, происходящие в нашем обществе, на сегодняшний день, как социально-экономические, так и политические, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Ежедневно подросток делает выбор, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, или поддаться соблазнам, которые окружают его в повседневной жизни.
Волонтерские организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, то есть при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Все понимают что нельзя заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Данная программа является продолжением работы по вовлечению подростков в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, пропаганду здорового образа жизни волонтерами.
Профильный отряд – форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми.
Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование мотивированного выбора здорового образа жизни.
Цель программы: выполнение плана мероприятий Года Волонтера в России. Популяризация здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. Социальная адаптация учащихся школы. Воспитание гражданской ответственности и самосознания.
Задачи программы:
1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
2. Пропагандировать гражданскую ответственность и социальную активность образ жизни (при помощи мероприятий: акций, игр, тематических выступлений, конкурсов и др.)
3. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
4. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
5.Формирование потребности в интересном и продуктивном досуге
Краткое описание программы:
Профильный отряд волонтеров - проект, направленный на формирование гражданской ответственности и самосознания среди детей младшего школьного возраста и подростков, формирование позиции здорового гражданина общества. Актуальность проекта напрямую связана с проблемами, существующими в современном обществе, с которыми сталкиваются школьники, например, табакокурение, ПАВ и др.
Кадровое обеспечение программы
1.Заместитель директоров школы по ВР.
2.Старшая вожатая.
3.Социальный педагог.
4.Школьный психолог.
5.Школьный библиотекарь
При реализации проекта будут применяться следующие
принципы организации и содержания деятельности
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.
3.Принцип социальной активности через включение воспитанников и подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.
В основе деятельности профильного отряда - пропаганда здорового образа жизни и активной жизненной позиции.
Заповеди волонтеров школы
• Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
• Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
• Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
• Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
• Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
• Будь генератором идей!
• Уважай мнение других!
• Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
• Обещаешь – сделай!
• Не умеешь – научись!
• Будь настойчив в достижении целей!
• Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.


Содержание деятельности и механизм реализации.
Подготовительный период
1. Сбор, анализ, обобщение материала необходимого для реализации проекта
2. Написание программы.
3. Набор желающих в профильный отряд.
Организационный период
• Набор команды
• Знакомство детей с программой.
• Старт программы.
Основной период
1. Реализация программы.
2. Личностный рост каждого ребёнка в ходе реализации программы.
Итоговый период
Психолого-социально-педагогический анализ итогов работы отряда

Структура волонтерского отряда.
Руководитель волонтерского формирования – старшая вожатая. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров. Волонтёры – учащиеся 7-11 класса.
Стать волонтером может любой подросток с 12 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:
- проведение профилактических занятий или тренингов;
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
Ожидаемые результаты:
• увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий;
• привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
• формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
• повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров, организуемых школой, районом.

Списочный состав волонтеров

1.
2.
3. ...
Куратор ....
Контактный тел.
Дата создания отряда. 10.01.2018

Командир волонтерского отряда «Волонтер-68» - ...



 
План работы волонтерского отряда «Волонтер- 68»
на 2018 год.

Мероприятия Сроки Ответственный Отметка о выполнении
1. Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. сентябрь ст. вожатая Ланская А.В.
2. Составление плана работы 16.09-20.09 ст. вожатая Ланская А.В.
3. «Наши права». Знакомство с Конвенцией по правам ребенка. Флешмоб «День Конституции». декабрь замдиректора по ВР Котова И.А.
4. История возникновения волонтерского движения
Выпуск информационных изданий февраль, сентябрь кл.рук 1-11
5. Конкурсная программа «ПДД» (1-4 классы) сентябрь кл.рук 1-4
6. Час общения. Волонтер. Какой он? сентябрь. кл.рук 1-11
7. Подготовка и проведение «Весёлых стартов» для начальной школы (1-4 классы) сентябрь кл.рук 3,10 классов
8. Как защититься от простуды и гриппа. Презентация «Если хочешь быть здоров!» декабрь ст. вожатая Ланская А.В.
9. Помощь в изготовлении новогодних игрушек (1-4 классы) декабрь ст. вожатая Ланская А.В.
10. Акция «Волонтеры Победы» май ст. вожатая Ланская А.В.
11. Конкурс «Мы – защитники Отечества» (1-11 классы) февраль ст. вожатая Ланская А.В.
12. Час общения. Как сохранить свое здоровье.
День здоровья «Рекорды класса» (1-4 классы) апрель учитель физкультуры Яковлев А.И.
Кочаринский О.В.
13. Акция «Ветеран живёт рядом»» (оказание посильной помощи детям войны и ветеранам труда) апрель-май ст. вожатая Ланская А.В.
14. Подведение итогов работы отряда за год. декабрь ст. вожатая Ланская А.В.
15. Волонтер – за здоровый образ жизни. Участие в мероприятиях акции. Организация игры «Кругосветка здоровья» ноябрь замдиректора по ВР Котова И.А.




 
Литература

1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
2. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 20011
3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н. Тростанецкой, А.А. Гериш. М., 2002.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2011