Язык живёт вместе с жизнью народа

Светлана Власенко
Публикую учебно-исследовательскую работу, представленную на 14 районную научно-практическую конференцию школьников.

Научно-практическая конференция школьников. 2012/2013 учебный год
Учебно-исследовательская работа ученицы 10 класса Власенко Анны

Тема "Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи".

Содержание.

I.  Введение.
II. Основная часть.
1.  Что такое сленг.
2.  История существования молодёжного сленга.
3.  Сленг в МБОУ «СОШ п. …».
III.Заключение.
IV.Список литературы.
V. Приложение (глоссарий школьного сленга МБОУ «СОШ п. …»)


I. Введение.

                Язык живёт вместе с жизнью народа.
                В.Г. Белинский
     Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным
ни одного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется на глазах моего поколения.
     Михаил Васильевич Ломоносов сравнивал язык с «безмерно широким полем» или, лучше сказать, «едва имеющим пределы морем».
     Николай Гладков писал:
         Я на мир взираю из-под столика.
         Век двадцатый, век необычайный.
         Чем он интересней для историка,
         Тем для современника печальней.
     В настоящее время одной из интереснейших языковых систем современной лингвистики является сленг, который занимает огромное место в современном русском языке. Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической силой. Считается также, что он вбирает в себя и другие языки. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова. Но вклад этот удивительно мал. Сам по себе язык не может развиваться. Его развивают. И основную роль в развитии языка играют дети, часто предоставленные сами себе, свободно занимаясь словообразованием.
     Бороться с изменениями в языке или принимать их? Радоваться этому или огорчаться?
     Название моей работы – «Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи».
     Я выбрала эту тему, так как актуальность ее очевидна. С определенного возраста многие из нас окунаются в ее стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка. Именно благодаря сленгу появляются все новые и новые слова: «тусовка», «стрелка», «зелень», «стволы»  и другие. Их нередко используют в своей публичной речи юмористы, звёзды эстрады, политики, бизнесмены, обозреватели, что крайне недопустимо. Меня поразило, как легко тусклое слово «беспредел», еще недавно –  криминальный жаргонизм, описывавший, прежде всего ситуацию в лагере, - преодолело границы зоны и вошло в официальный язык! Странно читать в заявлении МИДа фразу «акт террористического беспредела».

    Использование сленга в обычном разговоре создаёт особый эффект и делает речь довольно выразительной, освежает её.  Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Меня этот вопрос очень волнует, потому что речь человека много говорит о его внутреннем мире, о духовном воспитании и нравственности.

    Цель исследования:
    изучение такого языкового явления как сленг среди моих сверстников.

    Задачи исследования:   
1.Познакомиться с историей и причинами возникновения сленга.
2.Узнать актуальность данного явления в кругу сверстников.
3.Составить глоссарий школьного сленга МБОУ «СОШ п. … ».

     Гипотеза: молодёжный сленг –  явление в языке самостоятельное,  и его надо рассматривать в современном  языкознании как отдельную категорию.

     Для достижения цели я обратилась к Интернету, к дополнительной литературе, провела анкетирование среди сверстников с целью изучения выбранной темы и составления глоссария школьного сленга.
Что же такое сленг? Сленг - особая форма языка. Это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.
    Сленг - это когда  вместо того, чтобы сказать «превосходно» или «отлично» говорят «железно»  или  «потрясно».
Бытует мнение, что сленг засоряет  наш язык, делает его скудным. Так ли это?
    В своей работе я хочу  осветить ряд проблем,  связанных с существованием сленга; определить, какое место он занимает в современном русском языке и доказать, что сленг, с одной стороны, не только не засоряет язык, а является  красноречивым показателем его гибкости и силы, а с другой – чрезмерное злоупотребление словами, которые не соответствуют литературным нормам,  делают язык вульгарным.

    II. Основная часть. 
    1. История существования сленга.
    В языкознании нет чёткого понятия сленга.
    Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает:
- речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку;
- вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи). («Советская энциклопедия», под редакцией  С. М. Ковалёва, - Москва, стр. 1234)
С точки зрения стилистики – жаргон; сленг – это не вредный паразитический нарост на теле языка, который вульгаризует устную речь говорящего, а органичная и в какой-то мере необходимая часть этой системы.Например, «темнить» в тюремно-лагерном жаргоне многозначно: «притворяться непомнящим, симулировать беспамятство», «хитрить на допросе»,  а в молодёжном жаргоне  - «говорить неясно, увиливать от ответа»,  а ныне в просторечии – «путать, обманывать».

     Сленг – пиршество метафор и экспрессии. «Крыша поехала» – выражение, рождённое в одном из жаргонов и попавшее в сленг. Ни один из нормативных толковых словарей его не показывал. Первым это сделал в 1992 году «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой и отнёс к разговорному стилю литературного языка.
     Сленг являет собой срез речевой культуры. Он охватил все слои общества. Сленг и фольклор в настоящее время более обслуживают политические и общественные нужды жизни. Народ дал характеристики своим лидерам. Лидеры последних лет получили своё: Брежнев – «броненосец в потёмках», Горбачёв – «Горби», «Минеральный секретарь», Ельцин дал повод для появления городов «Ельцинбульк» и «Нижний Ельц», Зюганов превратился в «Красного Папу Зю», а также в «Зюгзаг удачи», Билл Клинтон – «Блин Клинтон»!
Говорить по-русски – значит не только «говорить правильно», как время от времени требует телевизионный канал «Культура», но и с удовольствием, а значит, эмоционально и творчески. Куда ироничнее, экспрессивнее звучат выражения: «дуба дать», преставиться, «приказал долго жить», «Богу душу отдать», чем просто - умереть.

     «В день смерти своей тёщи бывший предводитель дворянства Воробьянинов – герой «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова - наведался в погребальную контору «Безенчук и нимфы»:
     – Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил Воробьянинов.
     – Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле – значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдаёт…»

     2. Молодёжный сленг.
     Особый интерес представляет молодёжный сленг, привлекающий внимание своей выразительностью, озорной и весёлой игрой со словом. Под молодёжным сленгом понимается совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных, дружеских отношениях. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет.
     Первым документом, где зафиксирован сленг, являются «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского, которые описывают нравы и быт Петербургской духовной семинарии середины XIX века. Помяловский вспоминает, что в годы его учения, которые пришлись на начало XX века, среди его гимназических товарищей были в ходу разные специфические словечки: «...нам во втором-третьем классе, например, в голову не приходило употребить в разговоре между собой слово «угостить»: оно регулярно заменялось через «фундовать», «зафундовать», а вместо «предприятие» или «задуманный план» всегда говорилось «фидуция»; совершенно не употреблялось и слово «товарищ»: надо было сказать «кулей»; «хороший товарищ» - «штрам кулей».
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью. Это связано с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Но связь эту нельзя трактовать слишком прямолинейно, объясняя заметное оживление и интенсивное словообразование в сленге только историческими катаклизмами.  С начала века отмечены три бурные волны в развитии  молодёжного сленга.
     Первая датируется 20-ми годами XX века, когда революция и гражданская война, разрушив структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодёжи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек.

     Вторая волна приходится на 50-е годы XX века, когда на улицы и танцплощадки  городов  вышли  «стиляги».

     Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х годов прошлого века породила разные неформальные молодёжные движения,               и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
     Какова же особенность молодёжного сленга?
     Во-первых, эти слова служат для общения людей одной возрастной категории.
Во-вторых, молодёжный сленг отличается «зацикленностью» мира молодых и зачастую непонятен людям других возрастных категорий. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности.
     В-третьих, в числе этой лексики нередки и достаточно вульгарные слова.
Иногда сленг заполняет некоторую лакуну в литературном языке, то есть выражает важную идею, для которой не было отдельного слова. Такими словами стали, например, «достал», «наехал», «заколебал» … Они очень популярны и часто встречаются в устном общении, хотя бы потому, что точнее одним словом не скажешь.
     В настоящее время словарь молодёжного сленга насчитывает достаточно большое количество слов.
     Наблюдения показывают, что пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днём не просто с демократизацией, но и «вульгаризацией» общественной жизни. Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации: телевидение, книги, газеты и журналы. Они являются ценным источником, потому что оперативно отражают сегодняшнее состояние языка. Распространенная  сленговая лексика попадает в них очень быстро, и мы получаем возможность объективно судить о том, какое огромное место занимает она в современном русском языке. Но, к сожалению, телевидение и пресса не способствуют повышению духовной  культуры молодёжи. Ведь именно молодёжь больше других подвержена влиянию телевидения! Наши кумиры говорят на сленге, а словечки няни Вики из сериала «Моя прекрасная няня»: «очуметь», «проехали» -  не сходят с уст.
Огромной популярностью среди моих сверстников пользуются телесериалы и телепроекты: «Универ», «Деффчонки», «Интерны», «Реальные пацаны», «Даёшь, молодёжь!», «Зайцев +1», «Счастливы вместе» и даже мультфильмы («Дом-монстр», «Шрек» и другие). Они прямо изобилуют сленгизмами! 

     Сценарист «Реальных пацанов» Антон Зайцев утверждает, что язык, на котором говорят герои сериала – это выражения, которые выработались за время съёмок. Молодого зрителя сейчас вряд ли смутишь подобным сленгом. Это практически родной язык нашего поколения.
     А словечки Аллочки («пипец») и Кузи («потеря потерь», «блин блинский», «подстава подстав», «крутяк», «шняга шняжная») из «Универа»! Это  чуть ли не руководство к действию! Сейчас редко встретишь подростка, который бы не говорил на «универском» языке!
     Мне кажется, лишь детский юмористический киножурнал «Ералаш», основанный  в 1974 году драматургами  Александром Хмеликом и Борисом Грачевским, ведёт профилактическую работу среди подростков в данном направлении.
     Актёр Спартак Мишулин в образе взрослого дяди вместе с маленьким мальчиком ехал в лифте и спросил его:
     - Как дела, Вова?
     Тот в ответ:
     - О, классно! Сейчас один фитиль такое отчебучил! Подкатывает к шкету и говорит: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. Едет и как брякнется! Он с фингалом, а тут училка…. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется! Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клёво, да?
     Герой Мишулина спрашивает:
     - Понятно. А что вы по литературе проходите?
     Мальчик отвечает:
     - Да Гоголя… «Чуден Днепр при тихой погоде…»          
     А Мишулин вдруг:
     - Замечательно! Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется, что копыта отбросит...
     Ошеломлённый мальчик сказал:
     - Гикнулся…

     3.Сленг в МБОУ «СОШ п. …».
     Школьную молодёжь привлекает в сленге необычность звучания, эмоциональная окраска. В связи с этим я провела анкету, в которой приняли участие 59 учеников  9-11 классов, и выяснила, что большинство учеников отдают предпочтение непринуждённой форме общения.
     Для того чтобы достичь цели, я познакомилась с историей возникновения и существования сленга. Школьную молодёжь привлекает в сленге необычность звучания, эмоциональная окраска. В связи с этим я провела анкету, в которой приняли участие 60 учеников  9-11 классов, и выяснила, что большинство учеников отдают предпочтение непринуждённой форме общения.
 (Слайд № 7 - таблица №1) 

     На вопрос, часто ли они используют в речи сленг, все  ответили утвердительно,  не оказалось ни одного человека, который бы не использовал его вообще. Практически никто же не задумывается над историей и причинами его возникновения.
 (Слайд № 8 -  таблица №2)

     Наличие в речи сленговых слов говорит о желании подростков быть, как все, и о недостаточной образованности.
  (Слайд №9 - таблица №3)

     Далее я узнала, что сленговую речь в основном одобряют сами подростки, но следует обратить внимание, что и родители, и посторонние люди порой равнодушны к речи детей.
     Наиболее употребляемыми в настоящее время являются следующие слова и выражения: бабло, грузить, забить, завалить, заткнись, клёво, мутить, ништяк, офигеть, отстой, прикольно, фигня, лузер, браза, пипец, маякнуть, дай цифры, не кипешуй, и многие другие.
     Что же их привлекает в сленге? Во-первых, по их высказыванию, помогает при общении с другими людьми своего возраста; во-вторых, привлекает простота, популярность, эмоциональность, выразительность, мода.
     К сожалению, мои сверстники стали меньше читать художественной литературы. А это, считаю, один из критериев не только грамотности и образованности молодого поколения, но и показатель нравственности и духовности. Подростки используют в своей речи сленговые слова и выражения, потому что их словарь чрезвычайно беден, куда проще говорить: «Это… ну как его? Короче, вы всё поняли!» И что интересно, многие действительно понимают!
     Молодое поколение уверено, что это «круто» разговаривать так, как их любимые герои сериалов,  и порой даже не замечают, что начинают использовать подобный сленг в речи со своими родителями и даже с преподавателями, а не только в кругу своих сверстников. Чего греха таить, и в моей речи иногда звучат подобные слова, но я стараюсь использовать их крайне редко и только в кругу друзей.
     III. Заключение.
     Для того чтобы достичь цели, я познакомилась с историей возникновения и существования сленга. Проведя анкетирование, узнала актуальность этого явления. Выяснилось, что сленг очень актуален в наше время среди подростков, что, возможно, говорит об их небогатом духовном мире. Молодёжь, часто используя сленг в своей речи, даже не задумывается над историей и причинами его возникновения. По итогам анкетирования я составила глоссарий подросткового сленга нашего города. В ходе работы я поняла, что сама порой не задумываюсь над своей речью. Поэтому я стала прислушиваться к другим и к самой себе.

     И в заключение своей работы мне хотелось бы объединить все причины возникновения сленга:
1. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринуждённый подростковый сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.
2. Подростковый школьный сленг подобен его носителям, он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак – « Я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, причёски, образ жизни.
3. После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное. Начинается формироваться сознание – «быть не как все» , «быть подобно своим». Так создаётся специфическая лексика подростков, а именно сленг подростков, объединённых общими интересами, территорией, образом жизни.  К подростковым относятся и сленг панков, металлистов, хиппи.

     Итак, в ходе своей работы я выяснила, что:
- сленг по-своему кодирует, сохраняет и передаёт информацию от одного молодого человека к другому; благодаря  знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности;
- молодёжный сленг никому не навязывается, он просто существует и отличается быстрой изменчивостью в связи с «приходом» в молодёжь подрастающих детей  и их «уходом» во взрослую жизнь;
- сленговые слова и выражения  не всегда вульгарны, а  зачастую точны и ярки, основаны на метафоризации, приобретают эмоциональную окраску;
- молодёжный сленг должен стать объектом пристального внимания учёных-языковедов, так как представляет собой  своеобразный «язык в языке», многие слова которого со временем переходят и могут переходить  в общеупотребительную речь.

    Подводя краткий итог всему сказанному, хочу заметить, что молодёжный сленг занимает огромное место в современном русском языке; приобретает всё большую популярность и привлекает внимание молодёжи своей простотой и  выразительностью.
Единственное, как мне кажется, надо быть культурным человеком, соблюдать моральные и этические нормы общения (а этому надо учиться!), знать, когда можно пользоваться сленгом, не злоупотреблять им и не путать с вульгаризмом и пошлостью. Вот именно поэтому необходимо заниматься изучением сленга, знакомить детей со словарями, проводить диспуты и беседы на подобные темы на уроках развития речи и на классных часах, начиная с младшего школьного возраста. Сленг не стареет со временем. У него есть как прошлое, так и будущее! Поколения молодых сменяются, а с ними меняется и сленг. И очень интересно было бы сравнить свои находки с теми, которые появятся, возможно, через 5-10 лет …

     Практическая значимость работы.
     Полученные в ходе исследования данные, предложенные в работе, могут быть использованы для работы филологов, лингвистов, учителей-предметников, для проведения классных часов. Возможно использование материала на факультативах и элективных курсах  при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (написание сочинения). 
Я считаю, что поставленная мною цель достигнута.


Список литературы.

1. Журавлёв А. Ф. Иноязычное заимствование в русском просторечии (фонетика, морфология, лексическая семантика) // Мильяненков Л. По ту сторону закона. Энциклопедия преступного мира СПб, 1992.

2. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства //Русский язык конца XX столетия (1992-1995) М., 1996.

3. Стенин И. А. 1992 – Словарь молодёжного жаргона. Воронеж, 1992 .
4. Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.
5. Юнаковская А. А. Просторечие. «Просторечники». Степень просторечности высказывания // Славянские чтения: Духовная культура и история русского народа. Вып.IV. Омск, 1995.

     Приложение (глоссарий подросткового сленга МБОУ «СОШ п. …»)
Абориген – человек мужского пола
бабло, бабосы – деньги
базар – разговор
братан – друг
без базара – без проблем
бункер – дискотека
в натуре – по правде, на самом деле
включать дурака – делать вид, что ничего не понимаешь
впряга - подмога
вымораживать – надоедать, бесить
вырубиться – заснуть
въехать, врубиться – понять
гнать – врать
гонять, мутить – встречаться
грузить – докучать, надоедать
драпать – 1. идти; 2. убегать
движок – стимул, причина
догнать – догадаться, понять
достать – надоесть
желтый дом – сумасшедший дом
забить – 1.забросить что-либо; 2. забыть
завалить – 1. заставить что-либо сделать 2. завали – замолчи
задрало – надоело
заезженный – вышедший из моды
зажигать – 1.веселиться; 2.танцевать
закваска – начало пьянки
залететь – забеременеть
заложить – предать
запаривать – надоедать
запасть - влюбиться
засечь, запалить – застать кого-либо в неудобный момент
заткнись – замолчи
заточка – лицо
иди домой (спи), отвали, отвянь – отстань
кадр – смешной или странный человек
кайф – удовольствие
квасить, бухать – пить алкогольные напитки
кислиться – грустить
классно, зашибись, ништяк, клево, козырно, прикольно, улет, отпад – хорошо
комп – компьютер
косить – повторять
кореш – друг
круто – здорово, модно, резко
лавэ - деньги
лажа – ложь левый – лишний, плохой
лохануться – пролететь
массовка, тусовка – 1.массовое количество молодежи; 2.дискотека
махаться – драться
мелочь – см. бабло
мочить – бить
музон, музня – музыка
нарваться – оказаться в опасном положении
наезд – нападение
нажраться – напиться
непруха – невезение
не в тему – не вовремя
обалдеть, офигеть, офонареть – удивиться
оперативно – быстро
откинуться – расслабиться
отметелить – избить
отстой – плохо
париться – мучиться, думать
пасти – следить
пиплы – люди
прикид – одежда
прикол – шутка
пробить, просечь – узнать
прогнать тему – пошутить
прозевать – упустить момент
проставляться – угощать алк. напитками в честь какого-нибудь события
подкалывать – издеваться над кем-либо
понтаваться – выделываться
разбушлат – распущенность
размазать по стене – очень сильно ударить
респект – уважаемый человек
релакс – отдых
свалить, смыться – уйти
сгонять – сбегать куда-нибудь, за чем-нибудь
ствол – пистолет
сортир, толчок – туалет
сохнуть – очень сильно любить
стрелка – крупная разборка между людьми
стрельнуть – взять у кого-нибудь что-нибудь
сто пудов – точно
скрысить – взять без разрешения, тайком
спец – человек, который умеет хорошо и ловко делать что-либо
стебаться – издеваться
тачка – машина
тема – что-либо интересное, смешное, модное
телка – девушка
топать - идти
тормозить – не понимать
трепаться – болтать без толка
тупица – плохо и долго соображающий человек
файлы попутал – ошибся
фигня – ерунда
фишка – 1. прикол; 2.хорошая идея
хавать – есть
чел – человек
чуб – новичок в чем-либо
чувак, чувиха – интересный, хороший человек, друг
шарить – разбираться в чем-либо
шнурки в стакане – родители дома
шпора – шпаргалка
ща – сейчас
ящик - телевизор


                ***

Заявка на участие в 14 районной научно-практической конференции школьников. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧЕНИЦЫ 10 КЛАССА ВЛАСЕНКО АННЫ.
Ф.И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ И КОНСУЛЬТАНТА:   Власенко Светлана Ивановна,учитель русского языка и литературы Высшей квалификационной категории.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ:    русский язык
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: подростковый сленг
ГИПОТЕЗА:   молодёжный сленг надо рассматривать в современном  языкознании как отдельную категорию.
МЕТОДИКА И МАТЕРИАЛ: изучение такого языкового явления как сленг среди подростков, определение значимых понятий, работа с научной и справочной литературой, обобщение полученных результатов.
РЕЗУЛЬТАТЫ: молодёжный сленг должен стать объектом пристального внимания учёных-языковедов
ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.
Полученные в ходе исследования данные  могут быть использованы для работы филологов, лингвистов, учителей-предметников, для проведения классных часов. Возможно использование материала на факультативах и элективных курсах  при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (написание сочинения). 

Мы удостоверяем, что автор выполнил и подготовил эту работу к представлению на научно-практическую конференцию школьников Ягоднинского района Магаданской области    САМОСТОЯТЕЛЬНО.

«_____»___________________ 2013 г. Автор _________________________

«_____»___________________ 2013 г. Консультант___________________

«_____»___________________ 2013 г.      Зам. директора по УВР _____________


                ***

Рецензия
на исследовательскую работу

Название работы -       «Особенности развития и социальные функции сленга    российской школьной молодёжи»
Ф.И.О. автора - Власенко Анна Сергеевна

Место учебы авторов - 10 класс, МБОУ «СОШ п. ..."

Предметная область - русский язык

     Учебно-исследовательская работа состоит из нескольких разделов: введение, теория, исследование,  построение таблиц и графиков, глоссарий школьного сленга МБОУ «СОШ п.Синегорье», заключение.

     В работе поставлена цель исследования, выдвинута гипотеза и указана актуальность темы. Теоретическая часть включает историю существования сленга, развитие молодёжного сленга.
Практическая часть: составление глоссария подросткового сленга в МБОУ «СОШ п.Синегорье».
     Чувствуется, что для выполнения работы автором  было обработано много дополнительного теоретического и практического материала. Материал работы изложен последовательно, логично, правильным языком, с приведением  большого количества  примеров. В  работе сделаны выводы, приведены рекомендации для практического использования данной работы. К работе подготовлена мультимедийная презентация. Работа по данной теме может быть продолжена.
     Следует отметить, что работа оформлена в соответствии с требованиями  к научно–исследовательской работе и достойна быть представлена на школьной и районной научно-практической   конференции.

Оценка за данную работу – 5 (отлично).

Рецензент    ______________      Власенко С.И.


                ***

Тезисы учебно-исследовательской работы
 
«Особенности развития и социальные функции сленга    российской школьной молодёжи»

Автор:  Власенко Анна

Предметная область: русский язык.

     Предметом данной работы является сленг, который занимает огромное место в современном русском языке,  возникающий как символ, признак принадлежности к особой общности, –  явление в языке самостоятельное,  и его надо рассматривать в современном  языкознании как отдельную категорию.
Использование сленга в обычном разговоре создаёт особый эффект и делает речь довольно выразительной, освежает её. 
В языкознании нет чёткого понятия сленга.
     Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает:
- речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку;
- вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи). («Советская энциклопедия», под редакцией  С. М. Ковалёва, - Москва, стр. 1234)
     С точки зрения стилистики – жаргон; сленг – это не вредный паразитический нарост на теле языка, который вульгаризует устную речь говорящего, а органичная и в какой-то мере необходимая часть этой системы.
     Сленг – пиршество метафор и экспрессии. «Крыша поехала» – выражение, рождённое в одном из жаргонов и попавшее в сленг. Ни один из нормативных толковых словарей его не показывал. Первым это сделал в 1992 году «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой и отнёс к разговорному стилю литературного языка. Первым документом, где зафиксирован сленг, являются «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского, которые описывают нравы и быт Петербургской духовной семинарии середины 19 века. Помяловский вспоминает, что в годы его учения, которые пришлись на начало 20 века, среди его гимназических товарищей были в ходу разные специфические словечки: «...нам во втором-третьем классе, например, в голову не приходило употребить в разговоре между собой слово «угостить»: оно регулярно заменялось через «фундовать», «зафундовать», а вместо «предприятие» или «задуманный план» всегда говорилось «фидуция»; совершенно не употреблялось и слово «товарищ»: надо было сказать «кулей»; «хороший товарищ» - «штрам кулей».
Особый интерес представляет молодёжный сленг, привлекающий внимание своей выразительностью, озорной и весёлой игрой со словом. Под молодёжным сленгом понимается совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных, дружеских отношениях. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет. С начала века отмечены три бурные волны в развитии молодёжного сленга.
Первая датируется 20-ми годами XX века, когда революция и гражданская война, разрушив структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодёжи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек.
Вторая волна приходится на 50-е годы XX века, когда на улицы и танцплощадки  городов  вышли  «стиляги».
     Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х годов прошлого века породила разные неформальные молодёжные движения,         и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии. Какова же особенность молодёжного сленга?
     Во-первых, эти слова служат для общения людей одной возрастной категории.
     Во-вторых, молодёжный сленг отличается «зацикленностью» мира молодых и зачастую непонятен людям других возрастных категорий. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности.
     В-третьих, в числе этой лексики нередки и достаточно вульгарные слова.
     В настоящее время словарь молодёжного сленга насчитывает достаточно большое количество слов.
     Наблюдения показывают, что пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днём не просто с демократизацией, но и «вульгаризацией» общественной жизни. Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации: телевидение, книги, газеты и журналы. Они являются ценным источником, потому что оперативно отражают сегодняшнее состояние языка.
     Распространенная  сленговая лексика попадает в них очень быстро, и мы получаем возможность объективно судить о том, какое огромное место занимает она в современном русском языке.
     Вывод:
- молодёжный сленг должен стать объектом пристального внимания учёных-языковедов, так как представляет собой  своеобразный «язык в языке», многие слова которого со временем переходят и могут переходить  в общеупотребительную речь;
- сленг по-своему кодирует, сохраняет и передаёт информацию от одного молодого человека к другому; благодаря  знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности;
- молодёжный сленг никому не навязывается, он просто существует и отличается быстрой изменчивостью в связи с «приходом» в молодёжь подрастающих детей  и их «уходом» во взрослую жизнь;
- сленговые слова и выражения  не всегда вульгарны, а  зачастую точны и ярки, основаны на метафоризации, приобретают эмоциональную окраску.