Детективные сюжеты пенсионной реформы 2019

Сухарев Александр Юрьевич
К очередному этапу пенсионной реформы власть готовилась давно и только выбирала для его запуска подходящее время. Понятно, что своевременное обращение Президента к народу по поводу повышения пенсионного возраста было сценарной задумкой политтехнологов и пунктом дорожной карты по проведению реформы. Понятно и то, что озвученные Президентом предложения по смягчению пенсионных изменений для включения в проект закона 350-ФЗ, на самом деле были заблаговременно продуманы и прописаны в «домашней заготовке», требовалась только отмашка. Закон принят, но есть ощущение, что власть продолжает что-то скрывать, изворачиваться и не договаривать.

Факт повышения возраста выхода на пенсию, конечно, затмевает все остальные планируемые властью изменения в пенсионной системе, которые пока не так заметны и актуальны, но очень скоро дадут о себе знать.
Есть несколько моментов, которые не стыкуются с посылами власти, исходившими от неё в ходе неубедительной агитации и моральной подготовки народа к повышению пенсионного возраста, и тем что получается на самом деле. Эти нестыковки вызывают недоумение и раздражение, если не сказать большего по цензурным соображениям....

О двух таких моментах с "детективным" сюжетом пойдёт речь в этой статье.


Момент первый (потенциальный, может или не может).

Реализованные в законе 350-ФЗ от 03.10.2018 поправки Президента, касающиеся выхода на пенсию на 6 месяцев ранее установленных сроков (для тех, кто достигнет пенсионного возраста в 2019-2020 годах по старым правилам) и на 2 года ранее (для тех, кто будет иметь страховой стаж 42 и 37 лет, мужчины и женщины соответственно) приобрели совсем не тот смысл, который озвучивал Президент при обращении к народу.

Законотворческая казуистика позволила сформулировать отсылающие статьи закона таким образом, что в необходимый стаж 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно) для выхода на пенсию на 24 месяца ранее установленных сроков будут учитывать стаж только непосредственно работы и периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Иные периоды (такие как: военная служба, периоды ухода за ребёнком, периоды получения пособия по безработице, и т.п., перечисленные в статье 12 закона 400-ФЗ) в этот стаж засчитываться не будут.
Каждый может сам сделать вывод, сможет ли он официально подтвердить такой большой стаж без учёта иных периодов, и что надо и не надо было делать в своё время.

Кроме того, в статьях закона, касающихся выхода на пенсию ранее установленных сроков (в обоих случаях, как на 6 месяцев, так и на 24 месяца ранее), использована неоднозначная формулировка - «страховая пенсия по старости может назначаться», т.е. по смыслу получается, что может и НЕ назначаться. Каких-либо критериев определяющих (устанавливающих) возможность или невозможность назначения пенсии в законе не приводится.

Что бы это значило? Неумелая формулировка или всё отдаётся на откуп ПФР для очередной возможности поиграть в сороку из детской сказки - «этому дала, этому дала, а этому не дала»?

Однако вспомним классика: «Если в начале пьесы на стене висит ружье…».

Сдаётся мне, что у этой формулировки есть двойное дно. Вероятнее всего выходящих на пенсию ранее установленных сроков будут считать «досрочниками» и рассчитывать пенсии на более длительный срок дожития, т.е. фактически в уменьшенном размере.

Увеличенный срок дожития для «двухгодичников» и «шестимесячников» как бы должен напрашиваться из смысла и логики предоставляемой льготы и осознаваться потенциальными пенсионерами. Таким образом, будущий пенсионер сам для себя будет определять возможность выйти на пенсию раньше срока и получить при этом меньшую пенсию, или выйти в срок и получить большую пенсию.

Нужно сказать, что это ещё не самый плохой вариант развития событий, по крайней мере, он будет относительно честным способом отъёма денег, но при условии, что власти скажут о таком алгоритме открыто и заранее расставят все точки над «i».
Похожая схема применяется во многих странах Европы, но там из этого не делается никакого секрета и она действует постоянно.

Учитывая подлости нашей пенсионной системы и её исполнительного органа в лице ПФР, всё может пойти и по другому сценарию, может начаться игра «втёмную». Гражданам вообще могут ничего не сообщить о том, что при выходе на пенсию ранее установленных сроков пенсия будет рассчитываться с применением более длительного срока дожития.

Подобные примеры умолчаний в современной пенсионной истории России уже были и есть. Никто же не предупреждал граждан о том, что при выходе на пенсию в феврале-марте периода 2002-2014 годов пенсия будет начислена в значительно меньшем размере (подробнее в статье «Пенсионные циклы и временные ямы 2002-2014 годов» http://www.proza.ru/2017/01/24/1811).

Никто и сейчас не предупреждает кандидатов в пенсионеры о том, что при выходе на пенсию весь последний календарный квартал работы пенсионер будет считаться в ПФР "работавшим пенсионером" со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Для прикрытия «собственной кормы» ПФР самостоятельно (или совместно с Минтруда) может внести в стандартный бланк заявления о назначении пенсии маленький дополнительный пунктик, например – «с назначением пенсии ранее установленных сроков на 6 (24) месяца согласен». Всё, клиент будет считаться созревшим, но могут и этого не сделать.

Каких-либо руководящих указаний сверху по критериям определения возможности или невозможности назначения пенсии в обоих случаях и срокам «дожития» на момент написания статьи работники ПФР не имели.

Был бы рад ошибиться в своих прогнозах, но….
Посмотрим, по какому сценарию будут развиваться события дальше и как всё это  аукнется.


Момент второй (о ПФР и его новом "мутном" статусе публично-правовой компании).

Планируя изменения в пенсионной системе нельзя было не предвидеть, что в связи с увеличением возраста выхода на пенсию в первой половине 2019 года, во второй половине 2020 года, первой половине 2021 года и т.д., практически никто на пенсию выходить не будет.

Вопрос – что будет делать в это время самый большой пенсионный фонд в мире? 
«Сократят»,- подумал Штирлиц, а мы посмотрим Заключение Счётной палаты на проект бюджета ПФР на 2019- 2021 годы.
Читаем: «В связи с проведением организационно-штатных мероприятий предусматривается сокращение штатной численности сотрудников Фонда в 2019 году на 1 271 штатных единиц (штатная численность в 2018 году – 125 529 штатных единиц, с 1 января 2019 года – 124 258 штатных единиц)».
Сильно промахнулся Штирлиц, вопрос-то был про ПФР, а не про пенсионный фонд Германии.

Власть любит использовать среднестатистические показатели в своих аргументах, предназначенных для народа. Посчитаем и мы для власти среднее количество граждан, которые будут выходить на пенсию в ближайшее время, в расчёте на одного работника ПФР.
До 2019 года на пенсию в среднем выходило 2 млн. человек в год, в связи с реформой в 2019 году на пенсию выйдет около 1 млн. человек. Делим 1000000 на 124258, получаем 8,04 чел/год или 0,67 чел/мес. Менее одного пенсионера в месяц на одного работника ПФР, не в час, не в день, в месяц!

Алё-о-о-о, власть, господа-товарищи! Зачем в ПФР столько работников при двукратном снижении числа выходящих на пенсию? Откройте свои замыслы гражданам России!...

Кто ещё не видел социальный ролик ПФР города Череповца, - посмотрите, не пожалеете, чудное до безобразия представление.
На такие ролики и прочую «информационно-разъяснительную работу» в бюджет ПФР  заложены расходы в 2019 году в объеме 663 337,4 тыс. рублей (104 % к 2018 году), в 2020 году – 689 870,9 тыс. рублей (104,0 % к 2019 году), в 2021 году – 699 500,0 тыс. рублей (101,4 % к 2020 году). Цифры позаимствованы из того же Заключения Счётной палаты. 

Почти 700 млн. рублей в год, на что?!
Кому нужны эти социальные ролики и бравурные марши про «пенсионный фонд из дома», если личный кабинет застрахованного лица ПФР так заточен, что сразу после назначения пенсии пенсионерам выдаётся информация с одними нулями.

Проинструктированные работники ПФР с умным видом нагло врут (или сами не понимают, о чём говорят), что все сведения о стаже, учтённой зарплате и взносах трансформировались в пенсионные баллы и поэтому обнулились. Совсем народ за идиотов принимают, любому хоть чуть-чуть соображающему в основах программирования понятно, что нули появляются в отчёте Программы по признаку «запрос от пенсионера», а сами сведения целы-целёхоньки и никуда не подевались.

Кстати, ПФР в своё оправдание по непредставлению сведений пенсионерам через личный кабинет застрахованного лица добился решения суда (от имени Российской Федерации!) о том, что неработающий пенсионер после назначения пенсии не является застрахованным лицом, поэтому представлять какие-либо сведения пенсионеру через личный кабинет ПФР не обязан.
Ножками, с палочкой, на колясочках, в очередь, в очередь…, форма СЗИ-6 пенсионеру не положена, пишем заявление о том, что хотим узнать….
Тогда следующий шаг ПФР – добиться решения суда о невыплате пенсионеру пенсии, поскольку по закону пенсии выплачиваются застрахованным лицам, а пенсионер таковым не является?

Но вернёмся к нашим баранам…. Почему власть не сокращает самый большой антинародный и бесконтрольный фонд в мире с внеплановыми «отпусками» по полгода? Маленькая недоработка или в очередной раз власть что-то скрывает и не договаривает?

Голикова в контексте предстоящего повышения пенсионного возраста много о чём говорила, и о планах объединения 3-х внебюджетных фондов в один, и об отмене бальной пенсионной системы и о доведении уровня пенсий до 40% от зарплаты.

Но пока тихо-тихо запущена другая инициатива Голиковой - трансформация ПФР, ФОМС и ФСС в публично-правовые компании. До 1 апреля 2019 года все внебюджетные фонды, Минтруда и другие заинтересованные ведомства должны представить Правительству свои предложения по потенциальным преобразованиям фондов (народ естественно никто не спрашивает, каких он ждёт преобразований от ПФР).

Закон о публично-правовых компаниях относительно новый и мутный, даже опытные юристы не могут с ним досконально разобраться с точки зрения практического применения.

Важное,- в законе есть существенные нюансы, позволяющие ПФР, облачившись в статус публично-правовой компании, инвестировать временно свободные средства, создавать коммерческие организации на территории РФ и за её пределами, принимать участие в российских и иностранных организациях, в том числе в хозяйственных обществах и партнёрствах.
Не для собственных ли коммерческих структур по замыслу власти ПФР сохраняет специально обученных и прикормленных работников?

Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что по закону о ППК – «Российская Федерация не отвечает по обязательствам публично-правовой компании, а публично-правовая компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации» (сейчас государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР).

Чувствуете, в каком направлении идёт движение? Обещала Голикова, а ПФР не будет отвечать по обязательствам государства.

О сколько нам мгновений мутных ещё реформа принесёт….

17.12.2018