Попутчик. Советы нардиста

Генрих Арутюнов
Дверь в купе приоткрылась и, появившийся на пороге, проводник предложил нам чай. Все утвердительно закивали головами. Сидевший напротив меня атлет с борцовскими ушами спросил у проводника: «А игры есть у Вас?». «Шахматы, шашки, домино», -ответил тот. «А нарды?», - вновь спросил ;борец;. «Увы, не держим», - был ответ. Пока проводник готовил нам чай, у нас разгорелся спор. Сосед по лавке справа, пожилой мужчина с чиновничьим лицом, заметил, что нарды в отличии от шахмат не интеллектуальная игра, и полностью зависящая от зар(кости). На что борец с возмущением отреагировал и прочёл целую лекцию по тактике и стратегии в этой игре. Суть была такова, что в нардах можно играть осторожно, а можно рискуя. Любой бросок зар имеет несколько вариантов игры и, как в шахматах, настоящие мастера стратегически просчитывают партию на много ходов вперёд. А потом перешёл и к психологическим приёмам, которые могут выбить из равновесия противника и тем самым заставить его ошибаться. ;Чиновник; засмеялся и попросил привести хотя бы парочку примеров такого воздействия на соперника. «Записывайте», - с улыбкой сказал ;борец;, и начал свою лекцию по выведению противника из равновесия. «Если со мной играет сильный нардист, то я уже перед началом игры замечаю, что он как -то неправильно сидит. Мол такая посадка за столом это, во – первых, отсутствие школы и явное неуважение к нардам. Спинку надо прямее держать и не ёрзать на стуле. Стоящие рядом болельщики улыбаются, понимая, что я начинаю выводить из себя своего визави. Если мой соперник ухмыляется на это, то я бросаю зрителям фразу:"Сейчас вы увидите, как я сдеру эту улыбочу с его лица».  Тут же не давая сделать ему бросок, обращаю внимание на его «ужасные пальцы». Особенно на указательный и большой, в котором обычно держат перед броском зары. Отмечаю, что они нуждаются в хирургическом вмешательстве, так как самое меньшее надо срезать с каждого пальчика по пол сантиметра и обязательно под углом сорок пять градусов.  Попутно предлагаю своего знакомого хирурга, который многих известных нардистов уже прооперировал. «Естественно»-, говорю я, -«придётся потом каждый день, после заживления раны, шлифовать пальчики наждачкой-нулёвкой,чтобы не наросло дикое мясо. И самое главное, делать по утрам ;зарную зарядку;. Суть которой заключается в утренних пятьсотбросковых упражнениях, справа на лево и наоборот. Болельщики начинают смеяться. А противник уже хмурится и нервно требует начать игру. Я знаю, что он будет сильно хотеть меня обыграть и, естественно, рисковать. После каждого его броска я хвалю, или осуждаю зары. Притом обращаясь к ним то ласкательно, то строго. Диапазон от зары,зарики,до зарочка, заруленька. Обращаю внимание соперника на то, что зря он не записывает мои ходы, а так же советую подписаться на якобы мой журнал-еженедельник «Нарды за рубежом». По ходу я спрашиваю у соперника в какой школе нард он учился и тут же предполагаю, что это, наверное, в каком - то кокандском кишлаке, чем вызываю вновь смех окружающих. Если противник видит, что я выигрываю и говорит, что мне повезло, то я удивлённо обращаюсь к кому-нибудь из болельщиков с вопросом: «Повезло – это на каком языке он сказал? На китайском или японском?». Мол я такого слова в русском языке не слышал. Представляете, как мой соперник начинает терять голову и делать ошибки, которые часто приводят его к ;марсу;(марс-это когда противник не успевает завести шашки в дом).  Ну, а если он всё-таки избегает ;марса;, удачно бросив зары, то я добиваю его словами: «Скажи зарикам спасибо и поцелуй их в интимное место». Все вокруг начинают ржать, и дальше выигрывать у сидящего напротив не составляет труда». Ну а зрителям сообщаю, что играл то я всего на три процента от своих возможностей.
 Сосед справа, обалдевший от этой лекции, вскрикивает: «Где это у зар интимное место?». «Один, один», - смеётся ;борец;. «А Вы не боитесь получить по морде от своего соперника за такие слова?»-возмущается окончательно мой сосед. ;Борец; улыбнулся и сказал: «Нет конечно, я ведь мастер спорта по борьбе и рукопашным боям. И во мне, как видите, сто с лишним килограмм мышц. Так что, пока не станете таким как я, использовать эти приёмы никому не советую». «Кстати» -добавил он чуть спустя, - «Чтобы, как то утешить проигравшего, я информирую его, что в своё время выигрывал в нарды у короля Саудовской Аравии Фейсала, а создателем нард был мой прадед ». Тут нам принесли чай и разговор перешёл к качеству этого напитка, традициям чаепития, искусству заваривания… Но это, как говорит в своей передаче актёр Леонид Каневский, уже другая история.