Папино воспитание

Татьяна Бурдина
Я часто вспоминаю папино воспитание.
Морали мне конечно читали, но я же и не была подарком в школьные годы.
А бить не били никогда, даже когда я этого заслуживала.
Училась-то на одни пятёрки, но мнение всегда и на все имела отличное от общепринятого и вечно влезала в различные споры и дискуссии. Могла запросто посреди урока начать спор с учителем литературы или истории и тем самым регулярно срывала уроки, потому что как правило реальных возможностей меня переспорить просто ни у одного учителя не было, знаний у них не хватало или доводов, или авторитета, не знаю, но проблемы у них со мной были.
Хорошо помню, как классе в 4 или 5 на уроке истории перебила учительницу словами: вы неправильно говорите, там все совсем не так было! И начала рассказывать свою логику течения событий, кто и какие решения принимал и почему все таким образом сложилось. Рассказывала долго и с упоением, все слушали раскрыв рты, в том числе и учительница.
Откуда в голове ребёнка брались такие факты, до сих пор не понимаю, но вот сейчас когда много архивных материалов открылось, вижу, что ведь и вправду тогда говорила дельные вещи, подтверждаются слова-то...
И это ж не единственный случай, в старших классах посерьёзнее диспуты случались.
Если мне было скучно, а такое случалось частенько, я просто книжки на уроках читала, или уводила всех в кино или погулять.
Контрольные решала в пятнадцать минут все варианты, отдавала всем списывать и уходила..
поведение было вопиющим.
Обожала меня химичка, потому что и я ее любила очень, у нас с ней взаимопонимание было потрясающее, она заслуженный учитель РСФСР была и мы с ней самые сложные химические процессы разбирали, зато весь класс в тоске сидел, ничего не понимая. Тоже не очень хорошо. Ну ещё физика-математика, там спорить почти не о чем, решила и ладно, а то, что не тем способом, почти никто меня не доканывал. А вот  с историей и литературой было трудно. Читала я настолько много, что переспорить невозможно было, а фотографическая память давала идеальную грамотность при полном незнании правил. Но при этом на все имелась своя точка зрения и хорошо подвешенный язык, а ещё отсутствие пиетета к преподавателям.. То есть ежегодно повторялась проблема: в конце года грамоту надо давать за отличную учебу, а поведение неуд.
И естественно вызывали в школу родителей. И ходил всегда папа несмотря на его работу и занятость. Что уж он там им говорил, не знаю, какими словами отстаивал меня, но мне частенько  потом дома пояснял: "Танечка, ты пойми, все люди одно и тоже знать не могут, все мыслят по-разному ( это в советские времена-то!!! мне такое говорил папа!!), поэтому если ты видишь что-то, то это же не значит что все видят и знают столько же.
Я возмущалась: папа, она же дура совсем, эта Н.В.
А папа мне на это терпеливо снова говорил, что надо быть снисходительными к людям, которым не дано столько знать, что терпимо надо к таким относиться.
Я ему опять в запальчивости высказывалась, что они двух слов связать не могут, что это за учителя такие косноязычные??? ( это после того как в Екатеринбурге поучилась всего год, но поняла прочувствовала высочайший уровень культуры, и потом когда на Кубань приехали, конечно вешалась буквально тут).
А папа снова и снова просил быть терпимой к людям, не имеющим таких знаний и пониманий.
И не наказывал никогда.
Мне конечно это мое свободолюбие потом по жизни немало проблем дало, но зато бесстрашие и несломленность детская помогали все преодолеть.
Но как помнятся папины слова: " ты же видишь, что человек меньше тебя знает, пожалей его просто, может быть он что-то другое умеет лучше тебя, может быть в чем-то другом преуспеет
Но не надо никогда своё превосходство в знаниях выпячивать, учись быть скромнее и проще. Все люди разные, и никого не надо с собой сравнивать. Ты особенная и они особенные, только в чем-то другом."
Только сейчас понимаю, как он был прав...