Происхождение Казанских Татар

Николай Наумкин
Происхождение Казанских Татар?
Это естественное стремление, когда малый или большой народ, появившийся на земле в обозримым прошлом пытается найти свои истоки. Ведь без собственной древней истории невозможно сохраниться и уверенно развиваться в будущем. Поэтому каждому этносу как воздух нужна своя древняя история. За примерами далеко ходить не нужно, это и Американцы, как национальность появившиеся по историческим меркам совсем недавно, и Немцы во времена правления Гитлера пытавшиеся представить, что произошли от древних Ариев, и современные Украинцы ведущие свое происхождение от мифических Укров. Казанские Татары пытающиеся доказать, что являются прямыми потомками древних Болгар живших когда то на берегах Волги тоже не являются каким то исключением. Поэтому в данной статье попробуем порассуждать на эту тему, и наконец окончательно решить, когда, как, и откуда появились на этой территории Казанские Татары? Но прежде чем говорить о Казанском ханстве, необходимо вспомнить историю самих Болгар пришедших сюда с низовьев Волги. Комплексные раскопки Болгарского городища, проведенные археологами в момент строительства на Волге Куйбышевской ГЕС, обнаружили много интересного связанного с этим в настоящее время исчезнувшим народом. Так ими было выявлено, (что на этой территории, до прихода сюда Болгарских племен уже проживали другие люди, изготовлявшие свою специфическую керамическую посуду путем грубой лепки вручную. После появления на этой территории Болгар, производство местной посуды продолжилось, но уже с использованием принесенного пришельцами гончарного круга. Это показывает, что пришедшие на эту землю Болгары, стали мирно жить с местными племенами, подарив им знания, о гончарном круге, и плуге, о которых прежде местные народы не знали.) 1. (В древних слоях относящихся к появлению здесь пришельцев ученые обнаружили даже древний жертвенник посвященный так называемому Скотьему богу, могучему быку отвечавшему за здоровье домашней скотины. Либо пришедшие на эти земли Болгары, тоже верили в Скотьего бога, или переняли этот обычай у местных народов.) 2. В любом случае возникновение на этой территории нового царства, произошло в результате смешения, коренного и пришлого народов. Далее уже в рукописи Казанского летописца можно найти сведения характеризующие это новообразование. Так Казанский летописец пишет, (за Камой рекой живут Болгары говорящие на поганом языке Черемисском, но говорят были и другие Болгары. Это Отяки Ростовская чернь, бежавшая от крещения с Руси, и поселившаяся в Болгарских жилищах.) 3. Кое какие сведения на этот счет можно почерпнуть и из записок Арабского путешественника Ибн Фадлана приезжавшего с посольством на Волгу и написавшего отчет для Багдадского халифа. В своем отчете он например пишет, (когда Болгарский царь приказал всем своим племенам собраться на реке Илеть, для принятия окончательного решения о внедрении в государстве Ислпма, племена Сувас отказались подчиниться его воле, переправились на высокий берег Волги, став таким образом недоступны для его мести.) 4. Этот фрагмент рукописи показывает, что Болгарское царство в то время не было однородным, а состояло из различных отдельных народов подчинявшихся общему правителю. А что же можно сказать о Казанском ханстве, ведь Татарские ученые утверждают, якобы их предками были именно Болгары? Вот что пишется на этот счет в Казанской летописи, если перевести текст на понятный современный язык он звучит так, (был же на Оке реке старый город, именем Бряхов, оттуда же пришел царь, именем Саин, Болгарский, и поискав по местам проходя, в лето 6680 года, и нашел место на Волге на самой окраине Руси, на этой стороне Камы реки, концом прилежащей к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и Перми.) 5. Если внимательно посмотреть историю, то станет ясно, что хан Саин был правителем Золотой орды задолго до появления на этой территории Казанского ханства и построил свой город на реке Казанка как напоминание Русским князьям, что они обязаны платить ему ежегодную дань. Причем Болгарское царство к этому времени было полностью подвластно Золотоордынскому правителю поэтому об этом хане в летописи и говорится как об Болгарском правителе. Так как на понравившемся хану месте жило большое количество разнообразных змей, он прежде всего озаботился очисткой территории от пресмыкающихся а так же от народа издревле жившего здесь. Вот что говорится об этом в письменном источнике. (Как прежде того, на месте том возгнездились змеи лютые и токовище их, и воцарился в городе скверный царь, из за нечестия своего великим гневом наполнился, и распалившись как огонь, пламенными устами устрашая, и похищая, и поглощая, как овец смиренных людей Русских, во всех окрестностях живущих около Казани, изгнал от нее Русских туземец, и за три лета землю ту пустой сделал, и навел с Камы язык лютый, поганый, Болгарскую чернь, с князьями их и со старейшинами их, и такие же как он суровые, с обычаем злым, наполнил такими людьми землю ту, Черемисой, называемой Отяки, то есть говорят Ростовскую чернь, сбежавшую от крещения Русского в Болгарские жилища, и приложившуюся к Казани. И Болгарские города принадлежат теперь царям Казанским.) 6. Из этого фрагмента летописи видно, что земли за Камой рекой были заселены по приказу Ордынского царя племенами Отяков, по сути своей Славянами успевшими принять Ислам. Вот что говорится в летописи дальше, (И от этого царя Саина прежде всего началась Казань, и называлась юрт Саинов. И любил ее царь, и часто сам от столичного своего города Сарая приходил, и жил в нем, и оставил за себя на новом юрте своем царя от колена своего и князя своего с ним. После того же царя Саина многие цари, кровопийцы, Русских людей губили, и переменяясь царствовали в Казани много лет.) 7. Из истории известно, что правитель Золотой орды не только построил новый город, он приказал перенести в него и чеканку монет, где они чеканились с надписью, новый Болгар. Известно так же, что просуществовал он всего семнадцать лет, после чего был разрушен Московским воеводой, князем Федором пестрым, плывшем воевать с Золотой ордой по реке Волга. Этот воевода разорил не только Болгарский город на реке Казанка, а все царство, после чего на этом месте не было никакого государства в течении примерно сорока лет. Поэтому возникшее позднее на этом месте Казанское ханство нельзя считать прямым потомком прежнего государства, так как многие вещи, прежде существовавшие в Болгарском царстве со временем полностью исчезли. Например, в Казанском ханстве полностью отсутствовала чеканка монет, хотя у их предшественников Болгар монеты чеканились в большом количестве. Да и устройство каменных Болгарских домов резко отличалось от того, что практиковалось позднее в Казани. Через сорок лет после разрушения Саинова юрта в этих местах появился Золотоордынский царевич Улуахмед с тремя тысячами воинов. Вот что на этот счет говорится в летописи. (И идя полем, переправившись через Волгу, и зайдя в пустую Казань Саинов юрт. И мало в городе живущих, и начали собираться Сарацины и Черемиса из разных улусов Казанских, и рады ему были, а избежавшие плена обнищавшие Болгары молили его, быть заступником бедам их, и защитником от насилия, воевания Русского, и быть новому царству строителем. Да не до конца они запустеют, и повинуются ему. Царь же вселился в жилища их и поставил себе деревянный город крепость, на новом месте крепче старого, недалеко от старой Казани разоренной Русским войском. И начали собираться к царю многие варвары с разных сторон, от Золотой орды, и от Астрахани, и от Азова, и от Крыма, и начала окончательно изнемогать в то время великая Золотая орда, усилялась и укреплялась вместо Золотой орды Казань, новая орда, запустевший Саинов юрт кровью Русской кипя. Перешла царская слава, и честь и величество с большой орды и старой матери ордам всем на преокаянную дочь, молодую Казань и сильно же возросло царство как дерево замерзшее зимой, и ожившее солнцем отогретое весной. От злого дерева, говорю же от Золотой орды. Злая, злая ветвь произошла, Казань горький плод извергла, второй раз начавшись от другого царя Ордынского. И тот царь Улуахмед великую воздвиг брань и мятежи на Русской земле, больше всех первых царей Казанских, от Саина царя бывших,) 8. Если внимательно почитать Казанскую историю, то можно найти упоминание того, что среди местного населения оказалось мало девиц, которых могли бы взять в жены воины Улуахмеда, поэтому он разрешил им обращать в Ислам пленных Славянок, после чего брать их в жены. Этот хан Улуахмед провел несколько удачных военных компаний, а однажды даже сжег жилые районы Москвы, правда не захватив Русской крепости. Правил он Казанью семь лет, после чего был убит ножом своим старшим сыном Момотяком. Причем Момотяк зарезал не только своего отца, но и младшего брата Якупа, став таким образом полноправным правителем Казани. Внимательно прочитав историю Казани можно сказать, что татарский народ образовался из слияния самых разных народов, причем значительную часть в формирование новой национальности внесли и Славяне. Если считать, что основным населением на этой территории были поселившиеся здесь по приказу хана Саина Отяки, Славянские племена, когда то убежавшие с Руси. Даже в последние годы существования ханства население государства было не однородным о чем упоминает летописец. Так в одном месте своей истории он пишет, что в ханстве говорили как минимум на пяти основных языках. Главным языком естественно был Татарский, но он еще упоминает горную Черемису, луговую Черемису, Ветлужскую Черемису и Кокшайскую Черемису. Все эти народы входившие в состав Казанского ханства, естественно имели свой отличный от Татарского язык, культуру и обычаи.               
      
                Использованные материалы.
1. Археологический сборник города Поволжья в средние века. 
2. Археологический сборник города Поволжья в средние века.   
3. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
4. Записка Ахмада Ибн Фадлана Багдадскому халифу.
5. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
6. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
7. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
8. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.