При осмыслении какой-либо философской идеи непременно
встает вопрос- способна ли данная идея "материализоваться",
стать вещественной,научной ценностью или же на худой конец
украшающей бытие идеализацией.
Моделируя различные ситуации, основанные на нашем знании и опыте приходим к заключению ,насколько идея реальна ,не благодушное ли это пожелание очередного мечтателя,что само по себе бывает даже полезно или вредная ахинея способная иной раз, благодаря статусу её носителя, превратиться в государственную директиву. .
Человечеству необходимо периодически подчищать этот "мусор" ,может, это хоть немного облегчит поиски настоящей истины.
" Русская идея "-название дал Ф.М. Достоевский,но концепция принадлежит Чаадаеву , начало которой положило "Философское письмо " ,опубликованное 1836г.в"Телескопе".
" Мы не принадлежим ни к Востоку ни к Западу ,-пишет
Чаадаев , МЫ НАРОД ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ".
Главная философская идея Чаадаева именуется «О водворении
царства Божьего на Земле»[1;103]. При этом Царство Божье —
это сравнение со справедливым обществом, которое уже
осуществляется на Западе ..."(позже сторонники Европейского пути на этом делали основной упор).
И пошло , и поехало...Славянофилы,западники, писатели и чиновники все ищут это место , этот путь....,а точнее интеллектуально паразитируют на этой ни к чему не- обязывающей ахинее. Даже в наше время мы слышим о неком особом нашем пути,о роли и месте специально для нас приготовленным ВСЕВЫШНЕМ,и что скоро настанет тот день ,когда мы приступим к своим обязанностям :быть посредниками между Востоком и Западом и как скромные посредники ,естественно, будем получать свои скромные комиссионные!!!.............ЗАЖИВЁМ...
"Русская идея" вырабатывалась на протяжении нескольких столетий и "застолбиться " в ней желающих было и есть хоть отбавляй.Привнесенные идеи этих мыслителей , их советы,пророчества,критика,пожелания... как народу так и правящему сословию, зачастую входили в ранг государственной политики !!! .
Прошло почти 200 лет.И где ЦАРСТВО БОЖИЕ Федора Михайловича.? Увы,его НЕТ!!!Как же так, наиглавнейшая идея писателя, призванная преодолеть разрыв между образованными слоями и простым народом плюс поспособствовать, по замыслу Достоевского, общественному согласию ,этому ценнейшему состоянию государства в деле
социального спокойствия, ...оказалась фикцией.
------------------
А вот как выглядит государственное устройство Ф.В.НИЦШЕ.
---------------
Основная мысль НИЦШЕ о задачах и структуре полагаемого порядка.....
В истории «всякое возвышение типа “человек” было до сих пор - и будет всегда - делом аристократического общества как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство»
Отсюда ясно, что следует, «скрепя сердце, выставить жестоко звучащую истину: ... рабство принадлежит к сущности культуры ... Страдание и без того уже тяжко живущих людей должно быть еще усилено, чтобы сделать возможным созидание» культурных достижений небольшому числу высокоодаренных человеческих индивидов. Таким образом, можно «сравнить блестящую культуру с обагренным кровью победителем, который в своем триумфальном шествии волочит привязанных к его колеснице побежденных как рабов».
----------------
ГОСУДАРСТВО:
1. Власть - Аристократы.(Ценности, представительство)
2. Военные - (сила,управление,насилие..)
3. РАБЫ - НАВСЕГДА.
Согласимся , обе системы что Достоевского ,что Ницше
не лишены были в далеком прошлом смысла(исторического,эволюционного), крайне противоречивы и в наше время абсолютно бесперспективны как с рабами,так и с БОГОМ...
Можно предположить ,что исламские государства подходят ,однако ,там отсутствуют социалистические начала ,наличие которых обязательны у писателя...
--------------------------
Согласием ответим Федору Михайловичу и на выдвигаемую им идею братской соборности, как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех». Гордимся ,уважаем и отсылаем эту благостную ахинею в ту же кучу.Однако ,предлагаю все же оставить ввиду её "климатической" значимости....
Ницше называл подобное "перспективисткими кажимостями"т.е.
(верой в благостные фантазии).
("..Вследствие этого все они вместе живут в тумане безличных, полуличных мнений и произвольных, почти фантастических, критериев, – один постоянно в голове другого, а этот другой, в свою очередь, в голове третьего: странный мир фантастических образов, который вдобавок умеет придать себе такой трезвый вид. Этот туман мнений и привычек растет и живет почти независимо от людей, которых он покрывает; в нем заключается страшная сила всеобщих суждений о «человеке»,"вещах" )и т.д....;
---------------------
В.В. Розанов как-то заметил: "Достоевский, как пьяная нервная баба, вцепился в "сволочь" на Руси и стал пророком ее".
И.С.Тургенев "Певец мифической русской души...".
--------------------
==============================
....то в любом случае для героев Достоевского одиночество – это бегство больного, а для Ницше-Заратустры – это бегство от больных.Менее звучно но ближе к действительности , изоляция больного у Ф.М. и уединение у НИЦШЕ.
===================================
===================================
"И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! <...> Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно...
Кто виноват? ..... То-то,кто виноват? ".
( Записки из мертвого дома) Достоевский Ф.М.
Именно на подобные замечания Достоевского ссылается НИЦШЕ,убеждая нас в необходимости "Вернуть злому человеку чистую совесть — не это ли является моим непроизвольным стремлением?»". [1] — спрашивает Ницше и уточняет вопрос: «А именно злому человеку, поскольку он — сильный человек?» [2]. И тут же в скобках добавлено: «При этом привести суждение Достоевского о преступниках из тюрем» .
Судите сами,к произнесенному не придраться. Это не вырвано из контекста данной страницы или главы...(проверял).Однако,как массовое явление присущее всему повествованию "Записок...",явно не соответствует.Каторжан
в остроге с подобными характеристиками"даровитых,сильных,
незаконно.."...видимо осужденных,представлен собирательный образ "народа нашего", исчисляется единицами!!!.Они , как правило, входили в ближний круг писателя ,коим Федор Михайлович и посвятил выше приведенный отрывок.
=============================================
А вот как представлен основной контингент "сидельцев" писателем уже по существу.
-------------------------------
Были здесь убийцы невзначай и убийцы по ремеслу, разбойники и атаманы разбойников.
а). Ни признаков стыда и раскаяния! (совпадение с идеей НИЦШЕ)авт.
г). Я сказал уже, что в продолжение нескольких лет я не видал между этими людьми ни малейшего признака раскаяния, ни малейшей тягостной думы о своем преступлении и что большая часть из них внутренне считает себя совершенно правыми. Это факт. ( авт. Совпадение с НИЦШЕ).
------------------------
( "а" - "г") - высказывания НИЦШЕ о преступниках (не презирать за преступление)
поразительно совпадают с психологией каторжан Достоевского.
-------------------------------
В преступнике же острог и самая усиленная каторжная работа развивают только ненависть, жажду запрещенных наслаждений и страшное легкомыслие
Отец ограничивал его, уговаривал; но у отца был дом, был хутор, подозревались деньги, и – сын убил его, жаждая наследства.Арестанты презирали его не за преступление!!!!, о котором не было и помину, а за дурь, за то, что не умел вести себя. (авт.-Совпадение с НИЦШЕ...).
Большинство было развращено и страшно исподлилось. Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная. (Ф.М. - Зап.м..д..).
---------------------
И Т.Д......Убийцы ,насильники,воры,мошенники...
И как подобные субъекты могли быть ценной частью вообще какого-либо народа..
Достоевский безусловно весьма популярен на Западе,что произошло даже быстрее ,чем его признали на Родине ,в России ,учитывая какой великолепный пропагандистский материал он " подкинул " нашим недоброжелателям,пополнив
измышления этого г....ка маркиза де Кюстина.(Увы,его наблюдения актуальны даже в наше время). Многие ссылаются на него до сих пор,и им нечем возразить.А.Тургенев, провожая де Кюстина в Москву,даёт ему рекомендательное письмо к П.Чаадаеву,философские письма которого,опубликованные в 1836г. году, схожи с замечаниями де Кюстина на 99,999 %.(1839г.)
Тематика одна,схожесть 100%, но мотивы авторов абсолютно различны.Чаадаев болеет душой за РОССИЮ,Кюстин - русофоб.
В этом различие.
Позицию в этом вопросе я полностью разделяю с Жуковским назвавшим де Кюстина собакой, признавшись ,однако, что большая часть написанного
соответствует действительности.
Де Кюстин в своих письмах не затронул...(так !!! как смог бы) главное
зло РОССИИ - правящее дворянское сословие, самодержавие....
------------------------
Вернемся к Федору Михайловичу.
Даже в наше время ссылок на героев романов Достоевского
предостаточно.Один Раскольников с топором чего стоит.
=====================================
НИЦШЕ - Достоевский
Количество совпадений прямо текстовых ,поражает .
(отмечено исследователями).
а). К примеру :"...арестанты не роптали на наказания, хотя такая жизнь похожа была на жизнь поселившихся на горе Везувии".!
Достоевский.
в). Стройте свои города у Везувия! Посылайте свои корабли в неизведанные моря! Живите, воюя с равными вам и с самими собой! Будьте разбойниками и завоевателями, покуда вы не можете быть повелителями и владетелями, вы, познающие!
НИЦШЕ.
---------------
а). "Я никогда не мог понять,как можно любить своих ближних".
Ф.М. Достоевский.(Иван Карамазов)
в). "Скорее я посоветую вам бежать от ближних и любить дальних! Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему..".
Ф.В. НИЦШЕ.
-----===========-----------=======-------------==========
Это вовсе не означает совпадения мировоззрения,а лишь
общей точкой отсчета, интерес к психологии одних и тех же социальных групп, последующая оценка которых видится и философом и писателем в диаметрально противоположных напрвлениях.
НИЦШЕ позже, без особого удовольствия, кое наблюдалось при первом его "знакомстве" с Федором Михайловичем,....отмечает это различие.....